Этика предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:33, реферат

Описание

В данной работе будет рассмотрена проблема деловой этики в широком смысле этого понятия, затронут вопрос этикета предпринимателя, будет анализ «нашей» ситуации и причин ее возникновения, будут даны советы специалистов, как должен вести себя предприниматель и многое другое.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..3
1. Что такое этика предпринимательства?............................................................4
1.1. Этика в современном бизнесе…………………………………………………………….5
2. Нравственные ценности рынка………………………………………………………………………6
2.1. Этика бизнеса на международном уровне………………………………………...7
3. Этика и современное управление…………………………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы……………………………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

этика предпринимательства.docx

— 29.75 Кб (Скачать документ)

5) гордость за свой  бизнес независимо от его области  и масштабов. Любой бизнес, служащий  удовлетворению потребностей покупателей  и приносящий доход, престижен.  В основе такого подхода лежат  высокий профессионализм, уверенность  в собственных возможностях.

6) такой принцип: успехи  в бизнесе не должны достигаться  за счет разрушения окружающей  среды.

7) принцип «в распределении  прибыли должны участвовать все  те, кто участвовали в ее создании».

2.1 Этика бизнеса на международном уровне

Становится  все очевиднее, что, действуя в собственных  интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих  экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие  корпорации часто решающим образом  и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местные культуру, институты, религию и образ жизни  следует, поэтому тщательно оценивать. Этические моменты должны обязательно  стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые  поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны  правительства страны-хозяина. Поэтому  в интересах каждой многонациональной  организации установить единые этические  принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им. Стандарты этичного поведения различаются в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет «верхних» границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

Многонациональные организации  должны следовать следующим рекомендациям:

1. Разработка этических  нормативов, применимых во всем  мире.

2. Учет этических вопросов  при разработке стратегии.

3. Уход с сомнительного  рынка при возникновении крупных  не разрешаемых этических проблем.

4. Составление периодических  отчетов о «воздействии на  этику».

3. Этика и современное управление

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления-то есть воздействия на людей:

1. Иерархия, организация,  где основное средство воздействия  - отношения власти-подчинения, давление  на человека сверху, с помощью  принуждения.

2. Культура, этика, то  есть вырабатываемые и признаваемые  обществом ценности, социальные  нормы, установки, шаблоны поведения,  ритуалы, которые заставляют человека  вести себя так, а не иначе.

3. Рынок, то есть сеть  равноправных отношений по горизонтали,  основанных на купле-продаже продукции  и услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

Эти явления сложные, это не просто «инструменты управления». В живых, реальных хозяйственных  и социальных системах они все  почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик  экономической организации общества.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика  советского общества, когда большое  влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы  общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда  ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика  отношений, в том числе и деловых  отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую  ценность максимизации прибыли, эффективности  и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно  и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе  ценностей. Чтобы сделать выбор  в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление  об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Однако  этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых.

Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения  контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают  неэтичным ведение компаниями дел  с Ю А Р. или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

Действия  руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует  расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут  рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта  между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными  через обязательства по отношению  к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено  для фирмы. К неэтичным действиям  людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств  и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной  практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину  этические соображения;

2. Усиливающееся стремление  указывать уровень прибыльности  каждые три месяца, т.е. в квартальных  отчетах;

3. Неудачи с обеспечением  должного вознаграждения руководителей  за этичное поведение;

4. Общее снижение значения  этики в обществе, что исподволь  извиняет неэтичное поведение  на рабочем месте;

5. Нажим со стороны  организации на рядовых работников  с целью нахождения ими компромисса  между собственными личными ценностями  и ценностями управляющих;

Основное  влияние на принятие неэтичных решений  служащими оказывает поведение  их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно  влиять на этику поведения своих  подчиненных.

 

 

 

 

 

Заключение

Этические нормы в предпринимательстве  представляют собой совокупность признаков  поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и  государства. Предпринимательская  этика базируется на общих этических  нормах и правилах поведения, сложившихся  в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся  в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

На  формировании предпринимательской  этики сказываются формы общественного  сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение  самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно  возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны  с наемными работниками. Эти отношения  оказывают особое влияние на уровень  предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими  предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

 

 

 

Список литературы

1. Анисимов О.С. Методология и культура предпринимательства. - Караганда, 2002. - 153 с.

2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Вып. 1: Учебное пособие. - М., 2003. - 84 с.

3. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.: Фонд «Правовая культура», 2003. - 175 с.

4. Еропкин А.М. Этика и психология деловых отношений: Учеб. пособие. - М., 2004. - 47 с., ил.

5. Зельдович Б.З. Этика и психология управления: Учеб. пособие. - М.: Мир книги, 2004. - 38 с.

6. Зульфикарова В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. - 2003. - №1. - С. 34-38.

7. Имаметдинова Р.Х. Этика и психология управления: Учеб. пособие. - М., 2005. - 108 с.

8. Симонова С.В. Этика бизнеса: Учеб. пособие. - СПб., 2006. - 22 с.

9. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М.: Агентство «ФАИР», 2006. - 400 с.


Информация о работе Этика предпринимательства