Состояние и перспективы развития стратегических и оперативно- тактических крылатых ракет иностранных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, реферат

Описание

Цель:
Произвести анализ состояния и перспектив развития стратегических и оперативно-тактических крылатых ракет иностранных государств. Выработать рекомендации командирам и штабам подразделений РТВ по обеспечению обнаружения вражеских ракет .

Работа состоит из  1 файл

рефират по тртв.docx

— 219.44 Кб (Скачать документ)

Исходно ракета несла кодовое  обозначение SSM-A-1. Испытания первого  прототипа XSSM-A-1 оснащённого двигателем проводились с 20 января 1949 года. Работы над проектом едва не были остановлены  в 1949 году, но начало Корейской Войны  и рост международного напряжения способствовали его продолжению[1].

В 1952 году ракета была принята  на вооружение под обозначением B-61 (от англ. Bomber[сн. 1]), но её развёртывание в Европе началось только в 1954 году.

Конструкция


MGM-1A «Матадор» была построена  по нормальной аэродинамической схеме, с высокорасположенным крылом. Он был оснащён турбореактивным двигателем, позволяющим развивать скорость до 1040 км/ч и подниматься на высоту до 10000 метров.

На первых модификациях ракеты стояла радиокомандная система наведения. Это ограничивало её максимальный управляемый  радиус 400 км (хотя по инерциальной системе  наведения ракета могла лететь дальше). Контроль полёта ракеты осуществлялся  с помощью радаров AN/MSQ-1 с земли. Оператор ракеты удерживал её на курсе, осуществляя регулировку только по курсу, управление по скорости и высоте отсутствовало. Когда ракета приближалась к расчётному расположению цели, оператор передавал команду на вертикальный нырок.

Версия ракеты MGM-1C была улучшенным вариантом «Матадора», на котором  применили систему автоматического  наведения Shanicle (от англ. Short Range Navigation Vehicle). Система микроволновых излучателей создавала серии импульсов, воспринимавшихся автопилотом ракеты как целеуказание по азимуту и по дальности, что позволяло ракете лететь на максимальную дальность (1000 км). Система была активирована в 1957 году, но хотя в ряде случаев демонстрировала высокие результаты[сн. 2] в целом, оказалась ненадёжной и была вскоре снята с вооружения, а все ракеты MGM-1C переоборудованы под командное наведение.

Ракета оснащалась ядерной  боеголовкой W-5, максимальной мощностью до 50 килотонн. Боеголовка приводилась в действие барометрическим детонатором, но имелся и контактный. Существовала модификация ракеты с 1000-фунтовой (~450 кг) боевой частью в осколочно-фугасном снаряжении, но низкая точность не позволяла задействовать её успешно, также отсутствуют сведения о развёртывании не-ядерных «Матадоров» в войсках.

Запуск ракеты осуществлялся  с подвижной пусковой рампы при  помощи стартового твердотопливного ускорителя. Ракета перевозилась в разобранном  виде, с демонтированными крыльями, и собиралась только во время боевого  дежурства на установке. Среднее  время на подготовку ракеты к пуску  составляло 15-20 минут.

Развёртывание


Развёртывание ракеты началось с 1954 года в Западной Германии. Ракета рассматривалась ВВС США как дополнение к пилотируемым бомбардировщикам B-47 для воздействия на стратегические объекты в Восточной Европе.

Основным оператором ракет  в Европе было 38-е тактическое  ракетное крыло, в составе 1-го и 30-го эскадронов беспилотных бомбардировщиков. Ракеты были развёрнуты на территории Западной Германии, в Рейнланд-Пфальце. Впоследствии, были развёрнуты ещё два эскадрона тактических ракет в составе 58-го тактического ракетного крыла.

С 1958 года, ракеты «Матадор»  развёртывались на Дальнем Востоке, на территории Тайваня и Южной  Кореи. Дальневосточное развёртывание  ракет проводилось 868-м эскадроном тактических ракет.

ВВС Германии, оперировали  ракетами MGM-1С «Матадор» в составе Flugkörpergruppe 11 с 1959 года.

В 1959 году, ракеты MGM-1С Matador начали повсеместно заменяться более совершенными ракетами MGM-13 Mace. К 1962 году все ракеты были сняты с вооружения.

Интересным является тот  факт, что обозначение MGM-1, ракета получила лишь в 1963 году, уже после снятия с вооружения.

Оценка проекта


Для своего времени, MGM-1 Matador был достаточно совершенным оружием. Его характеристики приближались к скорости и высоте полёта истребителей того времени, а небольшие размеры делали его сложной целью для обнаружения и перехвата. Ракета также развёртывалась гораздо легче чем пилотируемые бомбардировщики. В то же время, её точность была низка, а система управления сильно подвержена помехам, что делало невозможным её применение иначе как по крупным целям вроде военных аэродромов и городов.

С появлением на вооружении зенитно-ракетных систем, подобных С-75, боевая ценность «Матадора» существенно снизилась и к 1962 году он был снят с вооружения.

MGM-13 Mace


CGM/MGM-13 «Мэйс» (англ. Mace — булава) — американская тактическая дозвуковая крылатая ракета, использовавшаяся с 1959 по 1971 год ВВС США

История


Разработка ракеты началась в 1954, как модифицированной версии MGM-1 Matador увеличенной дальности и с более тяжелым термоядерным зарядом. Изначально, ракета обозначалась как TM-61B «Matador B», но затем ввиду возросшего числа отличий от базовой модели, получила новое, независимое обозначение TM-76 «Mace». В 1962 году, при смене системы обозначений, ракета получила стандартное обозначение MGM-13 (для мобильного варианта).

Первый полет прототипа YTM-61B состоялся в 1956 году. Серийное производство началось два года спустя, в 1958 году, и в 1959 первая часть, вооруженная  ракетами MGM-13 «Mace» заступила на боевое дежурство. К 1962 году все части, ранее вооруженные ракетами MGM-1 Matador были перевооружены на «Mace»

Конструкция


Конструктивно, ракета MGM-13A представляла собой удлиненный MGM-1 Matador с повышенной до 1300 км дальностью полета. Вооружена она была 1-мегатонной термоядерной боевой частью W-28.

Основным отличием от MGM-1 Matador была система управления ATRAN (англ. Automatic Terrain Recognition And Navigation), представлявшая собой раннюю версию навигации по радиолокационной карте местности. В отличие от радиокомандного управления, система ATRAN была не подвержена помехам и обеспечивала приемлемую точность движения ракеты на всей длине траектории. Недостатком системы была необходимость в точной радиолокационной карте местности, над которой предполагался полет. Используя систему ATRAN ракета могла пролететь до 540 миль на высоте в 750 футов (около 300 метров), что делало ее малоуязвимой для средств ПВО того времени[1].

В 1964 году была разработана  версия ракеты увеличенной дальности MGM-13B, имевшей большие размеры  и использовавшей вместо системы ATRAN инерциальную систему контроля. Дальность  полета ракеты на большой высоте возросла почти до 2400 км. Исчезла зависимость от радиолокационной карты местности, но полет на малой высоте стал также невозможен.

Ракета транспортировалась в полностью собранном виде (исключая устанавливающийся перед запуском твердотопливный ускоритель) на мобильной  пусковой установке-трейлере. Крылья при  транспортировке складывались.

Развертывание


Ракеты MGM-13A развертывались в войсках с 1959 года, в 1964 в дополнение к ним на вооружение поступила  модификация MGM-13B. Ракеты развертывались 38-м тактическим ракетным крылом в ФРГ и 58-м тактическим ракетным крылом в Республике Корея. Позже, в 1962 году 58-е тактическое ракетное крыло было расформировано и его функции переданы 498-й тактической ракетной группе на Окинаве[1]. Всего в Европе было развернуто около 200 ракет «Mace» и около 60 на Дальнем Востоке. Основными целями ракет должны были стать стратегические объекты в Восточной Европе, а также на территории Северной Кореи и КНР.

Развертывание ракет MGM-13B началось в 1964 году. Имея инерциальную систему  наведения, ракета в отличие от версии MGM-13A не могла запускаться с мобильных  позиций и базировалась в заглубленных капонирах. Ракеты MGM-13A и MGM-13B взаимно  дополняли друг друга на вооружении. Первые могли летать на сравнительно малой высоте и легче преодолевать ПВО, вторые имели большую дальность  действия, и не нуждались в заранее  составленной подробной радиолокационной карте.

К 1969 году ракеты начали сниматься  с вооружения в пользу Першинг-1А. В 1971 году последняя ракета была снята с вооружения. Списаные ракеты MGM-13A активно использовались как учебные цели для тренировки операторов ПВО, так как по характеристикам были сходны с военными самолетами.

SM-62 Snark


Нортроп SM-62 «Снарк» (англ. Northrop SM-62 Snark, с 1947 по 1951 годы обозначалась SSM-A-3, с 1951 по 1955 — B-62) — американская стратегическая межконтинентальная крылатая ракета (КР). Единственная когда-либо принятая на вооружение межконтинентальная крылатая ракета. Состояла на вооружении ВВС СШАс 1958 по 1961 год (фактически, боевое дежурство несла лишь в 1961 году) и вскоре была списана из-за морального устаревания.

История


Работа над программой крылатых ракет большой дальности  началась в 1946 году. В разработке находились два проекта, названные в честь  персонажей Льюиса Кэррола[прим. 1] — дозвуковой самолет-снаряд MX775A «Снарк» (англ. Snark) и сверхзвуковой MX775B «Буджум» (англ. Boojum). Малый интерес со стороны ВВС к программе, обусловленный недоверием руководства к беспилотным бомбардировщикам, едва не привел к закрытию ее в том же году, но благодаря вмешательствуДжона Нортропа и будущего первого начальника ВВС Карла Спаатца (англ. Carl Andrew Spaatz) программа была спасена.

Несмотря на их вмешательство, финансирование осуществлялось по остаточному  принципу до 1955 года, когда президент Эйзенхауэр издал распоряжение о высшем приотитете работ над МБР и стратегическими ракетными программами.

К этому моменту заложенные в проект требования уже считались  устаревшими, но тем не менее программа  продолжалась. Первые летные испытания  у островов Вознесения, начавшиеся в 1957, дали крайне неудовлетворительный результат. Круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты оказалось равным почти 31,5 км, что было чересчур даже для ядерной боевой части. Проблему удалось решить применив систему астрокоррекции, что позволило свести КВО к вполне допустимым 7 км.[прим. 2]

Техническая надежность системы  также была низкой. Необходимость  поддержания траектории полета с  заданной точностью на всем протяжении длительного, 12-часового трансполярного перелета от пунктов базирования  на территории США к объектам на территории СССР привела к усложнению и как результат, низкой надёжности навигационной системы. На испытаниях, система управления часто проявляла тенденцию увода ракеты от заданного курса[прим. 3].

Техническое описание


 

                              Пуск КР «Снарк» при помощи твердотопливных стартовых ускорителей.

Межконтинентальная крылатая ракета «Снарк» была выполнена по классической монопланной схеме с высокорасположенным крылом. Его длина составляла 20,47 метра при размахе крыла 12,88 метров и стартовой массе 21 839 кг (27 200 кг с учетом массы стартовых ускорителей).

Двигательная установка  снаряда состояла из турбореактивного двигателя J-57 (англ. Pratt & Whitney J57) компании Пратт-Уитни и двух твердотопливных стартовых ускорителей компании Аэроджет-Дженерал, необходимых для старта без разгонной катапульты или длительного разбега.

Радиус действия ракеты составлял  около 10 180 км при средней скорости 1050 км/ч. Потолок достигал 17 000 метров, что было уже недостаточно по меркам времени чтобы являться неуязвимым для средств ПВО и перехватчиков. Теоретическое КВО составляло около 2,4 км, но на практике таких результатов редко удавалось добиться. При необходимости, система управления могла выполнить противозенитный маневр на угол до 90 градусов с последующим возвращением на курс. Запоминающее устройство ракеты могло хранить в памяти до 8 заранее запрограммированных маневров.

Система управления ракеты была основана на астрокоррекции, с предельным отклонением от курса до 120 км. Комплекс управления состоял из 3 телескопов, фиксируемых на соответствующих звездах. Эта часть конструкции была одной из самых сложных и ненадежных, и подавляющее большинство отказов ракет было связано именно с блоком астровизирования. Существовала резервная система радиокомандного управления, применяемая лишь на небольших расстояниях.

Носовая часть ракеты была отделяемой (для проведения атаки  цели на сверхзвуковой скорости) и  снаряженной 4-мегатонной боевой частью W39. При приближении к рассчётной цели на 80 км, ракета переходила в режим разгона на высоте до 18 км, и вблизи цели отделяла носовую часть при помощи пиропатронов. Основной корпус ракеты при этом разрушался, создавая облако радиоконтрастных осколков, маскирующих полет боевой части от средств обнаружения. Мощность боевой части в определенной мере компенсировала низкое КВО ракеты.

Старт ракеты осуществлялся  с бустера, с легкой подвижной  платформы. В этом было одно из немногих преимуществ «Снарка» над МБР, обретшими мобильность много позже. Система управления снаряда могла вывести его на цель даже при весьма сильном отклонении от точки старта.

Интересной особенностью ракеты являлась возможность (при условии  отмены боевого задания) приведения ее к аэродрому и приземления  для повторного использования. Из-за отсутствия шасси, для посадки ракеты подходили только очень ровные аэродромы — такие как летное поле Skid Strip на Базе ВВС США на мысе Канаверал.

Предполагаемое  применение


Основным назначением  для ракеты «Снарк» должны были быть трансполярные атаки объектов второстепенной важности в глубине территории СССР. В отличие от пилотируемых бомбардировщиков B-47 и B-52 SM-62 не нуждался в летающих танкерах, был менее зависим от погодных условий. Также он был гораздо дешевле и в силу малых размеров значительно сложнее обнаруживался радарами даже при сплошном радарном покрытии. В подобном рассмотрении, применение его в качестве вспомогательного средства для ударов по второстепеным объектам было оправдано, с учетом недостатков радарного покрытия Сибири в середине 1950-х.

В то же время, «Снарк» был более уязвим в случае обнаружения противником. Его скорость уступала скорости современных истребителей, а отсутствие пилота и оборонительного вооружения не позволяло избегать их атаки. Значительную угрозу также представляли комплексы ПВО С-25 и С-75

Развертывание


Затянувшаяся разработка привела к тому, что в 1958 году было развернуто одно крыло стратегических ВВС, вооруженное «Снарк». Первая ракета была поставлена на вооружение 702-го стратегического ракетного крыла в штате Мэн в январе 1958 года, но только в 1961 крыло обрело боевой статус.

В распоряжении крыла имелось 10 стоявших на дежурстве ракет «Снарк», размещавшихся в 2-х ангарах в 3-х степенях готовности. 1-я ракета должна была быть готова к полету в 15-минутной готовности, ракеты 2 и 3 — в 30-минутной и 180-минутной, ракеты 4 и 5 — в 3-хдневной и 8-мидневной готовности. Таким образом к немедленному запуску были готовы лишь 3 ракеты. Принятая схема размещения ракет в железобетонных ангарах считалась устаревшей и не отвечала требованиям защиты от средств ядерного удара.

Информация о работе Состояние и перспективы развития стратегических и оперативно- тактических крылатых ракет иностранных государств