Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение применения информационных технологий в архивном деле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. определить объект и цели информатизации архивного дела;
2. пояснить значение электронного документооборота и его особенностей применения в архиве;
3. рассмотреть основные базы данных в архивном деле;
С начала 90-х годов популярность приобрела концепция распределённых электронных архивов. Суть её состоит в том, чтобы документы хранились в тех организациях, которые их создали.
Для того чтобы организовать надёжное и постоянное хранение электронных документов, архив должен или превратиться в музей устаревающей техники и программных средств, или перевести документы в новые компьютерные системы.
Создание музеев устаревших аппаратных и программных средств периодически обсуждается архивистами, но обычно откладывается как слишком дорогой проект, так как требует не только приобретения и поддержания в рабочем состоянии разнообразной техники и компьютерных программ, но и содержания штата уникальных специалистов-техников.
Независимо
от модели организации электронных
архивов реалии современного компьютерного
мира меняют представление об их вспомогательном
значении в административно-
1.5 Базы данных в архивном деле
В архивном деле в основном применяется технология баз данных, а также другие информационные технологии (оцифрование документов, сетевые технологии и т. д.).
Все базы
данных, создаваемые в архиве, условно
разделяются на учётные и информационно-
Учётные базы данных
Служат
для обработки статистических массивов
– учёта документов и дел в
архиве, учёта использования, контроля
за обеспечение сохранности и
т.д. Они предназначены для
Информационно-поисковые базы данных
Эта категория
базы данных служит для создания и
ведения таких архивных справочников,
как архивные описи, сводные номенклатуры
дел, каталоги, картотеки, а также
для совершенствования
Они бывают трёх типов:
При создании
отдельной информационной системы
в ведомственном архиве учреждения
вся работа по вводу данных выполняется
архивистами. Поэтому Росархив рекомендует
автоматизированный справочный аппарат
ведомственного архива формировать
на основе информационно-поисковой
системы, создаваемой в текущем
делопроизводстве организации и
прежде всего таких её элементов,
как электронные справочные картотеки,
номенклатуры дел, классификаторы и
др. Однако есть одно существенное препятствие,
мешающее использованию в поисковой
работе архива электронной
Дело в том, что основным классификатором данных в делопроизводстве является номенклатура дел организации, которая переутверждается каждый год. Это заставляет архивистов хранить массив данных за каждый год. (См. Таблица 1.5)
Таблица 1.5
Запланированные показатели по объёму БД в Основных направлениях развития архивного дела в РФ
Год |
1996 |
2006 |
2010 |
2015 |
Учётные БД |
157,7 |
169,9 |
415,8 |
314,6 |
Информационно-поисковые БД |
386,4 |
337,9 |
442,6 |
829,1 |
Для эффективного ведения и использования БД, организации распределенных БД, обмена файлами и сообщениями коллективной подготовки документов и т.п. в архиве устанавливается локальная вычислительная сеть (ЛВС). Поддержку работоспособности ПО ЛВС, совместимости с ним приложений и БД, ведение парольного доступа осуществляет администратор сети, как правило, работник структурного подразделения, на которое возложена организация применения информационных технологий в архиве.
Доступ работников архива к БД организуется в соответствии с их обязанностями и полномочиями. Доступ регулируется системой парольной защиты компьютеров и информационных массивов.
Парольная защита БД обеспечивает доступ, как правило, на трех уровнях в режимах “пользователя”, “редактора” и “администратора”. Пароль доступа нижнего уровня (“пользователь”) разрешает поиск и просмотр информации, получение отдельных отчетов (выходных форм).
В этом режиме
функции ввода и редактирования
данных, добавления и удаления записей
недоступны. Пароль доступа уровня
“редактора” допускает при
Доступ пользователей к БД по составу и содержанию документов архива осуществляется с терминалов, обеспеченных соответствующей парольной защитой, расположенных, как правило, в читальном зале архива. Базы данных, созданные архивом, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.
Архив ведет учет всех созданных БД в виде базы данных их описаний (базы метаданных). В обязательные реквизиты базы метаданных входят в название учитываемой базы. Её объем измеряется в мегабайтах, характеристика содержания информации, перечень источников данных, крайние даты документов, информация о которых введена в учитываемую БД, даты начала и завершения БД (или отметка о продолжающемся вводе), формат представления данных, правовой статус БД, полный перечень полей БД с их идентификаторами, спецификацией и пояснениями по их содержанию.
В Центре информационных технологий Федеральной архивной службы ведутся работы по созданию типового ПО «Учреждения – источники комплектования для всех архивов».
В ряде архивов внедряются БД, позволяющие не просто вести учёт документов в организациях – источниках комплектования, но и создавать паспорт архива организации в автоматизированном режиме.
БД «Паспорт
ведомственного архива» применяется
в Главархиве г. Москвы; в Государственном
архиве Амурской и Тульской областей.
Первая часть пакета служит для получения
общих сведений об учреждении, о
согласовании и утверждении нормативно-
Таким образом, на основании изложенного можно сделать выводы о том, что информатизация архивного дела имеет главной своей целью развитие рациональной системы формирования, обеспечения сохранности, всестороннего использования Архивного фонда России и защиту его информационных ресурсов.
Среди основных задач ГАС Российской Федерации важнейшей является обеспечение права граждан на информацию, предоставление им широкого доступа к информационным ресурсам, находящимся в государственных архивах и центрах хранения документации (ЦХД).
В настоящее
время их использование затруднено
как из-за удаленности многих архивов,
так и вследствие недостаточно высокого
уровня научного описания архивных материалов
и их тематической разработки. Создание
информационно-поисковых баз
Внутриархивные БД учетного характера повысят точность сведений и оперативность информирования об объемах и состоянии архивных документов, послужат основой создания автоматизированных фондовых каталогов, различных указателей, списков учреждений-источников комплектования и т.п., в том числе межархивного и общеотраслевого уровня.
Создание
комплекса БД по материально-техническому,
кадровому и финансовому
Создание
автоматизированного научно-
Внедрение
и активное использование
Использование общероссийских и международных стандартов при автоматизации открывает российским архивам дорогу для интеграции в складывающееся общероссийское информационное пространство, для интенсификации международного сотрудничества.
2
Архивные документы на
К настоящему
времени в учреждениях и
Следует
констатировать, что архивная отрасль
не готова к работе с ДМН в силу
большой сложности проблем, в
том числе и финансового
Основным
фактором, определяющим специфику указанных
документов и порождающим трудности
в их использовании, является то обстоятельство,
что ДМН, в отличие от документов
на традиционных носителях, неразрывно
связаны с программным
Информационные технологии подвержены стремительному, а иногда - и революционному изменению. Крупнейшие производители ПО стараются обеспечить в своих новых продуктах преемственность по отношению к ранним версиям и возможность конвертации данных из одного формата в другой, однако это не решает проблем в отношении материалов многолетней давности, баз данных со связанными файлами, организации процедур переиндексации и т.п. Необходимо также учитывать, что значительный объем НТД на магнитных лентах создавался с помощью уникальных систем автоматизированного проектирования (САПР), работавших в устаревших операционных системах.
Динамичное
развитие и смена поколений компьютерной
техники привели к тому, что
сегодня уже практически
Специфика ДМН, взаимозависимость и сложность указанных проблем выдвигают необходимость разработки и осуществления специальной программы, предусматривающей проведение научных исследований, создание нормативно-методической базы по работе с ДМН, организации специализированных архивных учреждений или подразделений, укомплектованных квалифицированным персоналом, создание адекватной технической и программной базы.
Необходимо
провести обследование создаваемых
ДМН, не имеющих копий или аналогов
на традиционных носителях, определить
используемое программное обеспечение,
применявшиеся форматы
Следует найти принципиальные подходы к решению этих вопросов, поскольку решение по аналогии с документами на традиционных носителях повлечет за собой комплектование множеством разнородных материалов с неопределенной перспективой их использования.