Основы
организации и проведения воспитательной
работы в подразделении, воинской части
ВОПРОСЫ:
1. Сущность
я содержание воспитательной
работы.
2. Технология
воспитания военнослужащих.
1
В руководящих
документах МО РФ и военно-педагогической
литературе последних лет под
воспитанием военнослужащих понимается
целенаправленная и планомерная
деятельность государства и общества,
ведомственных, общественных и иных
организаций, а также органов
военного управления и должностных
лиц Вооруженных Сил РФ по формированию
и развитию личности военнослужащих
в соответствии с современными требованиями,
предъявляемыми к военной организации
государства, готовности военнослужащих
к выполнению задач в интересах
обеспечения обороны и безопасности
личности, общества и государства. Оно
осуществляется на основе Конституции
РФ и законов РФ, указов Президента
России и постановлений Правительства
РФ, нормативных правовых актов Министерства
обороны РФ, прежде всего «Концепции
воспитания военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации» (2004 г.). В
этих документах нашли отражение
многовековые нравственные устои, воинские
традиции, патриотизм и уважительное
отношение к народам российского
государства, общечеловеческие ценности.
Они учитывают исторический опыт,
современное состояние, проблемы и
тенденции развития российского
общества.
Основной целью воспитания военнослужащих
является формирование и развитие
у них качеств гражданина-патриота,
военного профессионала и высоконравственной
личности. Ее достижение подразумевает
комплексное решение системы
воспитательных задач, каждая
из которых отражает специфические
особенности конкретной категории
военнослужащих (офицеров, прапорщиков,
военнослужащих по призыву и
т.д.).
Содержание воспитательной работы
в подразделениях и частях (на
кораблях) Вооруженных Сил РФ
формируется на базе реализации
основных направлений воспитания:
государственно-патриотического, воинского,
нравственного, правового, экономического,
эстетического, физического и
экологического. Каждое из них
предполагает достижение конкретных
воспитательных целей с помощью
соответствующих форм воспитательной
работы.
Государственно-патриотическое воспитание
- это оказание педагогического
воздействия на военнослужащих
в целях формирования и развития
личности,'' обладающей качествами
гражданина-патриота России, способного
активно участвовать в укреплении
и совершенствовании основ общества,
подготовленного к успешному
выполнению стоящих перед ним
военно-профессиональных задач.
Это направление воспитания предусматривает
прежде всего формирование активной
жизненной позиции военнослужащего,
позволяющей ему в полной мере
использовать свои гражданские
права и обязанности в интересах
государства, общества и личности.
Воинское воспитание - это процесс
систематического и целенаправленного
воспитательного воздействия на
духовное и физическое развитие
военнослужащих для их подготовки
к вооруженной защите Отечества.
Оно предусматривает создание
в частях и подразделениях
условий, усиливающих мотивацию
и рост профессионализма военнослужащих
в процессе перехода Вооруженных
Сил на контрактную систему
комплектования.
Нравственное воспитание - это оказание
воздействия на сознание, чувства
и волю военнослужащих в целях
формирования у них необходимых
в военно-профессиональной деятельности
духовно-нравственных черт и качеств
личности. Его содержание нацелено
на вооружение военнослужащих
знаниями о предъявляемых со
стороны государства и общества
требованиях к их профессиональному
и нравственному облику, на формирование
и осознание личностного смысла
моральных принципов и норм, позволяющих
предотвращать негативные действия
и поступки, формировать профессиональные
нравственные чувства (например,
ответственность, гордость, доблесть).
Сущность правового воспитания -педагогическое
влияние на сознание и чувства
военнослужащих в целях формирования
у них устойчивых правовых
убеждений, привития им высокой
правовой культуры, навыков правомерного
поведения. Его проведение предусматривает
организацию правовой пропаганды,
мобилизацию воинских коллективов
и войсковой общественности на
активное участие в правовоспитательном
процессе, контроль за соблюдением
законности и правопорядка, воинской
дисциплины.
Экономическое воспитание представляет
собой воздействие на военнослужащих
в целях формирования у них
экономических знаний, навыков, умений
и личностных качеств, необходимых
для успешного выполнения должностных
обязанностей. Оно предусматривает
воспитание бережного отношения
к государственному имуществу,
понимания необходимости рационального
использования материально-технических
и учебно-методических средств,
умения предвидеть и оценивать
экономические последствия своей
профессиональной деятельности
в любых условиях учебной, служебной
и боевой деятельности.
Эстетическое воспитание - это педагогическое
взаимодействие с военнослужащими
в целях развития их эмоционально-чувственной
сферы и духовного мира. Осуществляется
формирование эстетического отношения
к военной службе, воинскому долгу,
воинской среде, субъектам и
объектам военно-профессиональной
деятельности, привитие эстетического
отношения к военной форме
одежды, повышение эстетического
содержания воинских ритуалов, приобщение
к военной проблематике в театре,
кино, литературе, живописи.
Физическое воспитание предполагает
совершенствование физической культуры
военнослужащих, организацию активного
досуга, укрепления здоровья и
закаливание, формирование морально-волевых,
боевых и психологических качеств,
необходимых для решения военно-профессиональных
(боевых, учебно-боевых и иных) задач.
С этой целью осуществляется
плановая физическая подготовка
различных категорий военнослужащих
в соответствии с задачами
видов Вооруженных Сил, проведение
спортивно-массовых мероприятий,
организация активного досуга
личного состава, пропаганда здорового
образа жизни и др.
Экологическое воспитание предусматривает
формирование у военнослужащих
экологического мышления, необходимых
экономических, юридических, нравственных
и эстетических взглядов на
природу, роль и место человека
в обеспечении охраны окружающей
среды. Оно предполагает разъяснение
причин негативных экологических
последствий воинской деятельности
и возможностей их предотвращения,
вовлечение военнослужащих в
практические мероприятия по
охране природы, а также осуществление
их экологического обучения.
Все направления воспитания военнослужащих
взаимообусловлены, но каждое
из них имеет свою специфику.
Воспитание предполагает комплексный
подход, единство и согласованность
его составных частей. Однако
их конкретное содержание формируется
под воздействием групповых социально-психологических
особенностей различных категорий
военнослужащих.
Как известно, военно-профессиональные
личностные качества офицеров
формируются уже в ходе их
образовательной подготовки в
военных университетах, институтах
и училищах. Последующее совершенствование
происходит уже в войсках и
на флотах. В связи с этим
в военно-педагогической литературе
выделяются некоторые особенности
воспитательной работы с офицерами.
Прежде всего она направляется
на их закрепление в кадрах
Вооруженных Сил. Не менее важен
дифференцированный подход в
воспитательной работе с ними.
Особого внимания заслуживает
проблема требовательности к
офицерскому составу, которая
должна быть обоснованной, справедливой,
целесообразной, принципиальной и
сочетаться с уважением их
личного достоинства. Важной особенностью
является создание и поддержание
в офицерских коллективах такого
морально-психологического климата,
когда в центре внимания будет
каждый офицер подразделения.
Свою специфику имеет и воспитательная
работа с прапорщиками (мичманами).
Обновление теоретического содержания
воспитательной работы с этой
категорией военнослужащих, приведение
ее в соответствие с реальностями
жизни в последние годы являются
наиболее актуальными направлениями
этой работы. Ведущая роль принадлежит
формированию гражданской ответственности,
которая цементирует основные
моральные качества, укрепляет волю,
помогает выполнять воинский
долг. К другим особенностям относится
формирование научного мировоззрения,
которое является своего рода стержнем
высокой гражданской зрелости прапорщиков
и мичманов и представляет собой синтез
научных знаний, идейных убеждений и готовности
действовать согласно им на практике,
в повседневной жизни. В сложном процессе
воспитания этой категории военнослужащих
важно обеспечить единство государственно-патриотического,
воинского, нравственного, правового,
экономического, эстетического, физического,
экологического и других направлений
воспитания.
Наряду с офицерами и прапорщиками
(мичманами) в Вооруженных Силах
сегодня объективно выделяется
особая категория военнослужащих
- сержанты (старшины) и солдаты (матросы),
проходящие военную службу по
контракту (контрактники). Анализ
воспитательной работы в подразделениях
и частях (на кораблях) показывает,
что они требуют особых подходов
в воспитании. Прежде всего это
выявление и развитие профессионального
потенциала военнослужащих-контрактников,
создание условий для их личностной
самореализации в военно-профессиональной
деятельности. Не менее важным
является привитие и закрепление
у этой категории военнослужащих
профессиональных качеств личности,
ответственности, умения ориентироваться
в сложной обстановке, преданности
делу защиты Отечества, верности
Военной присяге и Боевому
знамени, уверенности в своих
профессиональных возможностях
и др.
Современная ситуация в армии
и на флоте определяет особенности
воспитательной работы с военнослужащими,
проходящими службу по призыву.
Эта категория все еще составляет
большую часть воинских подразделений,
и именно на нее возлагается
решение основных задач, стоящих
перед армией и флотом. И это
в то время, когда образовательные,
психологические и физические
показатели призывного контингента
ВС РФ в последние годы заметно
снизились. Вследствие этого основное
внимание обращается на активное
формирование у военнослужащих-«срочников»
установок и навыков эффективной
военной службы, осознанного выполнения
воинского долга, уставных требований,
организованности, уважительного отношения
к командирам и начальникам.
Нынешний этап отечественного
военного строительства характеризуется
ростом количества военнослужащих-женщин.
Их индивидуально-психологические,
физиологические и другие особенности
придают воспитательной работе с этой
категорией военнослужащих соответствующие
особенности. Она требует особого терпения,
такта, индивидуального стиля воспитательного
взаимодействия, учитывающего особенности
их личностной сферы, семейного положения
и др., обусловленных социально-экономическими,
правовыми, социокультурными и иными факторами
военно-профессиональной деятельности.
2
Любое
воспитательное воздействие (взаимодействие)
предусматривает использование
в его рамках конкретных организационных
форм различных педагогически целесообразных
методов и средств. Формируемый
таким образом комплекс раскрывается
понятием «педагогическая технология»,
под которой понимается процесс
реализации взаимосогласованных и
последовательно применяемых форм,
методов и средств решения
педагогических задач в интересах
достижения намеченных целей воспитания.
Системообразующим элементом воспитательной
технологии выступает форма воспитания.
Именно в ее рамках реализуются
наиболее целесообразные для
конкретной педагогической обстановки
или ситуации методы и средства
воспитания. Под формами воспитания
понимается организационная сторона
воспитания, предполагающая определенный
состав и группировку воспитуемых,
структуру и содержание воспитательных
мероприятий, а также место
и продолжительность их проведения.
К основным формам воспитания
военнослужащих подразделения отнесены:
лекции, индивидуальные и коллективные
беседы, различные виды информирования,
вечера вопросов и ответов,
собрания и совещания, тематические
вечера, диспуты, викторины. Важное
значение также придается встречам
с ветеранами боевых действий
и военной службы, экскурсиям
по историческим местам и местам
боевой славы, проведению дней
воинской славы России и т.д.
Воспитательная технология предполагает,
что в рамках каждой из перечисленных
форм реализуется один или
несколько методов воспитания, представляющих
собой совокупность педагогических
средств и приемов однородного
воздействия на ведущие компоненты личностной
сферы военнослужащего (сознание, чувства
и волю) с целью формирования у него необходимых
военно-профессиональных качеств личности.
Методы воспитания можно объединить в
три группы: методы изучения объектов
воспитания (наблюдение, диагностическая
беседа, анализ результатов деятельности
и др.); методы воспитательных воздействий
и взаимодействий (убеждение, поощрение,
упражнение и др.); методы профилактики
и перевоспитания личного состава (реконструкция
характера, разрыв нежелательных контактов,
самоисправление и др.). Остановимся более
подробно на характеристике методов воспитательного
воздействия (взаимодействия) на подчиненного.