Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:55, реферат
Эффективность организации текущего хранения документов в значительной степени предопределяется тем, насколько продумана номенклатура дел предприятия. Номенклатура дел - это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения. В свою очередь, делом называется совокупность документов или документ, относящийся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную папку. Такое определение содержится в ГОСТе Р. 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р. 51141-98).
РЕФЕРАТ
на тему:
Формирование и хранение
дел
Выполнила студентка группы Э-200
Садритдинова Альбина
Эффективность организации текущего хранения документов в значительной степени предопределяется тем, насколько продумана номенклатура дел предприятия. Номенклатура дел - это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения. В свою очередь, делом называется совокупность документов или документ, относящийся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную папку. Такое определение содержится в ГОСТе Р. 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р. 51141-98).
Номенклатура дел составляется для обеспечения оптимального распределения документов и формирования дел, и, в конечном счете – для обеспечения эффективного поиска документов в процессе повседневной работы с ними.
Различают сводную номенклатуру дел организации и номенклатуру дел структурных подразделений. Сводная номенклатура дел состоит из номенклатур дел структурных подразделений. В целях унификации группировки документов для предприятий определенной категории существуют примерные и типовые номенклатуры дел. Они являются методическими пособиями, другими словами, основываясь на них, организация может составить номенклатуру дел для себя и для своих подразделений.
В небольших организациях,
у которых нет структурного деления,
составляется одна номенклатура. Как
правило, ее составляет секретарь-референт.
Сводную номенклатуру большой организации
составляет делопроизводственная служба.
Далее приведена форма
Если организация сдает документы
на государственное хранение, требуется
согласование номенклатуры дел с Экспертно-проверочной
комиссией (ЭПК) государственного архива.
Примерная последовательность расположения
разделов в сводной номенклатуре дел может
выглядеть следующим образом: канцелярия,
производственно-технический отдел, отдел
организации труда и заработной платы,
бухгалтерия, отдел кадров, административно-хозяйственный
отдел.
Сводная номенклатура дел должна предусматривать заголовки для всех документов, образующихся в деятельности организации. Не включаются в номенклатуру дел заголовки печатных изданий (тарифы, справочники и т. п.). Заголовки дел по не разрешенным в течение данного года вопросам считаются переходящими и вносятся в номенклатуру дел организации следующего года с тем же индексом.
Номенклатура дел организации печатается в нескольких экземплярах. Первых экземпляр (контрольный) хранится в канцелярии, второй используется в качестве рабочего экземпляра, третий находится у лица, ответственного за архив в качестве учетного документа, четвертый – в государственном архиве, в который передаются документы данной организации.
О фактическом наличии
заведенных за год дел сообщается
архиву организации. Сводная номенклатура
дел организации
Формирование дел - это
группирование исполненных
Единые требования к формированию
и оформлению дел изложены в Государственной
системе документального
Формирование дел должно отвечать следующим основным требованиям: оперативность поиска документов; надежность документационного обслуживания управления; сохранность документов.
Согласно ГСДОУ формирование дел должно осуществляться
централизованно по месту регистрации
документов. Основой формирования дел
является номенклатура дел соответственно
организации или ее подразделений.
Работа по формированию дел состоит из
следующих операций:
Каждое дело комплектуется из документов по одному вопросу, имеющих один срок хранения. В дело помещают только исполненные документы (подлинники или заверенные копии). Документы постоянного или временного сроков хранения группируются в дела раздельно.
В дела группируются документы одного календарного года. Исключение составляют переходящие дела, в которые группируют документы за несколько лет (например, личные дела).
Документы в деле располагают в определенном порядке: сначала помещают основной документ и относящиеся к нему приложения, а затем в хронологическом порядке идут документы, возникающие по мере решения вопроса.
Приложения к документам независимо от даты их утверждения или составления присоединяются к документам, к которым они относятся.
Переписка группируется в пределах календарного года и располагается в хронологическом порядке. Приказы по личному составу комплектуются в дела в соответствии со сроками их хранения. Приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую должность, поощрении, длительных командировках, изменении фамилии группируются в одно дело.
Приказы о предоставлении отпуска, взысканиях, краткосрочных командировках – в другое дело. Раздельное формирование дел объясняется разностью в сроках хранения: срок хранения документов первой группы 75 лет, второй – 5.
Каждый документ, помещенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных актов. Неправильно оформленные документы возвращаются исполнителю для доработки.
Дело должно содержать
не более 250 листов, при общей толщине
не более 40 мм.
Оформление дел – это подготовка дел к
хранению в соответствии с установленными
правилами.
Оформление дел начинается с момента заведения их в организации и заканчивается в процессе подготовки к передаче в архив по окончании календарного года, в котором они были заведены. Оформление конкретного дела включает комплекс работ по брошюровке документов, нумерации листов, составлению заверительной надписи, составлению (в ряде случаев) внутренней описи документов, уточнению на обложке дела названия организации, делопроизводственного индекса, заголовка дела и т.д.
Оформление дел проводится
работниками службы документационного
обеспечения организации и
Дела подшиваются в твердую обложку, листы
нумеруются. В конце дела на отдельном
листе ставится заверительная надпись.
Наиболее ценные документы (например,
рукописи и т.п.) не подшивают, а вкладывают
в папки или коробки.
Для дел, сформированных по видам и разновидностям документов, заголовки которых не полностью раскрывают их содержание, рекомендуется составлять внутреннюю опись документов. Внутреннюю опись помещают в начале дела.
Заверительную надпись (лист-заверитель)
помещают в конце дела.
Обложки дел оформляют в соответствии
с требованиями ГОСТ 17914-72. Надписи на обложке
следует писать четко, тушью.
После завершения года на дела постоянного и временного (свыше 10 лет) сроков хранения лицами, ответственными за работу с документами в структурных подразделениях, составляются описи дел для последующей передачи в архив. Отдельная опись составляется надела по личному составу организации.
Каждое дело вносится в
опись под самостоятельным
Годовые разделы описей дел,
предназначенные для передачи в
государственный архив, печатают в
четырех экземплярах. Описи дел,
остающиеся в архиве организации, печатают
в двух экземплярах.
В архив организации передаются дела постоянного
и временного (свыше 10 лет) хранения, а
также дела по личному составу через год
после завершения работы с ними в структурных
подразделениях. Дела временного хранения
(до 10 лет включительно) передают в архив
по усмотрению руководства организации
(учитываются возможности архива, частота
обращения к документам прошлых лет и
т.д.).
Документы, как уже говорилось,
принимают в архив после
Если отдельные дела необходимо оставить или выдать для текущей работы, архив организации оформляет выдачу этих дел во временное пользование. Сотрудник архива, принимая дела, тщательно сверяет каждое дело с описью, проверяет правильность формирования и оформления дела.
Вместе с делами в архив
передаются регистрационные карточки
на сдаваемые документы для
До передачи в государственные архивы
документы, подлежащие государственному
хранению, хранятся в архивах организаций
и предприятий в течение сроков, установленных
ГлавАрхивом России. По истечении установленных
сроков документы, подлежащие государственному
хранению, передаются по акту их архивов
организаций и предприятий в государственные
архивы.
Методическое руководство и контроль за правильным формированием дел в структурных подразделениях осуществляют заведующий канцелярией и заведующий архивом.
Документы следует хранить
в составе дел в соответствии
с утвержденной номенклатурой. Для
этого отводят необходимые
Чтобы обеспечить оперативный
поиск документов, на дверцах шкафов
(с внутренней стороны) помещаются копии
номенклатуры дел, а на корешках обложек
дел указываются номера дел в
соответствии с номенклатурой. Шкафы
(столы) также оборудуются
Доступ к шкафам (столам) с документами должны иметь только уполномоченные сотрудники отдела хранения документов и их непосредственный начальник. Выдавать же документы следует только под роспись и лишь на время, необходимое для ознакомления с содержанием документа, но не более чем на один рабочий день.
Подготовка и передача документов на архивное хранение.
Подготовка исполненных документов к последующему хранению является завершающим этапом процесса делопроизводства. Основная цель хранения документов - это создание условий для их использования в справочной работе учреждений и пополнение Государственного архивного фонда РФ.
Подготовка исполненных документов к хранению включает:
Экспертиза ценности документов – это отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения. Как правило, обязанность сдавать документы в ГОСархивы, возложена на государственные и муниципальные организации.
Однако некоторые
Для организации и проведения
экспертизы ценности документов и отбора
их для передачи на государственное
хранение, а также для контроля
и оказания методической помощи в
проведении экспертизы в министерствах
и ведомствах создаются постоянно
действующие центральные
Экспертная комиссия организации
создается приказом руководителя из
числа наиболее квалифицированных
работников в количестве не менее
трех человек. Экспертная комиссия организации
в своей работе должна руководствоваться
Положением об архивном фонде Российской
Федерации, требованиями ГСДОУ, приказами
Федеральной архивной службы России,
нормативно-методическими
Члены ЭК с участием специалистов
организации проверяют