Лидерство в рабочей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:35, контрольная работа

Описание

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегори Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Проблема лидерства и ее роль в деловом общении………………....4
Виды лидерства…………………………………………………………..6
Проблема лидерства в вашем трудовом коллективе………………..8

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

                              Федеральное агенство по образованию

                                                     ГОУ ВПО 

         Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

               КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                              по дисциплине:

                        Деловое общение

       Тема 17: «Лидерство в рабочей групп. » 
 
 
 

                                          
 

                                         факультет   финансово-кредитный

                                         № зач.кн.     05ФФД11714

      группа         № 356

      выполнила  Савичева О.В. 

      проверила   Дорошенко В.Ю.

                                       
 
 
 

                                             Москва – 2009 

                                                   Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

  1. Проблема лидерства и ее роль в деловом общении………………....4
  2. Виды лидерства…………………………………………………………..6
  3. Проблема лидерства в вашем трудовом коллективе………………..8

Заключение……………………………………………………………………...13

Список  литературы…………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интерес к лидерству  возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегори Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.

Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.

Даже между  специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые  из них могут убедить нас в  том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. 
 
 
 
 

1. Проблема лидерства и ее роль в деловом общении

Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

    Это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны, по меньшей мере, три особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. В-третьих, лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.  
Выявление причин возникновения лидерства было создание "ситуационной теории лидерства", В соответствии с нею в различных конкретных ситуациях в жизни группы лидером становился тот член группы, поведение и черты личности которого наиболее соответствовали сложившейся в данный момент ситуации. Подчеркивалось, что для эффективного лидерства в одних условиях лидеру необходимо обладать одними чертами личности, в других - иногда прямо противоположными. В результате лидерство целиком оказывалось функцией ситуации, а личная активность человека фактически сбрасывалась.

Понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". Действительно, нелепо выглядел бы лидер, не имеющий цели.  
Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку - недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т. е. лидер - это элемент упорядочивания системы людей.  
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных  
формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от  государства и даже группы государств до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. 

Считается, что  идеальным для лидерства является сочетание двух основ  
власти: личностной и организационной.  
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  
эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие  
определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает  
влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс  
преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.  
Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
 
 
 

   2. Виды лидерства

    Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

    Т. е. лидер — это элемент упорядочивания системы людей.

Лидерство в  группе может быть как формальным (официальные руководители), так  и неформальным. Среди последних можно выделить деловых, эмоциональных, авторитарных, демократических и, наконец, самое важное, позитивных и негативных лидеров. Руководитель обязан иметь представление о неформальной структуре своего коллектива, чтобы своевременно предотвращать конфликтные ситуации, четко представлять, кто формирует общественное мнение в данной рабочей группе, иметь представление о степени авторитетности своего заместителя и других сотрудников.

Методика измерения  неформальной структуры группы, иначе  именуемая социометрической процедурой, разработана довольно подробно*. Для этого достаточно предложить сотрудникам перечень косвенных и проективных вопросов, например, с кем хотел бы разделить служебный кабинет, кого пригласил бы для совместного выполнения ответственного задания, кто из сотрудников лучше всего подходит для выполнения обязанностей руководителя на время его особенностей его членов, позволяют дать количественную оценку реальных связей по признакам симпатии – антипатии, выявить неформальных лидеров, подсчитать социометрический индекс сплоченности группы.

Выделяют следующие  виды лидеров:

    1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

    2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

    3.  Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

    4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет, открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

    5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию. 
 
 
 
 

3. Проблема лидерства  в вашем трудовом  коллективе

Трудовое объединение (рабочая группа, коллектив) – это  социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством  целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. С другими социальными группами коллектив сближает постоянное общение и взаимодействие его членов друг с другом, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов. В то же время он обладает рядом черт, отсутствующих у других социальных групп – общественно значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства.

На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в  ходе своих исследований им не удавалось  выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые попытки.

Р. Столдилл выделил 5 таких черт:

  • · Ум или интеллектуальные способности
  • · Господство или преобладание над другими
  • · Уверенность в себе
  • · Активность и энергичность
  • · Знание  дела

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это  проблема его собственного обучения и воспитания.  Умение сформировать  группу,  сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую  общество программу – таковы современные требования к политику.

В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и

направлении их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с

ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать  на себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор   (людей, проблем,   первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь удовлетворять  интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение  в  зависимость  от  своих  благодеяний.  На отношения  с  группой  и  авторитет  лидера  оказывают  значительное  влияние личный стиль его  поведения (авторитарный, жесткий или демократический). Иным оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,  управления страной,  политических движений. От лидера такого масштаба  требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь  имеют значение не столько личные качества лидера,  сколько его умение  формулировать  общие политические  требования,  обнаруживать высокие  критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо  более широким кругом людей и убеждать их.

Информация о работе Лидерство в рабочей группе