Система управления РСЧС и ГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:55, реферат

Описание

Эффективное функционирование такой сложной системы, как РСЧС, возможно только на основе четкого распределения задач, прав и ответственности, задействованных в рамках этой системы, органов управления. Оно требует четкого взаимодействия управленческих структур одного уровня и соответствующей координации их действий со стороны вышестоящего руководства.Организационно-техническую основу управления РСЧС и ГО составляет система управления, предназначенная для руководства системы, координации и контроля мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.Система управления, которая представляет совокупность функционально взаимосвязанных между собой следующих элементов:

Работа состоит из  1 файл

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО.docx

— 30.86 Кб (Скачать документ)

оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

дежурные  диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов  исполнительной власти, организаций  и объектов.

Размещение  органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления (ПУ), оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемые в го-товности к использованию.

Распределение задач между органами управления должно осуществляться в строгом  соответствии с принципом рационального  сочетания централизации управления с децентрализацией.

Как правило, функции вышестоящих органов  управления включают планирование, организацию  распределения и доставки необходимых  сил и средств, ресурсов, контроль их использования, а также оказание необходимой помощи.

Организация работы органов управления предусматривает  решение таких вопросов как:

четкое  распределение функций между  различными уровнями управления и органами управления одного уровня (управлениями, отделами, штабами и службами);

определение обязанностей должностных лиц органов  управления при управлении предупреждением  и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

непосредственно реализация управления.

Важное  значение при обеспечении устойчивости управления придается пунктам управления (рис. 1.4).

Пункты  управления - это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами связи, оповещения и автоматизации места (помещения или транспортные средства), откуда должностные лица, органы управления осуществляют управление РСЧС и ГО при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.

При повседневной деятельности управление организуется, как правило, из мест постоянного расположения органов управления.

Для управления мероприятиями РСЧС и ГО в военное  и мирное время создаются городские  и загородные запасные пункты управления, вспомогательные, подвижные, мобильные  и пункты управления-дублеры.

Городские запасные пункты управления создаются  во всех категорированных городах и  районах этих городов. Они размещаются  в пределах городов, но вне расположения объектов экономики с опасными видами производства. Эти пункты управления предназначены для размещения оперативных  групп при организации управления в усиленных режимах функционирования, а в военное время - для повышения  устойчивости управления.

Загородные  запасные пункты управления организуются в субъектах Российской Федерации, городах особой группы, министерствах  и ведомствах. Они размещаются  вне зон возможных разрушений вокруг городов, отнесенных к группам  по ГО и объектов особой важности, а  также вне зон возможных катастрофических затоплений. На запасных ПУ размещаются  оперативные группы.

В МЧС  основным ЗПУ является центральный  командный пункт (ЦКП) с которого в особый период осуществляется устойчивое и непрерывное управление за функционированием  подсистем и звеньев РСЧС, непосредственное руководство силами и средствами ГО в районах ЧС, а также размещение и обеспечение устойчивой работы центрального аппарата МЧС России по руководству ГО.

Центральный командный пункт в системе  пунктов управления МЧС является главным. В его состав входят:

узел  связи;

вычислительный  центр;

подвижный пункт управления;

управление  командного пункта и другие элементы.

В некатегорированных городах и сельских районах для обеспечения управления в военное время подготавливаются заблаговременно противорадиационные укрытия, оснащенные необходимыми средствами связи и оповещения.

На объектах экономики ПУ оборудуются в одном  из убежищ.

Запасные  ПУ включают: защищенные рабочие помещения  с узлами связи, автономными источниками  энергопитания, водоснабжения и  др. системами жизнеобеспечения, аппаратурой  центрального оповещения, средствами закрытой связи; защищенные помещения и сооружения для укрытия отдыхающей смены и наземные помещения для работы и отдыха личного состава органов управления.

Загородные  ПУ включают также места стоянки  техники и посадочные места для  вертолетов (самолетов).

В одном  из рабочих помещений ЗПУ оборудуется  центр управления. Для управления войсками ГО в бригаде (полку) создается  командный пункт (КП) и тыловой  пункт управления (ТПУ), а в батальонах командно-наблюдательный пункт.

Вспомогательные пункты управления создаются для  обеспечения управления силами ГО на разобщенных направлениях или когда  управление с ЗПУ невозможно. Они, как правило, совмещаются с запасными  ПУ соответствующих головных областей. На случай внезапного нападения противника предусматривается создание оперативных  групп из состава руководящих  работников и личного состава  штабов ГО головных областей (краев).

Подвижные пункты управления предназначены для  руководства силами ГО в районе ЧС, где сложилась наиболее сложная  обстановка, а также в других случаях. Они позволяют повысить эффективность  управления. По имеющимся данным расход времени на управлен-ческую деятельность при наличии подвижного ПУ в ряде случаев сокращается на величину до 30%, а эффективность управления повышается на 10-20%. Оборудуются подвижные ПУ с расче-том использования их при выполнении задач, как военного, так и мирного времени.

Мобильные пункты управления предназначены для  размещения территориальных управлений, долгов-ременного размещения оперативных групп в мирное время и развертывания ПУ МЧС и региональных центров в полевых условиях в военное время.

Пункты  управления-дублеры создаются на случай выхода из строя основных ПУ. Они должны обеспечиваться необходимыми документами и планами, оснащаться средствами связи по управлению ГО соответствую-щими основному органу управления.

При землетрясении  в Армении пункты управления, в  том числе и пункты управления - дублеры, были полностью выведены из строя, что явилось полной неожиданностью для руководства. Это явилось  следствием недооценки обстановки при  планировании управления в экстремальных  условиях, характерных для данного  района. Все это говорит о том, что к планированию расположения ПУ надо подходить очень серьезно.

Для обеспечения  устойчивого и непрерывного управления из состава органа управления ГОЧС и служб ГО для работы на пункте управления формируется боевой расчет.

Состав  его определяется заблаговременно  в мирное время.

Порядок занятия пунктов управления оперативными специальными группами и основным составом штабов определяется решением соответствующего начальника ГО.

В целях  обеспечения непрерывного управления организуется круглосуточное дежурство. Для этого из состава расчета  штаба создаются 2-3 дежурные смены.

На дежурную смену расчета ПУ возлагается:

сбор, обобщение, анализ и доклад информации об обстановке начальнику ГО или его заместителю;

отображение обстановки на картах, планах, картах и  других документах;

ведение рабочих журналов обстановки и действий;

передача  указаний начальника ГО и НШ исполнителям и контроль за их выполнением.

Оперативный дежурный назначается из числа офицеров (служащих) и подчиняется дежурному  смены расчета, начальнику оперативного отдела и начальнику штаба.

Он обязан:

быть  в постоянной готовности к приему и передаче сигналов оповещения, распоряжений старших начальников;

знать общую обстановку, состояние сил  и решаемые ими задачи, состояние  систем оповещения и связи;

знать порядок работы штаба на пункте управления, местонахождение руководства;

своевременно  доводить сигналы оповещения, распоряжения и указа-ния до подчиненных органов управления и сил РСЧС и ГО;

контролировать  состояние охраны и обороны ПУ и поддерживать на нем установленный  порядок.

Непосредственную  ответственность за содержание пунктов  управления несут их начальники.

Третьим элементом системы управления являются средства управления, которые включают системы: связи и оповещения, автоматизации  и другие специальные системы.

Более подробно вопросы организации связи  и автоматизации будут рассмотрены  на одноименных кафедрах академии.

Для эффективного функционирования РСЧС в зависимости  от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС устанавливается  один из следующих режимов функционирования РСЧС (рис. 1.5.).

Режим повседневной деятельности устанавливается  при нормальной производствен-ной, промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности устанавливается  при ухудшении промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки при получении прогноза возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается  при возникновении и во время  ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, осуществляемыми в  этих режимах, являются:

а) в  режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

планирование  и выполнение целевых и научно-технических  программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению  устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в  чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления по делам  гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств РСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения  способам защиты и действиям при  чрезвычайных ситуациях;

создание  и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования;

б) в  режиме повышенной готовности:

принятие  на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного  руководства функционированием  подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных  групп для выявления причин ухудшения  обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработке предложений  по ее нормализации;

усиление  дежурно-диспетчерской службы;

усиление  наблюдения и контроль за состоянием окружающей природ-ной среды, обстановкой на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие  мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению  устойчивого функционирования объектов;

приведение  в состояние готовности сил и  средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости  в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в) в  режиме чрезвычайной ситуации:

организация защиты населения;

выдвижение  оперативных групп в район  чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны и организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

организация работ по обеспечению устойчивого  функционирования отраслей экономики  и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Информация о работе Система управления РСЧС и ГО