Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:03, курсовая работа
Актуальность темы проявляется в том, с переходом к рыночной экономике требования к организации и планированию производства изменились. Главной целью становится удовлетворение покупательского спроса в полном объеме и в установленные сроки. Процесс, который отвечает этим требованиям и приносит необходимую и достаточную для ведения дела прибыль, стали называть бизнес-процессом. В то же время страны с рыночной экономикой за последние полтора десятилетия накопили огромные знания в области управления производством, которые приобрели интернациональный характер.
Введение
Глава 1. Основы организации производства
Организация производства и его составляющие
Организационные формы производства
Производственная структура и ее отличительные черты
Глава 2. Управление производством и его основные элементы
2.1. Сущность и функции управления производством
2.2. Структура управления производством и классификация персонала
Заключение
Список используемой литературы
Общая структура предприятия, в отличие от производственной, представляет собой совокупность производственных звеньев, организаций по обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.
К производственным звеньям предприятия относятся цеха и участки, где изготавливаются: основная продукция предприятия, инструменты, запасные части для ремонта оборудования и т.п.
К организациям, обслуживающим работников предприятия относятся: столовые, сельское подсобное хозяйство, детские сады, профилактории и т.п. Организации по обслуживанию работников в основном развиты на крупных предприятиях.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки, и цеха.
Первичным и самым главным звеном пространственной организации производства является рабочее место.
Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции и оснащенное специальным оборудованием.
Участок – это производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На мелких и средних предприятиях, где введена бесцеховая структура, производственный участок может обладать чертами, характерными для цеха. Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором – по выполнению одинаковых операций. Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделен определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, представляет собой обособленную в организационном, техническом и административном отношении производственную единицу и выполняет закрепленные за ним производственные функции.
Выделяют следующие виды цехов:
Факторы, оказывающие влияние на процесс формирования производственной структуры можно разделить на две группы:
1.Внешние факторы:
Предприятия, строящиеся в крупных промышленных центрах, имеют менее развитую систему вспомогательного и обслуживающего хозяйства, а предприятия, возникающие в осваиваемых районах – комплексную структуру;
Данный фактор требует от предприятия наличия гибких организационных структур, способных изменяться под воздействием запросов потребителей.
2.Внутренние факторы:
Для предприятия специализация означает процесс обособления производственных процессов при изготовлении однородной продукции. При кооперировании возможно сокращение количества вспомогательных и обслуживающих подразделений.
Основные направления совершенствования производственной структуры предприятий включают:
Тип организации производства определяется главным образом степенью специализации рабочих мест, формой связи различных операций по времени и в пространстве, сложностью и устойчивостью номенклатуры продукции, размерами ее выпуска.
Существует три типа организации производства:
В свою очередь в зависимости от масштабов изготовления продукции серийное производство подразделяется на:
По своим
качественным параметрам крупносерийное
производство приближается к массовому,
мелкосерийное – к единичному. Сравнительную
характеристику типов организации производства
можно проанализировать по данным, приведенным
в таблице 1.
Глава 2. Управление производством и его основные элементы
2.1. Сущность и функции управления производством
Изучение процесса управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач и, наконец, маркетинг, выделенный недавно в самостоятельную функцию управления .
Рисунок
1. Функции управления
Существует и более детализированная классификация функций управления. Действительно, можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции, распорядительство (командование), руководство, коммуникация, исследование, оценка, принятие управленческого решения, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Любая классификация не является абсолютной, всегда в ней могут существовать смыкающиеся и даже перекрывающие друг друга элементы.
Понятие функции управления появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. Французский ученый Анри Файоль выделял следующие основные функции менеджмента: предвидение, организация, распорядительская деятельность (администрирование), координация (согласование) и контроль. Важно, что функции управления определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом (в соответствии с происхождением самого термина от латинского functio — исполнение,совершение). Существенно и то, что логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.
Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
1) анализа
состояния системы, контроля
2) определения
состава мероприятий,
Управление производством
Функции управления производством можно разбить на две группы:
Различие состоит в том, что решения, направленные на создание систем, всегда дают отдаленные во времени результаты, в то время как результаты решений по обеспечению функционирования систем проявляются достаточно быстро.
Это позволяет говорить о разделении функций управления производством соответственно на стратегические и тактические. И те и другие в конечном счете поддерживают выполнение бизнес-организацией своей миссии.
Стратегические функции управления производством, или его стратегии включают:
1) стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований1;
2) стратегию процесса, определяющую выбор способов производства отобранных товаров, обоснование производственной мощности и ее резервирования. Под способом производства здесь понимается совокупность средств производства, технологий изготовления и методов организации и управления производством. В первую очередь эти составляющие находятся под влиянием масштаба производства нового товара, повторяемости и устойчивости его выпуска, которые также определяются в ходе маркетинговых исследований;
3) стратегию размещения новых производств в региональном аспекте с учетом выполнения требований гибкости и надежности снабженческой и распределительной сети также оказывающее огромное влияние на эффективность бизнеса;
4) стратегию организации производства, определяющую организационную структуру нового или реконструируемого предприятия, выбор форм и методов организации работ внутри предприятия, построение рабочих центров и обеспечение их ресурсами;
5) стратегию обслуживания производства, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;
6) стратегию качества, приобретающую в последнее время все большее значение ввиду тех кардинальных изменений, которые происходят в бизнесе.
Тактические функции управления производством или его тактики включают:
1) тактику управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими — как элемент управления материальными потоками в производстве;
2) тактику «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;
3) тактику расчета потребности в компонентах изделий, определяющую систему планирования на предприятии в условиях зависимого спроса;
4) тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса;
5) тактику составления производственных расписаний на уровне исполнителей с учетом возникающих очередей и степени загруженности рабочих центров.
Выше
перечислены основные стратегические
и тактические функции управления
производством.
Информация о работе Функции и структуру управления производством