Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Власть - это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, проблема культуры общества и жизни конкретного человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволяют понять многие проблемы современного общества. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований политической власти до сих пор являются спорными.
1.Введение……………………………………………………………….3
2. Власть и её виды……………………………………………………...4
3. Функции власти……………………………………………………....8
4. Формы власти………………………………………………………...9
5. Политическая власть. Виды и признаки политической власти….11
6. Функции политической власти…………………………………….13
7. Ресурсы политической власти……………………………………..17
8. Специфика политической власти………………………………… 19
9. Заключение………………………………………………………… 21
10. список использованной литературы……………………………. 23
Политическая власть имеет множество
разновидностей:
1 классификация: с
точки зрения своего предназначения –
законодательная, исполнительная, судебная;
2 классификация: по
месту в структуре власти - центральная,
региональная, местная;
3 классификация: по
основному субъекту - монархическая, республиканская.
Существует
классификация видов политической власти
в зависимости от типов социального господства,
которые с ней связаны.
Типы политической власти:
• Традиционный — опирается
на традиции, ритуалы; это власть обыденности,
привычности и неизменности.
• Легальный — основывается
на правовых нормах и рациональных понятиях.
• Харизматический (гр. charisma
— милость, Божий дар) — опирается на особую
притягательную силу лидера.
Эти три
идеальных типа господства практически
нигде не представлены в абсолютном виде.
Можно привести примеры каждого из них,
однако любая политическая система включает
элементы всех трех типов.
Функции политической власти
Исследователи выделяют
следующие функции политической
власти: формирование политической системы общества, организация
его политической жизни, политических
отношений, которые включают отношения
между государством и обществом, общественными
институтами, классами; управление делами
общества и государства на разных уровнях,
руководство органами власти и политическими
и неполитическими процессами, контроль
политических и иных отношений; создание
определенного, характерного для того
или иного общества типа правления, политической
системы, соответствующих ей политических
отношений и других политических характеристик
общества.
Политическая
власть в современном мире должна быть:
— ограничена,
т. е. разделена на законодательную, исполнительную
и судебную;
— регламентирована,
т. е. определена рамками закона и находится
под общественным контролем;
— нституциональна,
т. е. имеет организационное выражение;
— легитимна
(лат. legitimus — законный), т.е. имеет общественно-моральное
оправдание и признание.
Важнейшей
составляющей политической власти является
государственная власть.
Государственная власть
— один из видов власти в обществе, где
в качестве субъекта власти выступает
государство в лице своих органов, учреждений
и должностных лиц, а в качестве объекта
власти — население страны: граждане (в
республиках) или подданные (в монархиях).
Государственная власть
имеет свои отличительные признаки:
— публичный
характер, т. е. выступает от имени общества;
— суверенный
характер, т. е. верховенство по отношению
ко всем другим физическим лицам, учреждениям,
организациям внутри страны (внутренний
суверенитет) и независимость в решении
всех вопросов своей политики в отношениях
с другими государствами (внешний суверенитет);
— ограниченность
территорией,, это базовое условие существования
государства.
Понятие
«политическая власть» шире понятия «государственная
власть». Политическая власть осуществляется
не только в рамках государства, но и в
рамках партий, профсоюзов, международных
организаций. Однако государственная
власть является стержнем политической
власти.
Большое
значение для политической власти имеет
проблема ее устойчивости.
Основные
принципы устойчивости политической власти
– это:
1) легитимность
власти - процедура общественного признания
власти, политических решений, лидеров,
партий, организаций и движений;
2) результативность
власти - степень выполнения властью тех
функций и ожиданий, которые возлагает
на нее население.
Признаки легитимности власти:
• Положительная
оценка власти, признание права на управление,
согласие на подчинение;
• Признание
власти гражданским обществом;
• Признание
власти мировым сообществом.
Признаки результативности власти:
• Успешная
экономическая политика;
• Устойчивый
рост благосостояния основной части населения;
• Укрепление
общественного порядка;
• Авторитет
на международной арене.
Одной из
самых распространенных классификаций
государственной власти является ее деление
на законодательную, исполнительную и
судебную. Эта типология основывается
на теории разделения властей.
Цель разделения
властей - предотвратить возвышение оной
из властей над другими, утверждение авторитаризма
и диктаторского режима в обществе; предусмотреть
систему «сдержек и противовесов», направленную
на то, чтобы свести к минимуму возможные
ошибки в управлении
Теория
разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье,
А. Гамильтон, Д. Мэдисон). Основные положения.
Разделение властей
и их основные функции.
Законодательная (парламент)
- представляет интересы граждан, издает
законы.
Судебная власть действует
независимо от политического влияния,
судьи пользуются правом длительного
пребывания в должности.
Исполнительная (правительство)
- управляет государственными делами.
Судебная (судьи всех уровней) - следит
за соблюдением законов органами власти.
Таким образом,
разделение властей предоставляет определенные
гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.
Однако этот принцип нельзя абсолютизировать:
для нормального функционирования государства
необходимо взаимодействие всех ветвей
единой государственной власти.
Ресурсы политической власти
Политическая власть – «способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия.
Условие эффективной политической власти – ее легитимность. Слабая и неэффективная политическая власть порождает конфликтность в обществе, она неспособна управлять конфликтными процессами». Само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.
Экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
Другой важный вид ресурсов политической власти - силовые ресурсы, с помощью которого обеспечивается оборона страны, охрана внутреннего порядка, обеспечение безопасности самой политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Силовые ресурсы — армия, полиция, службы безопасности, суд, принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Данный вид ресурсов можно назвать одним из самых эффективных, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, самой жизни. Политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы и влияния на общество, во время экономических и политических кризисов, например, для подавления массовых выступлений.
Информационные ресурсы - СМИ. Возможно, самый молодой, но в то же время, эффективный и важный вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Данный ресурс политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут использоваться как ресурс (формирование общественного мнения, манипулирование) и антиресурс политической власти. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности
На вопрос, какой именно ресурс является самым важным, нет однозначного ответа. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.
Специфика политической власти
Специфика политической власти связана со способностью индивидов, групп
и их организаций реализовать свои интересы
и волю с помощью средств политико-государственного
управления и контроля. Политическая власть
делится на государственную и обществен
К другим проявлениям специфики политической власти можно отнести следующие:
- в отличие от межличностной, политическая власть присутствует в отношениях между большими социальными группами, государствами, сообществами, общественными организациями;
- политическая власть предполагает необходимость организационных процедур для выражения интересов общей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение политического интереса через партию, государство и другие институты);
- возможность использования самых разнообразных ресурсов (экономических, принудительных, информационных и т.п.);
сочетание открытых и теневых центров власти, действующих скрытно, вне сферы общественного контроля;
- моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие от власти экономической, которая в условиях рынка предполагает плюрализм субъектов власти);
- иерархичность отношений власти;
- делегирование (передача) части властных полномочий от одного субъекта другому, который берет на себя ответственность за их выполнение (модель: центральная власть> местные власти);
- идеологичность.
Специальное назначение политической власти неоднозначно, что проявляется в ее способности выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества. В первом случае с помощью властей поддерживается общественный порядок, решаются конфликтные ситуации, во втором - обеспечивается господство одних социальных групп над другими.
Заключение
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида.
Политическая власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом.
Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти и ее объектом - народом.
Политическая власть реализует ряд важных функций, таких, как, например, организаторская и воспитательная функция, функция контроля, социализации и другие.
Важным аспектом здесь также является понятие ресурсов политической власти – средств, технологий, которые используются субъектами политической власти для достижения цели. К важнейшим ресурсам (во всем их многообразии) относят силовые, экономические, социальные и информационные ресурсы. Необходимо помнить, что не существует какой-либо определенной иерархии ресурсов – все они используются в той или иной мере постоянно, с учетом поставленной цели.
Легитимность также является феноменом, понимание сути которого, способно помочь в выяснении сущности политической власти, ее оснований.