Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:12, контрольная работа
Слово «государство» знают все. Есть два значения этого термина: государство — страна, т. е. политико-географическое образование, и государство как организация политической власти (система институтов власти).
Есть несколько концепций происхождения государства: теократическая, патриархальная (государство — «отец родной»), договорная, «теория завоевания», социологическая (марксистская — государство возникает в результате имущественной и классовой дифференциации общества, экономически господствующий класс закрепляет свое положение и политически) и др.
Введение.......................................................................................................... 3
1. Развитие государства в истории России……………………………….......5
2. Советское государство……….....................................................................11
3. Тенденции развития современного государства…………...……....……...15
Заключение………………………………………………………………..……17
Список литературы……………….
После
разгона Учредительного собрания единственным
высшим органом власти в стране стал
Всероссийский съезд Советов. Этот
орган под разными редакциями
названия в качестве высшего властного
органа просуществовал в СССР до декабря
1991г., когда в результате Беловежских
соглашений между тогдашним руководством
Российской Федерации, Украины и
Белоруссии был ликвидирован Советский
Союз, а в России - до декабря 1993 г.,
когда после расстрела
2. Советское государство
В политической науке выделяют советский тип государственности. Советское государство создавалось в конкретных исторических условиях и на основе марксистских теоретических представлений.
Оно
складывалось как полная противоположность
государству буржуазно-
Особенностью
советского государства была руководящая
роль Коммунистической партии. Партия
осуществляла подбор кадров на все
руководящие государственные
Руководящая роль Коммунистической партии выражалась в наличии реальной и авторитарной власти Генерального секретаря ЦК. Власть Генерального секретаря представляла собой одну из разновидностей президентской диктатуры. Советское государство не выработало механизма периодической передачи власти от одного вождя к другому, что создавало напряжение в обществе всякий раз, когда умирал очередной вождь.
Правда,
будучи не правовым, советское государство
смогло реализовать социальную функцию.
Успехи системы здравоохранения, образования
и воспитания, культуры, политика поддержки
семьи и материнства, занятости
и т. д., созданные в советском
государстве, были признаны во всем мире.
Отмена руководящей роли КПСС привела
к развалу государства и
Современное российское государство по своему типу является переходным. Оно несет на себе отпечаток черт традиционной государственности: стремление контролировать раз личные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Появились демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, формальное следование Конституции.
Процесс создания правового и социального государства в России займет много времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем: укрепления государственной власти, федерализма, развития гражданского общества, соблюдения, принципов социальной справедливости.
В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления».
Подлинное же правовое демократическое государство означает, что граждане должны воспринимать себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными делами, должны научиться управлять «слугой-государством», усиливать его позитивные качества и снижать негативные. Правовое государство - это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека.
Необходимо
коренным образом преобразовать
социально-экономическую и
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает положение в области прав человека, коррупция, расцвет бюрократизма, рост преступности и т.п.
Очевидно,
что в содержательном плане Россия
к правовому государству
Во-вторых,
существует потребность в правовой
ориентации политической элиты. До тех
пор пока не заработают правовые институты,
необходимы сверхусилия высших субъектов
власти, направленные на сохранение начал
правовой организации. В настоящее
время функции гаранта
В-третьих, без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры.
В
целом можно говорить о том, что
в России в 90-е гг. появились, формальные
предпосылки для движения к правовому
государству. К этим предпосылкам относятся
элементы демократического политического
пространства, идеология части правящей
элиты, ее субъективные усилия по демократизации
политической науки, гласность, свобода
слова, совести, печати, собраний и т.д.
Можно говорить о возникновении
содержательных предпосылок правового
государства в виде института
частной собственности и
Какие
шаги можно предпринять для развития
правовых отношений? Во-первых, демократия
требует более высокого уровня осознания
всего процесса реформирования. Во-вторых,
движение к правовому государству
не может не носить комплексного характера.
В-третьих, политическая система России
требует не только внутренних воздействий,
но, очевидно, более активной политики
всего мирового сообщества в соответствии
с сегодняшними реалиями и тенденциями
развития информационного общества.
3.
Тенденции развития
современного государства
1. Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в конституциях многих европейских стран.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., провозглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской формой правления.
2. Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.
3. Тенденция
4. Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к интеграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств.
Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финляндией и насчитывает 15 стран.
Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из унитарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятельного государства.
Стремление
к самостоятельности и
5. Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способствовать укреплению стабильности государства.
6.
Еще одна важная тенденция связана с сокращением
бюрократического управленческого аппарата
и уменьшением расходов на его содержание.
Государственные служащие-бюрократы имеют
свои эгоистические интересы, не совпадающие
с интересами государства.
Заключение.
Конституция
РФ содержит характеристики российского
государства как
Россия
не является развитым социальным,
Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.