Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу;
Введение.……………………………………………………………………
I. Электронное государство: понятие, концепция…………………..
II. Формирование электронного правительства в России………………
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………….
2.2. О необходимости формирования электронного правительства………..
2.3. Реализация программы электронного правительства в России………….
2.4. Проблемы и критика формирования электронного правительства……….
2.5. Перспективы внедрения электронного правительства…………………..
Заключение………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
19
Оглавление
Введение.………………………………………………………
I. Электронное государство: понятие, концепция…………………..
II. Формирование электронного правительства в России………………
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………….
2.2. О необходимости формирования электронного правительства………..
2.3. Реализация программы электронного правительства в России………….
2.4. Проблемы и критика формирования электронного правительства……….
2.5. Перспективы внедрения электронного правительства…………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
В модели "электронное правительство" выделяются четыре четко выраженные сферы взаимоотношений: между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen), государством и частными компаниями (G2B - government-to-business), государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee) и, наконец, между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).
Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу;
3. Рассмотреть реализацию программы электронного правительства в России
4. Рассмотреть проблемы и критику формирования электронного правительства.
5. Рассмотреть перспективы внедрения электронного правительства.
Предмет исследования – отношения государства и граждан. Объект исследования – электронное правительство как новый механизм взаимодействия власти и общества.
Люди многого ожидают от государства, и скорость реализации проектов автоматизации государственных организаций играет большую роль. Проведенные повсеместно опросы показывают, что, по мнению людей, задача перехода к «электронному правительству» должна пользоваться приоритетом и что всякий раз, когда какая-либо услуга для населения начинает предоставляться по Интернету, это вызывает положительную реакцию граждан и частных фирм. Автоматизация государственных служб достигает успеха тогда, когда она придает положительный импульс всему обществу и способна охватить все население.
I. Электронное государство: понятие, концепция
Само понятие электронного правительства было введено в политический и научный оборот специализированными исследовательскими организациями, которые занимаются широким кругом проблем, связанным с функционированием государства и внедрением информационных технологий в работу организаций различных типов. В частности, большую роль в исследовании электронного правительства играют такие международные организации, как ООН, Мировой Банк, ОЭСР. Значительная заинтересованность международных организаций и консалтинговых компаний (среди последних можно отметить, в первую очередь, такие организации как Accenture, Gartner, Microsoft) в исследовании проблем электронного правительства является несомненным плюсом, поскольку данные организации обладают достаточной материальной базой для проведения качественных и масштабных исследований, и это позволяет привлечь в сферу исследования электронного правительства значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, доминирование в исследовательской литературе такого рода обзоров заключает в себе существенную опасность. Данные исследовательские организации являются заинтересованными в определенном освещении проблематики электронного правительства – либо с целью сбыта соответствующих программных продуктов, либо с какими-то политическими целями. Как бы то ни было, это накладывает определенный отпечаток субъективности на проводимые ими исследования.
Ещё стоит отметить особенность, которая может сбить с толку, когда начинаешь знакомиться с понятием электронного правительства. Она состоит в том, что вкладывается в понятие правительства и соответственно электронного правительства. В США, например, к правительству относят все три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Однако, на практике реализуемая сейчас стратегия построения электронного правительства в США охватывает только исполнительную власть. В России сейчас бытуют два понятия — электронное правительство и электронное государство. Первое охватывает только исполнительную власть, а второе — три ветви власти.[1] Поэтому использовать понятия электронное правительство и электронное государство как синонимы не совсем правильно. В России же реализуются проекты для всех государственных органов. К примеру, с помощью системы межведомственного электронного документооборота (одной из важнейших задач, реализуемых в рамках Концепции) планируется обеспечить информационный и документационный обмен между Администрацией Президента, Правительством, палатами Федерального собрания и федеральными органами исполнительной власти. [2]Так что в России формируют скорее электронное государство.
В теории под электронным правительством понимается новый способ организации деятельности органов государственной власти, а так же предоставления информации и оказания уже сформированного набора государственных услуг гражданам и организациям. Этот способ основывается на обширном использовании современных информационных технологий. Электронное правительство создаётся с целью повышения эффективности предоставления государственных услуг и, что главное, повышения качества административно-управленческих процессов. Поэтому то, что «государственные услуги», и их рациональное выполнение с помощью информационно-коммуникационных технологий многие считают синонимом словосочетания «электронное правительство», не совсем верно. На деле конкретные задачи и выполняемые проекты в сфере информатизации государственных органов гораздо шире. [3]
В ходе исследования, проведённого ООН по итогам 2001 года, были выделены 5 стадий развития электронных правительств:
1) «становление» - официальное присутствие органов государственного управления в Интернете;
2) «расширенное присутствие» - большее количество сайтов и предлагаемых ими функций;
3) «интерактивное взаимодействие» - оказание интерактивных услуг и возможность взаимодействовать с официальными лицами через Интернет, доступ к регулярно обновляемой информации на сайтах;
4) «осуществление сделок» - возможность совершать сделки и оплачивать услуги через Интернет;
5) «эффективная интеграция» - полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая административными границами. [4]
Во всём мире явно прослеживается отставание государства в использовании информационно-коммуникативных технологий. Частный сектор, для которого эффективность функционирования и уровень удовлетворения клиентов являются ключевыми факторами конкурентоспособности, уже давно осознали огромное значение информационных технологий. Государственные организации пришли к такому пониманию существенно позднее, однако на сегодняшний день, очевидно, что без полномасштабного использования современных коммуникаций деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.
По времени формирование электронного правительства совпадает с переосмыслением роли и формы государственного управления и, в частности, таких базовых категорий, как демократия, участие, обязанности государства перед обществом и т.д. При всем значении технологий электронного правительства для функционирования государства на современном этапе важно понимание ограниченности технологической составляющей, которая практически не влияет на содержательные характеристики государства. Электронное правительство представляет собой проекцию самой сути социально-политической системы на плоскость информационных технологий. Другими словами, вся политическая система государства должна быть социально ориентирована, для того, чтобы внедрение информационных технологий было действительно новым этапом в развитии государства.
II. Формирование электронного правительства в России
Одним из важнейших моментов в развитии государства сегодня является повышение роли информации и информационно-коммуникативных технологий. Именно этим обусловлено формирование в России электронного правительства, которое должно в корне изменить организацию деятельности органов государственной власти.
2.1. Нормативно-правовая база
В 2001 году начала действовать программа "Электронная Россия", первоначально она была направлена исключительно на преодоление "цифрового неравенства" в регионах, закономерным итогом ее реализации стала информатизация школ, которая в результате была завершена в ходе нацпроекта по развитию образования.
В 2001 году по поручению Президента №МК-П44-11243 от 27 июня 2001 года Правительством был подготовлен и утверждён «Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте Интернет». [5]
С 2002 года формирование электронного правительства было объявлено приоритетным проектом ФЦП «Электронная Россия 2002-2010». [6] В 2007 году начали реализовываться первые проекты в рамках этой программы, однако в 2008-м началась реорганизация правительства, и процесс вновь встал. В 2009 году президент своей критикой дал мощный импульс процессу. После этого курировать проект стал Руководитель Аппарата Правительства Сергей Собянин. [7]
В июне 2009 года Минкомсвязи утвержден перечень электронных госуслуг. С учетом европейского опыта и наработок ООН было решено включить в перечень 76 первоочередных услуг (услуги ГИБДД, регистрация недвижимости, налоговые выписки и подача деклараций). Теперь примерно 26 министерств и ведомств займутся их электронной обработкой. Сначала создадут портал (он расположен по адресу - www.gosuslugi.ru), потом предоставят гражданам скачивать бланки, затем - подавать заявление через Интернет, отслеживать его ход и на завершающем этапе - получить услугу в электронном виде. [8] Также в текущем году было принято очень важное решение о выборе единого господрядчика по созданию структуры электронного правительства (им стал "Ростелеком"). [9]
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 219 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“». В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р.
Постановлением Правительства №754 от 22 сентября 2009 года было утверждено «Положение о системе электронного документооборота», создание которой является одной из первоочередных задач формирования электронного правительства.
2.2. О необходимости формирования электронного правительства
Формирование электронного правительства процесс сложный и дорогостоящий. Один только перевод государственных услуг в электронный вид осуществить будет не просто. Надо учесть, что многие услуги оказывает не единственная государственная организация, а их цепочка. Например, при ряде операций с паспортом задействуются органы МВД, организации субъекта РФ и муниципального ЖКХ. В таком случае нам часто приходится обходить множество присутственных мест, чтобы решить лишь одну жизненную задачу. Это показывает необходимость реализации многих цепочек сквозных информационных процессов, связывающих госорганы в межведомственные механизмы, оказывающие услуги. [10]
Создание системы межведомственного документооборота и обеспечение прозрачности деятельности государственных органов – так же задачи достаточно трудоёмкие. И они потребуют качественного нормативно-правового регулирования, больших финансовых затрат и ответственного отношения чиновников.
Сегодня схемы принятия решений в государственном управлении расплывчаты, что создает основу для коррупции. Огромный бюрократический аппарат нашей страны неповоротлив и неэффективен. «Многие ведомства, особенно в регионах, интеллектуально еще слишком отсталы для обслуживания населения на удаленном доступе. У них «аналоговая» ментальность, им предстоит преодолеть колоссальную «цифровую» пропасть. Например, Фонд социального страхования и Фонд медицинского страхования упорно не принимают электронную отчетность. Налоговая служба и Пенсионный фонд в этом плане, несравненно, более продвинуты». [11] Всё это, в конечном счете, не только подрывает доверие общества к государственным институтам и ведет к огромным финансовым потерям, но и снижает качество административно-управленческих процессов и решений.
О необходимости формирования в России электронного правительства убедительно говорит Ефим Малитиков председатель Межгосударственного комитета СНГ: «Подобно глобализации, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу. Электронное правительство - неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества. Поверьте, все затраты многократно окупятся экономией времени и нервов огромного числа людей». [12]