Система управления РСЧС и ГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:55, реферат

Описание

Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.Организационно-техническую основу управления РСЧС и ГО составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

Работа состоит из  1 файл

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО.docx

— 30.86 Кб (Скачать документ)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И  ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Эффективное функционирование такой сложной  системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения  задач, прав и ответственности, задействованных  в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации  их действий со стороны вышестоящего руководства.Организационно-техническую основу управления РСЧС и ГО составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

органов управления;

системы пунктов управления;

системы связи;

автоматизированных  систем управления и других специальных  систем.

Систему управления возглавляют должностные  лица:

на федеральном  уровне - Президент РФ, начальник  ГО - председатель Правительства РФ и первый заместитель начальника ГО - министр по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий, который является председателем  межведомственной комиссии по чрезвычайным ситуациям;

в министерствах, ведомствах, учреждениях - начальник  ГО - руководитель министерства, ведомства; председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) - заместитель руководите-ля министерства, ведомства;

в республиках, краях, областях и т.д. начальником  ГО является руководитель исполнительного  органа государственной власти, председателем  КЧС - заместитель руководителя исполнительного  органа государственной власти.

На объекте  экономики - начальник ГО - руководитель предприятия; председатель КЧС - заместитель  руководителя.

Начальники  ГО, председатели КЧС руководят подчиненными органами управления, всей повседневной деятельностью РСЧС и ГО, обеспечением постоянной готовности РСЧС и ГО в  мирное время, а также переводом  на военное положение. Им дано право  принимать решения и проводить их в жизнь в пределах своей компетенции, издавать приказы, распоряжения, обязательные для выполнения всеми подчиненными им должностными лицами. Они организуют работу органов управления и несут ответственность за организацию и обеспечение непрерывного управления.

Важную  роль в системе управления, ее эффективности, играют органы управления РСЧС и ГО Органы управления, являясь органами государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней, предназначены  для непосредственного руководства  деятельностью по предупреждению и  ликвидации чрезвычайных ситуаций.Каждый уровень РСЧС имеет:

координирующие  органы управления;

постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области  защиты населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

органы  повседневного управления.

В отдельных  случаях для ликвидации особо  крупных ЧС (Нефтегорск) может быть образована правительственная (государственная) комиссия.

Координирующими являются следующие органы РСЧС.

На федеральном  уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных  органах исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры)

На территориальном  уровне, охватывающем территорию субъекта Рос-сийской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов испол-нительной власти субъектов Российской Федерации.

На местном  уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов  местного само-управления.

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации  или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Межведомственная  Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) создана  постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №164. Этим же постановлением утверждены положение  о комиссии и состав комиссии. Председателем  ее является министр по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

МВК предназначена  для формирования и проведения единой государственной политики в области  предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных  авариями, катастрофами, стихийными и  иными бедствиями.

МВК может  создавать рабочие оперативные  группы по основным вопросам, относящимся  к ее деятельности и определять порядок  их работы. В состав оперативных  групп включаются представители от министерств и ведомств.

Решения МВК, являются обязательными для  всех федеральных органов исполнительной власти, представленных в комиссии, а также для предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, действующих в сфере ведения  этих органов.

Комиссии  по чрезвычайным ситуациям (КЧС) министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, городов, районов городов, сельских районов, объектов экономики (рис. 1.1.) предназначены  для организации и проведения работ по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от них и ликвидации ЧС, координации  деятельности по этим вопросам на своих  уровнях.

Положения о КЧС и их состав утверждаются решениями соответствующих руководителей  органов государственной исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и  объектов экономики.

Для организации  выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятию мер по предотвращению ЧС, оценки их характера в случае возникновения, определения мероприятий по локализации  и ликвидации ЧС, защите населения  и окружающей среды и их реализации, непосредственно в районе бедствий КЧС формируют оперативные группы. При возникновении ЧС на оперативные  группы возлагается руководство  работами по их ликвидации во взаимодействии с органами исполнительной государственной  власти и управления в зонах бедствия. Состав формируется из членов КЧС  с привлечением необходимых специалистов.

В чрезвычайных ситуациях министерства, ведомства  и организации субъекта РФ для  руководства работами по соответствующим  направлениям могут выделять свои оперативные  группы, которые работают под общим  руководством оперативной группы КЧС  субъекта РФ.

При создании оперативных групп необходимо учитывать:

структуру и состав групп, исходя из возлагаемых  на них задач;

время на их развертывание;

уровень материально-технического обеспечения;

качество  отработки документов;

порядок оповещения и сбора;

место и условия работы групп.

Теперь  несколько слов о постоянно действующих  органах, специально уполномоченные решать задачи ГО, задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органах управления по делам  ГО и ЧС).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ  в области гражданской обороны, предупреждению и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, является МЧС России, которое  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а  также органами местного самоуправления.

В результате создания РСЧС и МВК, роль и место  МЧС России по руководству и управлению силами и средствами министерств  и ведомств, территориальными силами, входящими в подсистемы РСЧС, существенно  изменились.

Войска  ГО РФ, силы и средства РСЧС в полном объеме подчиняются председателю МВК - министру МЧС России, который осуществляет руководство ими в мирное время  и по указанию Председателя Правительства  РФ - непосредственное управление в  военное время.

В МЧС  создаются нештатные оперативные  подразделения - оперативный штаб и  оперативные группы, предназначенные  для повышения эффективности  управления при организации ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций (рис. 1.2).

Полномочными  органами управления МЧС России в  регионах являются региональные центры по делам ГО и ЧС, предназначенные  для осуществле-ния отдельных полномочий Министерства в области ведения ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в мирное и военное время.

На региональные центры возложены следующие задачи:

осуществляют  координацию деятельности территориальных  подсистем, а также звеньев функциональных подсистем РСЧС, организуют их взаимодействие по вопросам разработки и осуществления  мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации ЧС;

контролируют  работу органов управления предприятий  и организаций на территории региона, а также выполняют ряд других задач по организации управления выделенными в их распоряжение силами и средствами;

осуществляют  руководство подготовкой соединений и войсковых частей ГО и т.д.

Начальник регионального центра руководит:

функционально - органами управления ГОЧС;

непосредственно - соединениями и воинскими частями  ГО, поисково-спасательными службами, дислоцирующимися на территории региона.

В региональном центре могут создаваться: боевой расчет, группа информации, оперативная группа.

На территориальном  и местном уровнях органами управления ГОЧС являются министерства, комитеты, главные управления (управления), отделы и т.п., создаваемые при органах  исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

В соответствии с возложенными задачами, органы управления ГОЧС участвуют в создании и поддержании  в постоянной готовности технических  систем управления, оповещения и связи, пунктов управления.

Территориальным органам управления ГОЧС определена ведущая роль в планировании и  руководстве мероприятиями РСЧС и они являются старшими по отношению к соответствующим отраслевым органам управления ГОЧС. Как показала практика, именно органы управления ГОЧС являются основными органами управления, координирующими деятельность сил и средств РСЧС в районе чрезвычайной ситуации.

Основным  организатором работы в органе управления ГОЧС является начальник органа управления ГОЧС. Он является заместителем начальника ГО и имеет право от его имени  отдавать приказания (распоряжения) по вопросам ГО подчиненным начальнику ГО лицам, частям и формированиям  ГО, требовать от них предоставления необходимых отчетов, докладов и  предложений.

На объектах экономики создается отдел или  сектор, а при невозможности их создания, назначается отдельный  специалист ГОЧС.

Непосредственное  руководство службами ГО осуществляют начальники служб, при которых могут  создаваться штабы служб.

Органы  повседневного управления РСЧС являются рабочими органами руководства (рис. 1.3.). К ним относятся:

центр управления в кризисных ситуациях (центр), который создан в МЧС России и является органом оперативного управления силами и средствами РСЧС, взаимодействует в пределах своей  компетенции с федеральными и  региональными органами управления Российской Федерации, а также с  соответствующими органами зарубежных стран по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС;

Информация о работе Система управления РСЧС и ГО