Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:57, курсовая работа
Государственный гражданский служащий является главным действующим лицом в сфере государственно-административного управления,той организационной единицей, которая обеспечивает исполнение политическими руководителями конституционных и иных государственных полномочий.Поэтому цель настоящей темы состоит в том,чтобы ознакомить с установленными и гарантированными государством мерами должного и возможного поведения гражданского служащего в профессиональной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Государственный
гражданский служащий является главным
действующим лицом в сфере
государственно-
1 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
1.1Определение
понятия «гражданский служащий»
Долгое время
понятия«служащий»и «государственный
служащий» не имели у нас правового
статуса, не разводились по содержанию
и должным образом не исследовались
в науке. Вопрос еще больше запутывался
тем, что в статистике и в анкетах
по учету кадров была графа«социальное
положение»,ответ на которую допускал
лишь три варианта:рабочий, крестьянин,служащий.
Стало быть, понятием«служащий»обозначали
всех, кого нельзя было включить в престижные
в ту пору социальные группы рабочих
и крестьян. В служащие зачисляли
не только работников государственных
учреждений(советский аппарат, учителей,врачей,
военных и т.п.), но и работников
негосударственных структур (аппарат
партийных,комсомольских,
Вместе с тем
с конца1950-х гг., в литературе предпринималось
немало попыток охарактеризовать понятие
«государственный служащий». В конечном
счете почти все авторы приходили
к выводу, что следует различать
понятия «государственный служащий»
в широком и узком смысле слова.В
широком смысле государственный
служащий — это профессиональный
работник умственного труда любой
государственной организации(
В настоящее
время понятие «государственный
служащий» также означает особую
аппаратную должность в государственных
органах. В Федеральном законе «О
системе государственной службы
Российской Федерации»есть два определения
государственного служащего:федерального
и субъекта Федерации,которые совпадают
по содержанию(ст. 10). В силу этого
их вполне возможно объединить:федеральный(
В различных
статьях данных двух федеральных
законов, помимо трех упомянутых,перечисляются
различные признаки государственного
гражданского служащего. Если их обобщить,то
можно предложить следующее определение:
В данном определении
перечислены шесть признаков
работника,которые делают его гражданским
служащим. Основным среди них, конечно,является
исполнение обязанностей по государственной
должности гражданской службы. Все
остальные так или иначе
Таким образом,
гражданский служащий занимает аппаратную(административную)
Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать,т.е. разбить на основные группы(типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет устоявшегося решения. На основе современных знаний по данному вопросу можно предложить следующие основания для классификации.
Деление государственных
служащих по уровням государственного
управления— наиболее старый принцип.По
большей части он возник вместе с
возникновением государственной службы.
В России использовался в дооктябрьский
период и в советское время. Используется
он и сейчас.Российская Федерация
имеет два уровня управления—
федеральный и региональный(
С середины XIX в.особую
важность приобрели структуры,связанные
с делением государственной власти
на три ветви (законодательную,
В настоящее
время деление государственной
власти на три ветви проводится достаточно
последовательно,хотя и не без перекосов
по линии доминирования
Помимо уровней
и ветвей власти гражданские служащие
еще структурируются по различным
внутриорганизационным формам. Например,работающие
в министерстве,службе, агентстве;в
структуре департамента,
1.2Правовой статус
гражданского служащего
Все,что связано
с компетенцией гражданских служащих,
обычно регламентировано в социальных(этических,
Основу социально-правового
статуса гражданского служащего
составляют восемь групп государственно-
Следует подчеркнуть,что
статусные нормы
Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви,категории и группы их должностей.Особенными— те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур.При этом особенные—основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик,а особенные— неосновные— под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий.Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Каковы основные права гражданских служащих? В названном законе перечисляются18 таких прав.Их характеристика дается в гл. 3,ст. 14. В соответствии с ними каждый гражданский служащий имеет право:
1)на обеспечение
надлежащих организационно-
2)ознакомление
с должностным регламентом и
иными документами,
3)отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной
4)оплату труда
и другие выплаты в
5)получение в
установленном порядке
6)доступ в
установленном порядке к
7)доступ в
установленном порядке в связи
с исполнением должностных
8)ознакомление
с отзывами о своей служебной
деятельности и другими
9)защиту сведений о гражданском служащем;
10)должностной рост на конкурсной основе;
11)профессиональную
переподготовку,повышение
12)членство в профессиональном союзе;
13)рассмотрение
индивидуальных служебных
14)проведение по его заявлению служебной проверки;
15)защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
16)медицинское
страхование в соответствии с
настоящим законом и законом
о медицинском страховании
17)государственную
защиту своих жизни и здоровья,
18)государственное
пенсионное обеспечение в
Особенные—
основные права гражданского служащего
также обусловливаются
Не меньшую
значимость в социально-правовом статусе
гражданского служащего занимают его
служебные обязанности.В
1)соблюдать Конституцию
Российской Федерации,
2)исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3)исполнять поручения
соответствующих руководителей,
4)соблюдать при
исполнении должностных