М. И. Кошкин - главный конструктор легендарного танка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

В настоящее время многие не знают своего прошлого, не задумываются о жизни своих предков.

Содержание

I. Введение ……………………………………………...... 3
II. Основная часть «М.И. Кошкин - главный конструктор легендарного танка»…………………………………….. 5
II. 1. Начало пути………………………………………. 5
II. 1. а. Детство и юность……………………………… 5
II. 1. б. Годы учебы………………………………………. 6
II. 2. Дело жизни………………………………………. 7
II. 2. а. Работа над танком Т-32………………………... 7
II. 2. б. Рождение «тридцатьчетверки»………………. 8
II. 2. в. Технические характеристики Т-34-76……... 9
II. 3. Память потомков……………………………….. 11
III. Заключение…………………………………………... 13
VI. Список используемых источников и литературы… 14

Работа состоит из  1 файл

М.И.Кошкин..doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

II. 2. Дело жизни 

II. 2. а. Работа над танком Т-32 

      Начало самостоятельной конструкторской  деятельности Михаила Ильича  положила работа над новым  танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М.И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода (см. прилож. № 7. Вскоре ему была поручена работа над совершенно новым танком Т-11. Но Михаил Ильич уже тогда начал понимать, что будущее за танками с мощной броневой защитой. Однако усиление брони сразу увеличивало вес танка, требовало более мощного двигателя и порождало массу новых проблем. Далеко не все из них удалось разрешить в Т-11, но работа над ним помогла Кошкину накопить необходимый опыт. Затем Михаил Ильич создал танк Т-32. Разработанный им танк был снабжен чисто гусеничным движителем. Это позволило значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Оставаясь по весу средним танком, машина Кошкина по толщине брони и огневой мощи стояла на уровне тяжелых танков. Вместо привычной для средних типов 45-мм пушки, конструкторы запланировали установить самую мощную из разработанных тогда – 76-миллиметровую.

      Летом 1938 года проект нового танка предложили на обсуждение Главного военного совета. Новизна машины многим пришлась не по вкусу. Т-32 подвергли критике. Но Сталин, за которым оставалось последнее решающее слово, не дал запретить проект и приказал изготовить опытные образцы.

      Генерал армии А.А. Епишев говорил:

 «Хорошо  помню, сколько трудностей пришлось  испытать, преодолеть, прежде чем  появились первые образцы новой  боевой машины. И это понятно.  Подобного аналога в мировой  практике танкостроения не было. Не таким уж богатым был и собственный опыт... Поэтому конструкторам, инженерам, техникам во многом пришлось идти непроторенными тропами, проявляя творческую, техническую и определенную политическую смелость в поиске наиболее оптимальных решений».¹

      В ходе работы над опытными образцами Кошкин решился еще на один эксперимент -  сварная башня была заменена цельнолитой, что должно было значительно упростить серийное производство. В 1939 году Т-32 представили Государственной комиссии для ходовых испытаний. Весивший 26, 5 тонн танк показал прекрасную проходимость. Скорость его достигала 55 км/ч. Это произвело впечатление даже на заведомых противников

_______________________ 

 ¹  Из рукописных воспоминаний Веры Николаевны Кошкиной

.  Комиссия  отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не нравился чисто гусеничный движитель. Но вскоре начавшаяся финская война заставила комитет обороны в середине декабря 1939 года принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал изначально Михаил Ильич, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое наименование  Т-34, под которым и вошел в историю (см. приложение № 8)

           

II. 2. б. Рождение «тридцатьчетверки» 

      Близкий друг Кошкина В.Васильев, который работал под его руководством  в группе проектирования, где  рождался Т-34, говорил: «Человек  удивительной нравственной чистоты,  живший в постоянном напряжении  ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели – создать принципиально новый, небывалый в мире танк».¹

      Впервые танк Т-34 был испытан  на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

      Вера Кошкина отзывалась о муже так:        

«Кошкин был из тех, для которых дело прежде всего, которые везде хотят поспеть, берут на себя как можно больше. Во время перегона танков Т-34 на генеральные  смотрины в Москву Михаил Кошкин решил  ехать вместе с механиками и водителями, хотел воочию увидеть, как поведут себя машины на таком длительном марше. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе».²

      По воспоминаниям ветерана танкостроения  А. Забайкина, "Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, логичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив".3

      В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись  _________________

¹ Из рукописных воспоминаний Веры Николаевны Кошкиной

2 Из рукописных воспоминаний Веры Николаевны Кошкиной

3Из рукописных воспоминаний Веры Николаевны Кошкиной

удивительными, особенно на фоне других машин. Был дан приказ готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года.

         Коллеги Кошкина говорили о  нем: «Михаил Ильич Кошкин был  беспредельно скромным человеком.  Он жил для людей и погиб  ради жизни на земле. Кошкин  умело руководил большим коллективом  умных и преданных делу людей, делу всей его жизни. И всегда говорил: «делаем вместе».¹

          Кошкин не дожил до начала  войны и поэтому не стал  свидетелем колоссальной популярности  своего танка. Единственной при  жизни ему наградой был: «Орден  Красной Звезды»,  боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны.

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих  стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка.

«Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым».² (И.С. Конев)

         Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года.

         За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов.

Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков. 

II. 2. в. Технические характеристики Т-34-76 

          От множества бронированных машин  в период Великой Отечественной  войны средний танк отличало  то, что, пройдя всю ее от  самого первого дня и до  Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина

_____________________

¹ Из рукописных воспоминаний Веры Николаевны Кошкиной

² Буклет «К 100-летию со дня рождения главного конструктора танка Т-34 М.И.Кошкина». Переславль – Залесский, 1998 г.

 по  максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления. Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт.

          Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания. 

Технические характеристики Т-34-76

Тип танка средний
Экипаж, чел. 4
Боевая  масса, т 30,9
Длина, м 6,62
Ширина, м 3
Высота, м 2,52
Количество  пушек/калибр, мм 1/76
Количество  пулеметов/калибр, мм 2/7,62 мм
Броня лобовая, мм 45
Броня бортовая, мм 45
Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.
Максимальная  скорость 51 км/ч
Запас хода, км 300
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. 3. Память потомков 

        Он так и не узнал о своей  славе! Все почести М.И. Кошкин  заслужил уже потом, когда в  боях за Родину прославился его танк, серийного производства которого он добивался в тяжелой и упорной борьбе в то сложное, тяжелое для страны время. Его имя вошло в Большой энциклопедический словарь: «Кошкин Михаил Ильич (1898-1940), советский конструктор. Член КПСС с 1919. Под руководством Кошкина создан средний танк Т-34 – лучший танк периода 2-й мировой войны 1939-45. Государственная премия СССР (1942, посмертно)»1. В книге «100 великих россиян» есть статья, посвящённая моему прадеду. Его именем была названа улица в Харькове. Раньше она называлась Червонный шлях – Красный путь, короткая и красивая, зеленая аллея – как была прекрасной и короткой его жизнь.

         Елизавета Михайловна охарактеризовала  жизнь отца так:

         «Яркая вспышка молнии – зигзаг, прорезавший все трудности на пути во славу Родины»2.

          Улица Кошкина ведет путь от  главной проходной завода, на  котором был создан танк Т-34, которому он без остатка отдал  свою мечту, свои помыслы, талант, силу ума, силу воли, свою жизнь». Здесь ему поставлен памятник в виде ствола танка, а вокруг – след от Т-34.

         Бывшая улица Широкая в городе  Переславль-Залесский около стадиона  «Славич» получила имя М.И.  Кошкина. На насыпном холме  у стен древнего Горицкого  монастыря установлен танк Т-34. Отсюда ежегодно уже много лет спортсмены Ярославской области проводят традиционный авто-мотокросс, посвященный знаменитому земляку. Стоит на постаменте «тридцатьчетверка» и в городе Ярославле. А на перекрестке Москва – Переславль-Залесский – Архангельск она возвышается над целым мемориальным архитектурным комплексом.

Его имя  носит и улица на его родине в п. Брынчаги. В доме, где родился Кошкин местная администрация планирует открыть его музей

В ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной  войне  открыт памятник-бюст М.И. Кошкина в Харькове.(см. приложение № 9)

          Установлены мемориальные доски  там, где жил и работал Михаил  Ильич: в г. Кирове (Вятка), в Санкт-Петербурге (Ленинград), в Харькове.

Информация о работе М. И. Кошкин - главный конструктор легендарного танка