Анализ ведения и хранения трудовых книжек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ порядка ведения и хранения трудовых книжек в кадровой службе организации.
Исходя из данной цели решаются следующие задачи:
- характеризовать основы деятельности кадровой службы;
- изучить основы деятельности кадровой службы;
- исследовать основные требования к работе с приказами по личному составу;
- рассмотреть ведение трудовых книжек;
- проанализировать формирование и хранение дел в кадровой службе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Основы деятельности кадровой службы 7
1.2. Основы деятельности кадровой службы 10
ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ 12
2.1. Основные требования к работе с приказами по личному
составу 14
2.2. Ведение трудовых книжек 16
2.3. Формирование и хранение дел в кадровой службе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Анализ ведения и хранения трудовых книжек.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ         3

ГЛАВА 1. МЕСТО  КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ          5

1.1. Основы деятельности кадровой  службы    7

1.2. Основы деятельности кадровой службы    10

 

ГЛАВА 2. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ          12

2.1. Основные требования к работе с приказами по личному

составу           14

2.2. Ведение трудовых книжек      16

2.3. Формирование и хранение дел  в кадровой службе  24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         31

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ       33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудовая книжка - документ, знакомый не только кадровику, но и всему населению нашей страны. Именно трудовая книжка многие годы является главным документом о трудовой деятельности большинства граждан России.

Свои особенности  имеет работа с кадровыми документами, которые имеют первостепенное значение для каждого работника организации, так как они подтверждают стаж и место работы.

Для правильного  ведения кадровой документации необходимо, помимо нормативно-методических документов по делопроизводству, хорошо знать  и постоянно руководствоваться законодательно-правовыми актами о труде.

Вступление  в силу ТК РФ обязывает специалистов кадровых служб пересмотреть сложившуюся  систему работы с кадровой документацией. Документирование процессов управления персоналом занимает важное место в  трудовом законодательстве, которое во многом по-новому трактует порядок письменного оформления тех или иных процедур, выполняемых кадровой службой.

Оформление  кадровой документации продолжает занимать большую часть рабочего времени  специалистов служб персонала и  нередко доставляет серьезные неприятности при проверках и конфликтных ситуациях. Среди многочисленных функций отдела кадров одна из основных – работа с трудовыми книжками сотрудников.

Трудовая книжка по-прежнему является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. От того, насколько грамотно и аккуратно она заполнена, зависит, возникнут ли у человека проблемы на новом месте работы или с оформлением пенсии.

Актуальность темы данной курсовой проявляется в том, что трудовая книжка является основным, документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Целью работы является анализ порядка ведения и хранения трудовых книжек в кадровой службе организации.

Исходя из данной цели решаются следующие задачи:

- характеризовать основы деятельности кадровой службы;

- изучить основы деятельности кадровой службы;

- исследовать основные требования к работе с приказами по личному составу;

- рассмотреть ведение трудовых книжек;

- проанализировать  формирование и хранение дел в кадровой службе.

Объект  исследования – Документирование процессов управления персоналом, которое во многом по-новому трактует порядок письменного оформления тех или иных процедур, выполняемых кадровой службой.

Предмет исследования – оформление трудовой книжки, как основного документа о трудовой деятельности и стаже работника.

Методологическая  основа. Методологической основой работы является сочетание общенаучных методов анализа и моделирования, а также, таких как наблюдение, анализ документов.

Практическая  значимость. Результаты исследования могут быть применены в работе специалистами служб персонала.

Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

Служба по подбору  персонала и управлению им (отдел или управление по кадрам) представляет собой самостоятельное структурное подразделение коммерческой либо некоммерческой организации, главными направлениями деятельности которой являются: [9]

  • документирование трудовых отношений;
  • осуществление работы по подбору, расстановке и использованию рабочих и специалистов;
  • формирование стабильно работающего трудового коллектива;
  • создание кадрового резерва;

• организация  системы учета кадров.

Таким образом, роль деятельности кадровой службы в  общей системе управления обуславливается ее функциями, основой которых как раз и является деятельность, связанная с документированием трудовых отношений и организацией работы с персоналом.

Документирование трудовых отношений - неотъемлемая часть деятельности любой организации. Документированная информация составляет основу управления. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда управленческих работников. За счет более совершенной системы документационного обеспечения управления достигается более быстрое движение и исполнение служебных документов, их сохранение, использование и правильный отбор на государственное хранение. То есть, деятельность всего аппарата управления упрощается, ускоряется, становится более четкой и организованной.

Руководство каждого  предприятия должно учитывать, что  документы по личному составу, отражающие трудовую деятельность работников и подтверждающие трудовой стаж, необходимый для начисления пенсии, играют особую роль в жизни человека. Недопустимо отсутствие этой документации в организации, а также ведение кадрового делопроизводства с нарушением требований Трудового кодекса РФ. [16]

Необходимо  учитывать, что документация по личному  составу подлежит передаче в государственные архивы для длительного хранения.

Руководитель  предприятия несет персональную ответственность за документированный фонд, образующийся на предприятии, и должен быть знаком с основами трудового законодательства.

Не менее  важным для администрации предприятия  является использование документов кадровой службы при решении споров с работниками. Трудовые конфликты всегда сопровождаются представлением в суд документов, подготовленных в кадровой службе. Важнейшее значение при этом имеет не только правильное составление содержательной части каждого документа, но и его оформление в соответствии с действующими нормативными актами, то есть придание документу юридической силы. Именно ошибки, допускаемые при подготовке документов, отсутствие в них отдельных реквизитов или неверное их выполнение нередко приводят специалистов кадровой службы к неудаче в судебном споре с работником даже при хорошем знании статей Трудового кодекса РФ и правильном их применении.

Таким образом, кадровая документация, всегда игравшая существенную роль в жизни каждого трудоспособного человека в нашей стране, продолжает оставаться актуальной и в условиях развития рыночных отношений. Так как служит документальным подтверждением прав работника на социальное обеспечение по старости и инвалидности, предоставляется в суд при трудовых конфликтах, сдается в государственные архивы на длительное хранение, используется в справочных целях при обращении граждан в архивные учреждения.

Все это доказывает значимость кадрового делопроизводства в деятельности любой организации. Необходимо уделять особое внимание документированию работы с персоналом и учитывать все особенности работы с кадровыми документами. [20]

Следовательно, деятельность кадровой службы имеет  большое значение для любой организации. От того, насколько профессионально организованно ведение кадрового делопроизводства зависит успех управленческой деятельности в целом.

1.1. Основы деятельности кадровой  службы

 

Организация деятельности любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие положения; задачи; структура; функции; взаимоотношения с другими подразделениями; права; обязанности; ответственность.

В разделе «Структура»  указан порядок разработки и утверждения  структуры отдела, его численный  состав, конкретные направления работы и закрепленные за ними подразделения отдела. [14]

Численный состав и структура кадровых служб зависят  в основном от масштабов организации. В зависимости от размеров конкретной организации выделяются следующие организационные формы осуществления кадровой работы:

  • самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или его заместителю;
  • выполнение функций кадровой службы отдельным сотрудником организации;
  • выполнение функций кадровой службы по совместительству с выполнением другой работы.

Функциональные  обязанности кадровой службы заключаются в следующем:

•разработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации;

  • оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • учет личного состава;
  • хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству;
  • контроль исполнения руководителями подразделений приказов и распоряжений по работе с личным составом;
  • изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению;
  • анализ состава специалистов организации, деловых качеств работников с целью их рационального использования;
  • создание условий для повышения образовательного и квалификационного уровня специалистов;
  • работа по созданию резерва на выдвижение;
  • подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников;
  • подготовка и систематизация материалов для аттестационной комиссии;
  • подготовка материалов для представления работников к поощрению и награждению;
  • принятие мер по трудоустройству высвобождаемых работников;
  • организация контроля состояния трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка;
  • ведение всей отчетности по кадровым вопросам.

В ходе взаимодействия с другими подразделениями организации кадровая служба получает от них заявки на прием рабочих и специалистов, представления о поощрении, графики отпусков и т.п.

Из кадровой службы в подразделения направляются: [9]

  • сведения о нарушителях трудовой дисциплины;
  • копии приказов о приеме новых работников, перемещении внутри организации, увольнении работников;
  • копии приказов об утверждении (изменении) Правил внутреннего трудового распорядка;
  • сведения, относящиеся к вопросам соблюдения трудовой дисциплины.

От бухгалтерии  кадровая служба получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.


В свою очередь, кадровая служба представляет в бухгалтерию сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, приказы о приеме, переводе и увольнении, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения об очередных отпусках работников и т.п.

Кадровая  служба, как правило, наделена следующими полномочиями:

  • требовать от всех подразделений организации представления необходимых для ее работы материалов;
  • принимать работников, организации по вопросам перемещения и увольнения;
  • взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров;
  • требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.

Положение об отделе кадров устанавливает ответственность  начальника отдела кадров за выполнение возложенных на отдел функций и ответственность работников отдела, которая устанавливается должностными инструкциями.

1.2. Должностная инструкция сотрудника кадровой службы

 

Что касается должностной инструкции работника  отдела кадров, то она, как и любая другая должностная инструкция, согласно пункту 5 постановления Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» должна состоять из трех разделов: «Должностные обязанности», «Требования к знаниям» и «Требования к квалификации».

Информация о работе Анализ ведения и хранения трудовых книжек