Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, а также краткий анализ влияния рынка на геополитическую обстановку в мире. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· Провести классификацию видов вооружений, представленных на мировом рынке
· Дать краткую характеристику некоторым основным и наиболее перспективным образцам военной техники, представленных Россией на мировом рынке вооружений. Провести возможные аналогии с зарубежными образцами
· Проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений
· Выявить проблемы, связанные с присутствием России на мировом рынке вооружений
Введение..................................................................................................................3
1. Оружие, представленное на мировом рынке вооружения..............................5
1.1. Классификация оружия...............................................................................5
1.2. Условия возникновения и развития некоторых видов стрелкового
оружия..................................................................................................................8
2. Рынки сбыта вооружения.................................................................................14
2.1. Индия...........................................................................................................15
2.2. Китай............................................................................................................17
2.3. Ближний Восток и Азиатско-тихоокеанский регион..............................19
2.4. Латинская Америка....................................................................................21
3. Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружения...........................25
Заключение............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30
2.3. Ближний Восток и Азиатско-тихоокеанский регион.
В настоящее время Сирия является крупнейшим импортером российского оружия на Ближнем Востоке. Сирийский рынок приобретает для Москвы особое значение в связи с практически полной потерей иранского. Именно здесь имеется возможность компенсировать до половины упущенной выгоды. Общий прогнозируемый объем перспективных контрактов с Сирией эквивалентен по стоимости закупкам российских вооружений всеми остальными странами Ближнего Востока в целом, с учетом перспективных контрактов с Саудовской Аравией, ОАЭ, Йеменом и другими странами региона.
Следует отметить, что Сирия не подпадает ни под какие официальные санкции СБ ООН. За последние 10 лет (2002-20011 гг.) по объему идентифицированного импорта российских вооружений в ближневосточном регионе Сирия занимает второе место с показателем $1,325 млрд. (7 место среди всех стран-импортеров российских вооружений), уступая только Ирану ($2,06 млрд. – 5 место). В этой связи после потери рынка Ирана Россия не может в угоду Израилю и США уйти из Сирии, поскольку это станет невосполнимой потерей для Москвы не только в ближневосточном регионе, но и скажется на объемах экспорта вооружений России в целом.
Среди недавних наиболее крупных программ по поставкам вооружений Сирии следует отметить следующие. По имеющимся данным, в 2008 г. с Дамаском был заключен контракт на поставку ЗРК «Бук-М2Э». Сумма контракта и количество заказанных комплексов не известны. В 2010 г. Россия завершила контракт на поставку Сирии 36 ЗРПК «Панцирь-С1».
С Дамаском ведутся переговоры по ряду перспективных проектов. В частности, по поставкам двух ДЭПЛ, крупной партии МиГ-29СМТ и УБС Як-130. Не исключены поставки ОТРК «Искандер-Э», танков Т-90С, различных типов боевых надводных кораблей и ряда других вооружений. По имеющимся данным, переговоры о закупке Як-130 вступили в предконтрактную стадию.
В сегменте средств ПВО Сирия официально подала заявку на закупку ЗРС С-300ПМУ-1 и «Тор-М1», а также запрос на коммерческое предложение по модернизации ЗРК С-125 «Печора».
Рассматривая особенности военно-технического сотрудничества между Россией и Сирией, следует учитывать, что для Москвы ключевое значение имеет сохранение пункта материально-технического обеспечения российского флота в порту Тартус, который является единственной опорной точкой ВМФ РФ в Средиземном море. В сентябре 2008 г. в Тартусе были завершены работы по восстановлению плавпричала для ВМФ России. Этот порт будет развиваться сначала как пункт базирования, а затем и как база флота с возможностью базирования тяжелых кораблей. Первый этап модернизации порта завершится в 2012 г.
Так же необходимо отметить, что резкое обострение социально-политической обстановки в арабских странах Северной Африки, оказывающее определенное влияние и на регион Ближнего Востока, может внести определенные коррективы в ситуацию на местном рынке вооружений.
Российские оружейники продолжают осваивать рынки стран Азиатско-тихоокеанского региона. Крупнейшим клиентом "Рособоронэкспорта" на Тихом океане становится Малайзия, которой США отказали в продаже оружия. В отличие от американскийх партнеров по борьбе с международным терроризмом, в России не считают опасным продавать самое современное оружие этой мусульманской по преимуществу стране.
На выставке оружия «Лима-2011» велись переговоры о поставке ракет «Брамос» Су-30 в Малайзию. Этот контракт принесет России 500 млн долларов. Также российские специалисты договорились со Шри-Ланкой о строительстве в этой стране современных центров по сервисному ремонту и обслуживанию поставляемой российской военной техники.
2.4. Латинская Америка.
Следует отметить, что
США считают Латинскую Америку
исключительно своей зоной
Венесуэла в целом— самодостаточная нефтяная страна со значительным притоком нефтедолларов. Это подтверждается контрактом на $1 млрд. на поставку 30 самолетов Су-30 и неуточненного числа вертолетов завода имени Камова. Контракт был подписан во время визита Уго Чавеса в Россию в июле 2006 года. На сегодняшний день, стоимость уже закупленного Венесуэлой российского вооружения составит 4,4 млрд долларов.
Начав в 2004 году работу с Чили практически с "чистого листа", Россия выходит с этой страной на ряд серьезных проектов в сфере военно-технического сотрудничества.
В проработке с Чили находятся проекты по поставке в эту страну вертолетной техники, средств ПВО, стрелкового оружия, автомобильной техники ("Уралы"), амфибийных гусеничных средств, гидроакустики, специального оружия и специальных средств для чилийских карабинеров и др. Актуальными остаются и планы выхода на чилийский рынок с техникой сухопутных войск, в частности, с легкими бронемашинами для действий в горах.
С Чили работа ведется с учетом перспективных планов развития вооруженных сил этой страны. В частности, по вертолетной тематике, по экспертным оценкам, потребности ВС Чили составят несколько десятков машин.
В настоящее время на закупку военной техники в Чили выделяется ежегодно 10% от доходов крупнейшей национальной меднорудной компании. Средства распределяются поровну между тремя видами вооруженных сил – ВВС, ВМС и Сухопутными войсками. В год для каждого вида ВС это составляет от 80 до 120 млн. дол. С учетом того, что в последнее время цены на медь непрерывно растут, средства, выделяемые на закупку вооружений, могут существенно увеличиться. То есть в перспективе Чили является вполне финансово самодостаточным государством с точки зрения оплаты сделок по закупкам вооружений.
"Рособоронэкспорт"
считает Мексику своим "
Как известно, в ноябре 2002 года "Рособоронэкспорт" заключил с ВМС Мексики два контракта. По первому из них ВМС Мексики поставлены пять ПЗРК "Игла" (стоимость одного комплекса "Игла" ориентировочно составляет 100 тыс. дол.) для обеспечения охраны морских нефтепромыслов в Мексиканском заливе. Согласно второму контракту, ВМС Мексики поставлены два военно-транспортных вертолета Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода (стоимость Ми-17 на рынке составляет около 5-7 млн. дол). Эти машины используются для патрулирования районов нефтедобычи.
В стоимостном выражении (общая стоимость двух контрактов составляет около 15 млн. долларов) эта сделка не столь велика для "Рособоронэкспорта", однако для России она более важна в перспективном плане, поскольку получила положительную оценку в парламенте Мексики. Положительно оценили закупку ПЗРК "Игла" и мексиканские эксперты по вооружениям.
Первый контракт в области ВТС между Россией и Мексикой был заключен в 1994 г. Согласно контракту, мексиканские ВМС получили 20 вертолетов Ми-8Т. Вертолеты были поставлены в 1995-98 гг. Также в 1997-98 гг. Мексика получила два транспортных самолета Ан-32. Компания "Роствертол" в феврале и апреле 2000 г. поставила ВВС Мексики два тяжелых вертолета Ми-26Т, которые используются в основном для борьбы с последствиями стихийных бедствий.
Недавно мексиканской стороне переданы предложения по созданию технического центра на ремонт и обслуживание вертолетной техники. Кроме того, подписан контракт на поставку автомобильной техники (автомобили "Урал"). С этой страной идет активнейшая работа и дальнейшая перспектива в отношении расширения двустороннего ВТС безусловно есть.
Итак, в заключении главы можно подвести итог, что Россия является полноправным игроком на мировом рынке вооружений, так как география ее продаж очень широка, и начиная со стран бывшего соцлагеря и заканчивая странами НАТО, такими как Греция.
3. Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружения.
Такому специфичному рынку как рынок вооружений присущи некоторые особенности, связанные с уникальностью продаваемых на нём товаров − вооружения, что и ведёт к появлению на нём важной роли неэкономических рычагов.
На мировом рынке
часто возникают различные
Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США.
Для России главной проблемой, возможно, остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны.
Так же России оказывается явное противодействие в проникновении на новые рынки сбыта, подконтрольные, как правило, США. В данном случае, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении.
Трудности в проникновении России на мировой рынок являются не только проблемой для России, но и для США, которые эти трудности и создают. США таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО. У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей (как уже отмечалось, активно используется) и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату.
Важной проблемой для стран-экспортёров оружия является сложность в получении оплаты за поставленную продукцию. Как уже отмечалось выше, мировой рынок вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль.
Для России некоторые
сложности возникают из-за почти
монопольного права госпосреднической
корпорации на ведение внешнеэкономической де