Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Власть - это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, проблема культуры общества и жизни конкретного человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволяют понять многие проблемы современного общества. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований политической власти до сих пор являются спорными.
1.Введение……………………………………………………………….3
2. Власть и её виды……………………………………………………...4
3. Функции власти……………………………………………………....8
4. Формы власти………………………………………………………...9
5. Политическая власть. Виды и признаки политической власти….11
6. Функции политической власти…………………………………….13
7. Ресурсы политической власти……………………………………..17
8. Специфика политической власти………………………………… 19
9. Заключение………………………………………………………… 21
10. список использованной литературы……………………………. 23
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Власть и её виды……………………………………
3. Функции власти…………………………………………
4. Формы власти………………………………………………
5. Политическая власть. Виды и признаки политической власти….11
6. Функции политической власти…………………………………….13
7. Ресурсы политической власти……………………………………..17
8. Специфика политической власти………………………………… 19
9. Заключение……………………………………………………
10. список использованной литературы……………………………. 23
Введение
Власть - это центральное,
организационное и регулятивно-
Многими учеными выделяется проблема отношения политики к власти, причем эти понятия нередко отождествляются. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. В политической науке и философии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отношений. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры всевозможных масштабов (правительство, парламент, монарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть – причиной политики. Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности политической власти является крайне актуальным.
Власть и её виды
Проблема власти всегда
являлась центральной темой
1) Классовая
(марксистская) концепция - власть — организованное
господство одного класса (экономически
доминирующего) над другими классами общества.
2) Элитарная
(от фр. elite — лучшее, отборное) концепция
- власть исходит из разделения общества
на элиту и массы и представляет собой
отношение между господствующей элитой
(меньшинством) и подчиненными массами
(большинством).
3) Структурно-организационная
концепция - власть проистекает из универсальности
иерархической структуры организации
политической жизни, предполагающей отношения
подчинения низших уровней высшим. Власть
— это социальное сосредоточение командования.
4) Поведенческая
концепция - власть, стремление к ней —
доминирующая черта человеческой психики
и сознания.
Таким образом, имеет место множество
определений власти, описаны различные
ее проявления. Однако до сих пор нет устоявшихся
однозначных подходов к ее сущности.
Власть
— это:
- волевое
воздействие на поведение людей со стороны
субъекта власти;
- способность
одной стороны (индивида или группы) влиять
на поведение другой стороны вне зависимости
от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству
или нет;
- механизм
организации и регулирования совместной
деятельности.
Власть
появляется одновременно с человеческим
обществом, которое не может обойтись
без нее, так как безвластие означает хаос,
распад, бесцельность существования.
Любая власть
предполагает неравенство в отношениях
между властвующими (субъектами власти)
и подвластными (объектами власти). С этим
связана возможность злоупотребления
властью и использования ее во вред подвластным.
Можно выделить
следующие компоненты власти:
1) субъект
власти - человек, общность людей, организация,
народ, мировое сообщество, объединенное
в ООН;
2) источники
власти - авторитет, сила, престиж, закон,
богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
3) объект
власти - индивид, социальная группа, класс
и т. п.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, выделив экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.
Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения всех наших целей».
С экономической
властью тесно связана власть с
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Существуют и другие подходы к выделению видов власти, например, по широте распространения можно выделить следующие виды власти:
- мегауровень (власть на уровне международных организаций - ООН, Европейский Союз и т.п.);
- макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);
- мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
- микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
По функциям государственных органов различается власть:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти можно выделить власть:
- тоталитарную;
- авторитарную;
- либеральную.
Это примеры лишь некоторых, самых распространенных классификаций.
Функции власти
В научной литературе
принято выделять различные
- функция господства - институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства;
- функция руководства - деятельность субъекта власти по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития;
- функция регуляции - управление поведением человека, группы, сообщества, направленная на обеспечение соответствия поведения, оценок, решений, всей активности субъекта разделяемым им ценностям;
- функция контроля - применение совокупности средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям;
- функция управления - процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия субъекта власти на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.) на основе познания и использования, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Также существуют следующие функции власти:
Формы власти
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:
1) анонимная власть, «распыленная»
среди членов примитивного
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
3) институализированная
власть, опирающаяся на деятельность
специализированных институтов, которые
выполняют определенные
Также мы можем говорить и о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце прошлого века - системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия европейских сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и граждан более десятка европейских стран. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма, которую еще иногда называют государственно-публичной, и четвертая являются, собственно, политической властью. Кажется полезным обратить внимание на то, что исторически понятие «власть» (греч. Cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения называлось «политика». Так исторически сложилось и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».
Существует множество классификаций
(типологий) власти.
1) по степени институциализации
- правительственная, городская, школьная
и др.;
2) по субъекту власти
- классовая, партийная, народная, президентская,
парламентская;
3) по режиму правления
- демократическая, авторитарная, деспотическая
и др.;
4) по правовому признаку
- законная — незаконная; легальная —
нелегальная;
5) по количеству индивидов,
принимающих ключевые решения - коллективная
(общественная, классовая, групповая) и
личная (единоличная);
6) по сферам воздействия
- экономическая, политическая, информационная,
идеологическая, духовная и др.
Цель власти состоит в том, чтобы посредством
прямого или косвенного воздействия на
людей, их объединения или разъединения:
- противодействовать деструкции, кризису, нейтрализовать упадок, конфликты;
- стремиться к максимуму
стабильности общества, способствовать
его совершенствованию,
Политическая власть. Виды и признаки политической власти
Одной из важнейших в
жизнедеятельности
Политическая
власть (от гр. politike — искусство управления
государством, от polis — город-государство)
— это право, способность и возможность
отстаивать и претворять в жизнь определенные
политические взгляды, установки и цели.
Политическая
власть имеет ряд признаков, отличающих
ее от других видов власти.
Признаки
политической власти:
1) только
ей принадлежит право использовать силу
в пределах страны;
2) характерно
существование единого общегосударственного
центра принятия политических решений;
3) имеет
возможность использовать самые разнообразные
средства (принудительные, экономические,
социальные, культурно-информационные);
4) действует
на основе права от имени всего общества.