Все разнообразие этих методов
можно условно объединить в
своеобразную систему, включающую
две группы - группу педагогических
и группу психологических методов.
Педагогические (традиционные) методы
воспитания предполагают воздействие
на сознание (рациональную сферу
личности) военнослужащего. К ним
относятся убеждение, поощрение,
упражнение, пример, критика и принуждение.
Кроме того, иногда используются
включение военнослужащих в различные
виды деятельности, организация
воспитательного воздействия коллектива,
побуждение к действиям силой
приказа и некоторые другие.
Убеждение как метод воспитания
представляет собой активное
воздействие на сознание подчиненных
(взаимодействие с ним) с целью
оказания им помощи в осмыслении
сути предъявляемых им идей
или требований, а также выработки
внутреннего согласия с ними.
Это достигается двумя путями
- убеждением словом и (или)
убеждением делом. К средствам
убеждения относятся логические
доводы, цифры, факты, примеры,
а также поступки и действия
самого военнослужащего или его
сослуживцев, текущие события
в воинских подразделениях.
Поощрение - применение совокупности
средств и приемов морального
и материального стимулирования
подчиненных с целью побуждения
их к повышению уровня своей
боевой, вахтенной, служебной и
др. деятельности. При этом эффективным
считается применение в виде
средств поощрения соответствующих
жестов, оценочных суждений военного
педагога, его поощрительных обращений,
выделение поступка или действий
подчиненного как примера для подражания,
поощрение согласно Дисциплинарному уставу
Вооруженных Сил.
Упражнение представляет собой
такую организацию повседневной
деятельности военнослужащих, которая
формирует у них привычки правильного
(уставного) поведения, оптимальный
алгоритм действий в конкретной
ситуации. К числу средств метода
упражнения относятся соблюдение
внутреннего распорядка в подразделении,
правильно организованная служебно-боевая
деятельность и вахтенная служба,
целенаправленные общественные
поручения и др.
Пример как метод воспитания
предполагает систематическое воздействие
на сознание подчиненных показом
положительных действий командира
(начальника) и других лиц с
целью формирования у них образа
для подражания. В качестве средств
воспитания в данном случае
используются примеры из жизни
национальных героев, боевой службы,
из области литературы и искусства.
Наиболее эффективное средство,
как показывает практика, - личный
пример командира (начальника).
Критика в военно-педагогической
литературе рассматривается как
анализ отрицательных личностных
качеств военнослужащего или
результатов его деятельности. В
зависимости от целей к числу
ее средств относятся безличная
критика, критика-похвала, стимулирующая
критика, критика-надежда, критика-сожаление,
критика-сопереживание, критика-аналогия,
критика-удивление и критика-упрек.
Принуждение с точки зрения
отечественной военной педагогики
выступает крайним методом воспитания
и реализуется лишь тогда, когда
применение других методов не
позволяет достичь желаемого
воспитательного эффекта. Его
сущность заключается в применении
системы воспитательных средств
с целью побуждения подчиненного
к приведению своих взглядов,
суждений и действий в строгое
соответствие существующим требованиям.
Однако в этом случае необходимо
избегать шаблона и применять
все разнообразие средств: категорическое
требование (побуждение силой приказа),
напоминание о служебных обязанностях,
предупреждение о возможном привлечении
к ответственности, обсуждение
на собрании коллектива, привлечение
к дисциплинарной или уголовной
ответственности.
В отличие от методов рассмотренной
группы действие психологических
методов воспитания военнослужащих
направлено на его подсознание.
Наиболее эффективными из них
являются метод невербального
воздействия (мимика, жесты, поза,
движения, выражение глаз, интонация
голоса), метод эмоционального воздействия
(сопереживание, возмущение, поучение)
и метод рационального воздействия
(внушение). Необходимо учитывать,
что психологические методы реализуются
одновременно с педагогическими
и являются как бы их фоном,
усиливая воспитательное воздействие
на рациональную сферу личности
военнослужащего.
Рассмотренные формы, методы и
средства воспитательной работы
реализуются во всех видах
воспитания -фронтальном, дифференцированном,
индивидуальном и самовоспитании.
Однако в условиях воинского
подразделения наиболее результативным
видом выступает индивидуальная
воспитательная работа, которая
представляет собой целенаправленное
психолого-педагогическое воздействие
на сознание, чувства и волю
воспитуемого (педагогическое взаимодействие
с ним) с максимальным учетом
особенностей (психических и психологических)
его личностной сферы. В ее
основе лежит принцип индивидуального
подхода в воспитании. Ответственность
за организацию и проведение
этой работы возложена на прямых
командиров и начальников военнослужащих.
Искусство индивидуальной воспитательной
работы, как и целостной воспитательной
деятельности, во многом проявляется
в том, может ли военный педагог
увидеть динамику в развитии
личностной сферы подчиненных.
Ее позитивная направленность
обязательно должна встречать
поддержку у воспитателя. Негативная
же - побуждать к выяснению ее
причин, к желанию заставить (помочь)
преодолеть наметившуюся тенденцию.
К тому же это позволяет
понять, в какой степени удается
добиваться положительных изменений
в военно-профессиональной деятельности
подчиненных.
Применение разработанных в отечественной
военной педагогике форм, методов
и средств воспитания во всех
видах воспитательной работы
осуществляется комплексно и
позволяет обеспечить качественное
функционирование системы воспитания,
достичь необходимого уровня
ее эффективности.
Осмысление представленных психолого-педагогических
разработок отечественных военных
ученых и практиков необходимо
проводить в тесной связи с
процессами и явлениями, происходящими
не только в воинском социуме
и российском обществе, но и
в мире в целом, с учетом
всей совокупности факторов: социально-экономических,
политических, правовых, нравственных
и других.