Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:53, курсовая работа
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Не секрет, что от успешной работы предприятий сегодня во многом зависит становление и развитие рыночных отношений в России. В наше время выигрывает и преуспевает предприятие, четко организованное, с грамотным, преданным и дисциплинированным персоналом, умеющим быстро перестраиваться и переучиваться.
Введение 4
1 Сущность и значение кадровой политики предприятия 6
1.1 Понятие кадровой политики 6
1.2 Виды кадровой политики 6
1.3 Основные направления кадровой политики 8
1.4 Задачи кадровой политики предприятия 9
2 Расчетная часть 12
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение |
4 |
1 Сущность и значение кадровой политики предприятия |
6 |
1.1 Понятие кадровой политики |
6 |
1.2 Виды кадровой политики |
6 |
1.3 Основные направления кадровой политики |
8 |
1.4 Задачи кадровой политики предприятия |
9 |
2 Расчетная часть |
12 |
Заключение |
23 |
Список использованной литературы |
25 |
Особый интерес представляют выработка кадровой политики и корпоративной культуры предприятия, поскольку эти вопросы, направлены на создание коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных методов, приемов в работе. Интересной является и проблема субъекта управления, потому что именно руководитель вырабатывает и задает алгоритм всей работы с кадрами, определяет ее стратегию и тактику.
Без четко налаженной кадровой системы сложно увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем, создавать благоприятные условия труда, обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Сегодня отделам кадров важно уже добиваться не просто своевременного заполнения вакансий, чтобы поддерживать на должном уровне объем производства. Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось больше. Научные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы и восприимчивости к обучению. Компетентность требуется работнику, занимающемуся разработкой новых изделий или оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как работают старые машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными знаниями. Формирование у работников нужной компетенции начинается уже при подборе кадров и их приеме на работу. Люди, которые придут в организацию, должны стремиться максимально овладеть аспектами данной деятельности. Часто это больше вопрос желания самих работников, нежели их предшествующего опыта трудовой деятельности или базового образования.
1 Сущность и значение кадровой политики предприятия
1.1 Понятие и сущность кадровой политики
Кадровая политика — совокупность правил и норм, це
Термин "кадровая политика"
имеет широкое и узкое
1.2 Виды кадровой политики
Различают два основания
группировки видов кадровой политики: в зависимости от уровня влияния
управленческого аппарата на кадровую
ситуацию организации и в зависимости
от степени открытости по отношению к
внешней среде при формировании кадрового
состава.
По первому основанию выделяются следующие
виды кадровой политики.
1. Пассивная кадровая политика
осуществляется тогда, когда руководство
организации не имеет четко разработанной
программы действий в отношении персонала,
а работа с кадрами сводится к ликвидации
негативных последствий посредством оценки
персонала, диагностики кадровой ситуации
в целом. Руководство при этом работает
в режиме экстренного реагирования на
возникающие конфликтные ситуации, которые
стремится погасить любыми средствами,
зачастую без анализа причин и возможных
последствии.
2. Реактивная кадровая политика
проводится в случае, когда руководство
организации осуществляет контроль за
симптомами негативного состояния в работе
с персоналом, причинами возникновения
конфликтных ситуаций, отсутствия мотивации
к высокопроизводительному труду и владеет
ситуацией развития кризиса. Руководство
предпринимает меры по его ликвидации,
ориентировано на анализ причин, которые
привели к возникновению кадровых проблем.
Кадровые службы таких организаций, как
правило, располагают средствами диагностики
существующей ситуации и адекватной экстренной
помощи.
3. Превентивная кадровая
политика проводится тогда, когда руководство
имеет обоснованные прогнозы развития
ситуации. Кадровая служба таких организаций
располагает не только средствами диагностики
персонала, но и прогнозирования кадровой
ситуации на среднесрочный период. В программах
развития организации содержатся краткосрочные
и среднесрочные прогнозы потребности
в кадрах, как качественные, так и количественные,
и сформулированы задачи по развитию персонала.
4. Активная кадровая политика
осуществляется в случае, когда руководство
имеет не только прогноз, но и средства
воздействия на ситуацию, а кадровая служба
способна разработать целевые антикризисные
кадровые программы, проводить постоянный
мониторинг ситуации и корректировать
исполнение программ с учетом действия
внешних и внутренних факторов.
Активная кадровая
политика может быть рациональной и авантюристической.
1) при рациональной кадровой
политике руководство организации имеет
как качественный диагноз, так и обоснованный
прогноз развития ситуации и располагает
не только средствами диагностики персонала,
но и прогнозирования кадровой ситуации
на среднесрочный и долгосрочный периоды.
В программах развития
организации содержатся краткосрочный,
среднесрочный и долгосрочный прогнозы
потребности в кадрах (качественный и
количественный). Кроме того, составной
частью плана является программа кадровой
работы с вариантами ее реализации;
2) при авантюристической
кадровой политике руководство организации
не имеет качественного диагноза, обоснованного
прогноза развития ситуации, но стремится
влиять на нее.
В зависимости
от ориентации на собственный или на внешний
персонал, степень открытости по отношению
к внешней среде при формировании кадровой
политики выделяют открытую и закрытую
кадровую политику:
а) открытая кадровая политика
осуществляется тогда, когда организация
прозрачна для потенциальных сотрудников
на любом уровне: можно начать работать
как с самой низшей должности, так и с должности
на уровне высшего руководства. Такого
типа кадровая политика проводится в новых
организациях, ведущих агрессивную политику
завоевания рынка, ориентированных на
быстрый рост и стремительный выход на
передовые
позиции в своей отрасли;
б) закрытая кадровая политика осуществляется тогда, когда организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение вакантных должностей происходит только из числа сотрудников.
1.3. Основные направления кадровой политики.
При формировании кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности в организации, необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:
1. Управление персоналом организации:
- принцип одинаковой
необходимости достижения
2. Подбор и расстановка персонала:
- принцип соответствия
– определяет необходимость
- принцип профессиональной
компетенции – определяет
- принцип практических
достижений – определяет
- принцип индивидуальности
– определяет наличие
3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности:
- принцип конкурсности
– определяет необходимость
-принцип ротации –
определяет необходимость
-принцип индивидуальной подготовки – определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе;
4. Оценка и аттестация персонала:
- принцип отбора показателей
оценки – определяет
- принцип оценки выполнения
заданий – определяет
5. Развитие персонала:
- принцип повышения
квалификации – определяет
- принцип самовыражения
– определяет необходимость
-принцип саморазвития – определяет необходимость развития при наличии способности к этому;
6. Мотивация и стимулирование персонала:
-принцип соответствия
оплаты труда объему и
- принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций – определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей;
-принцип мотивации –
1.4 Задачи кадровой политики
Основными задачами и
элементами кадровой политики является:
1) Определение общей стратегии, целей
управления персоналом, формирование
идеологии и принципов кадровой работы. Идеология кадровой работы может быть отражена в виде документа,
содержащего моральные нормы в работе
с кадрами предприятия и реализовываться в повседневной работе
всеми руководителями структурных подразделений предприятия, вкл
2) Планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состав
3) Привлечение, отбор и
4) Повышение квалификации
5) Построение и организация рабочего процесса,
в том числе определение рабочих мест,
условий труда, содержания и последовательности
выполнения работ и др.
Подводя итог всему выше сказанному, можно
дать следующее определение: кадровая политика – это разработка определенных действий
по управлению персоналом, направленных
на решение основных задач предприятия. Основной целью кадровой политики является также создание системы управления
кадрами, базирующейся в основном на экономических
стимулах и социальных гарантиях, ориентированных
на сближение интересов работника с интересамипредприятия. Кадрова