Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:51, реферат
Современный этап развития нашей страны, высокий уровень духовного совершенствования, внедрение сложных технологических процессов повысил требования к личности социокультурного работника, его квалификации, культурному уровню. В этих условиях одним из решающих факторов являются повышенные требования к компетенции и профессионализму специалиста социокультурной сферы.
Современная ситуация в области подготовки кадров усугубляется тем, что на развитие кадрового потенциала выделяется очень немного средств, и поэтому многие из руководителей действуют методом проб и ошибок, чтобы перейти от прежней деловой культуры к новой. Стратегические же цели современной государственной политики требуют значительного реформирования её организационно-экономического механизма, в том числе эффективного расходования средств и использования государственного имущества, внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования учреждений культуры, современных методов контроля. В сочетании с необходимостью создания сложной инфраструктуры культуры, расширением самостоятельности учреждений, необходимостью активно контактировать с коммерческим и некоммерческим секторами для выстраивания схем их участия в поддержке и развитии сферы культуры такого рода "параметры" значительно усложняют не только практику руководителя, но и процесс подготовки кадров для сегодняшних условий.
Руководящим кадрам в сфере культуры необходимо современное образование, дающее высокую компетентность, предполагающее не только усвоение культурологических знаний, но и специальную управленческую подготовку, позволяющую держать под контролем ситуацию от разработки концептуальных вопросов культурного развития до механизмов практической реализации программ и проектов, развития организаций и инициатив в сфере культуры.
В сочетании с хорошей информационной поддержкой, налаживанием партнерских связей такое образование становится важнейшим ресурсом, использование которого может инициировать социокультурные изменения, столь необходимые России в новом тысячелетии.
4. Организация
кадровой политики в
(на примере МУК «Центральная библиотека им. Л.А.Малюгина»
г. Касимова)
Государственную кадровую политику в библиотечной сфере формируют во взаимодействии все ветви государственной власти федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, учреждения профессионального библиотечно-информационного образования, объединения работодателей, профсоюзы, а также Российская библиотечная ассоциация и профессиональные библиотечные объединения субъектов РФ.
Формирование кадровых ресурсов отрасли не было приоритетным направлением развития библиотечного дела в последние 15 лет. Комплексная разработка кадровой политики отрасли через создание документа, регламентирующего государственную кадровую политику в библиотечной сфере, не велась. Лишь в некоторых документах направлениям кадровой политики посвящены отдельные разделы: Федеральный закон «О библиотечном деле», регламентирующие документы Министерства культуры Российской Федерации, регионально-территориальные законы и постановления о культуре, библиотечном деле, молодежи.
Социальная и экономическая сит
Вышеназванные проблемы повлияли на развитие кадрового кризиса в библиотечной сфере, который характеризуется следующими факторами:
1. Усугубляются тенденции, выявленные еще в 2001 г.: старение, текучесть, «вымывание» кадров. Из-за низкой зарплаты и падения социального престижа профессии в обществе из библиотек уходят молодые опытные сотрудники, остаются пенсионеры, т.к. возможность добавления к пенсии скромной зарплаты дает возможность приемлемого существования.
2. Значительное снижение притока молодежи в профессию, особенно со специальным профессиональным образованием, повлекло снижение общего числа сотрудников библиотек с высшим специальным образованием (количественный показатель) и низкий уровень профессионализма (качественный показатель).
3. Возрастание числа временных сотрудников, использующих работу в библиотеке в ожидании более выгодных предложений. Временные работники отнимают у библиотек время, эксплуатируют интеллектуальные ресурсы (знания квалифицированных специалистов через наставничество и систему повышения квалификации), материально-техническую базу библиотек (помещение, оборудование), предъявляя взамен неэффективный низко квалифицированный труд.
4. Нарушение системы
преемственности поколений
5. Небольшие возможности
для профессионального и
В концептуальных документах Министерства культуры Российской Федерации записано: «Для достижения стратегических целей по эффективному развитию библиотечного дела в Российской Федерации жизненно важно обеспечить библиотеки квалифицированным персоналом», что обязывает «предусмотреть систему мер для привлечения в профессию молодых специалистов и закрепления их в библиотеках», а также сформировать «… структурированную профессиональную элиту отрасли».
Великая ценность нашего времени в том, что оно дало свободу для каждой библиотеки выбирать свой путь, т.е. заниматься тем, что сначала возвышенно, а сейчас уже традиционно называется «инновационный процесс». Наверное, очень велика была тяга к новому, если свои инновации есть почти во всех библиотеках. Но само по себе это явление благое: время проверяет и отсекает слабое, и остается то, что действительно важно и нужно.
По-новому ставит
инновационный процесс в
В этой ситуации,
на мой взгляд, возрастает роль работы
с кадрами, основой которой является
развитие персонала библиотеки (человеческих
ресурсов).
Эффективность использования человеческих
ресурсов является основным в числе факторов
успешной деятельности организации, а
значит и инновационного процесса. А главная
функция руководителя в этом процессе
– объединение и сплочение человеческих
ресурсов для эффективного выполнения
поставленных задач.
Практика убедительно подтверждает, что успех есть там, где руководство осуществляет активную и планомерную кадровую политику, создает систему развития персонала, систему мотивации.
Концепция развития персонала, реализуемая в МУК «Центральная библиотека им. Л.А. Малюгина» города Касимова, рассматривает кадры как важнейший ресурс, благодаря которому библиотека может действовать как востребованный полифункциональный центр местного сообщества, постоянно предлагающий населению новые виды услуг.
Во всех библиотеках города в основу политики развития персонала положена абсолютная для библиотечной администрации аксиома, что поощрять, отмечать сотрудников нужно за любые профессиональные, общественные и даже личные победы, достижения, инициативы. В этот список входят отличные результаты трудовой деятельности, стремление к самообразованию, общественная активность, и даже изменения в личной жизни – замужество, рождение детей и т.д. Хорошо известно, когда коллектив разделяет вместе с работником его самые значительные события личной жизни - это является одним из оптимальных методов формирования корпоративного духа в библиотеке. Сотрудник ощущает себя не только как винтик производства, но как человек, чья жизнь не ограничивается стенами библиотеки, и эту жизнь вне библиотечного пространства уважают, не отодвигают на второй план, и при необходимости всегда помогут и поддержат.
Эффективная кадровая политика выделяет приоритетные задачи, решение которых обеспечит общий успех работы библиотеки:
1. Отбор и успешная адаптация
принятых специалистов к
2. Объективная оценка
3. Выдвижение творческих
4. Создание условий для
5. Формирование оптимального
В целях эффективной реализации
кадровой политики в МУК «ЦБ им. Л.А.Малюгина»
разработан пакет организационно-
- «Положение об оплате
труда работников «МУК «ЦБ
им. Л.А. Малюгина». Согласно
«Положение о премировании работников «МУК «ЦБ им. Л.А. Малюгина». и оказании им материальной помощи». В целях поощрения работников за выполненную работу в библиотеке установлены премии:
- «Положение о стимулировании
работников «МУК «ЦБ им. Л.А.
Малюгина» устанавливает
Отбор сотрудников в библиотеку начинается еще на стадии обучения студентов на библиотечно-информационном факультете. Программа практики составляется таким образом, чтобы студенты смогли познакомиться с деятельностью внутренних отделов библиотеки и поработать непосредственно на обслуживании. Таким образом определяется род библиотечной деятельности, который наиболее подходит студенту в соотвествиии с его психофизическими качествами.
Адаптация специалиста, только пришедшего в библиотеку, является в библиотеке важнейшей составляющей работы с персоналом, поэтому в библиотеке разработана методика введения в должность, основанная на принципах «участия и вовлечения» и «помощи и поддержки». Поэтому трудовой путь специалиста начинается с его представления перед всем коллективом библиотеки, который рассказывает о себе, ему задают вопросы. Здесь же ему определяется наставник. Прежде чем приступить к работе на основном месте, новичок может пройти практику во всех структурных подразделениях, затем с ним беседует специалист по кадрам, чтобы выявить его профессиональные предпочтения и учесть эти предпочтения, если возможно, в дальнейшем.
Немаловажным в мотивации деятельности специалистов является создание системы нематериальной заинтересованности - моральные виды стимулирования, являющиеся выразителями «общественного престижа» сотрудника, его статуса в коллективе. Было проведено изучение эффективности методов стимулирования работников нематериальными средствами. Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):
В действующую
систему моральных бонусов
На основании опросов
сотрудников можно с
Эффективной формой стимулирования деятельности сотрудника является включение его в кадровый резерв библиотеки, который состоит из двух уровней. В первый уровень входят лица для назначения на одну из руководящих должностей. Кадровый резерв второго уровня учитывает профессиональные предпочтения кандидата и подразумевает перевод сотрудника в другое подразделение (на другой участок работы) на ту же самую должностную категорию. Резервный список фамилий формируется из различных источников: в том числе, по итогам ежегодных конкурсов специалистов и подразделений библиотеки «Научных работ в области библиотечного дела», «Творческих идей и рационализаторских предложений», «Лучшая выставка библиотеки», а также по результатам проводимых в библиотеке аттестации сотрудников, ротации кадров в каждом структурном подразделении. Ротация кадров заключается в поочередном пребывании сотрудника на различных должностях, в библиотеке реализуется ежегодно в трех видах: вертикальная (повышение в должности), горизонтальная (перевод на новую должность той же ступени карьерной лестницы), нисходящая (сотрудника из числа руководителей перемещают на более низкую должность). Вертикальная и нисходящая ротации в библиотеке осуществляются параллельно. В течение месяца функции заведующего в полном объеме возлагаются на одного из рядовых работников, а руководитель выполняет функции подчиненного с целью выявления организационных, технологических и др. проблем и резервов на данном участке работы и более эффективного руководства подразделением в дальнейшем.
Информация о работе Кадровая политика в социально-культурной деятельности