Оценка эффективности организационного проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:44, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования. Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Целью данной курсовой работы является изучение оценки эффективности организационного проектирования предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организационного проектирования предприятия
1.1. Анализ и формирование организационных структур
1.2. Основные методологические принципы
1.3. Процесс формирования организационной структуры
2. Практическая оценка эффективности организационных проектов
2.1. Оценка эффективности организационных проектов
2.2. Процесс организационного проектирования на предприятии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Оценка эффективности организационных проектов.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

4. Оценивают,  насколько структура организации  отвечает задачам, целям и 

факторам, от которых зависит успешность её функционирования. Для этого необходимо тщательно изучить существующую формальную структуру, определить все её слабые и сильные стороны, выяснить, какие недостатки в формальной структуре компенсируют неформальные элементы и насколько эффективно.

     Трудным, но неизбежным моментом в анализе  организации является оценка человеческих ресурсов предприятия. Исследователь изучает основные процессы управления – планирование, распределение ресурсов, оперативный контроль – для того, чтобы установить, насколько они способствуют выполнению задачи, цели и стратегических программ. Анализ организации и окружающей среды представляет колоссальный объём информации, который необходимо оценить так, чтобы можно было принять решение о структуре, что является конечным этапом аналитического процесса.

     Выработка такого решения является очень трудным, почти полностью

эмпирическим  процессом. Структура больших организаций  стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Скорость изменений настолько увеличиваются, что ищут не столько специфическую, постоянную структуру, сколько временную, которая отражает определённый этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, всё меньше места в проектах организации. 
 
 
 
 
 
 

2.2. Процесс организационного  проектирования на  предприятии 

     Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Существуют взаимодополняющие методы:

- Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

     Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих 

подходах. Первый из них заключается в выявлении  для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

     Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

- Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выражают рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

     К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

     Особое  место среди экспертных методов  занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.

- Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

a) Разработка  системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;

b) Экспертный  анализ предлагаемых вариантов  организационной структуры с  точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

c) Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать);

- Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

- математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем

математических  уравнений и неравенств;

- графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями;

- натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты – заранее спланированные и

контролируемые  перестройки структур и процессов  в реальных организациях;

- лабораторные  эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия

решений и организационного поведения; управленческие игры – действия

практических  работников;

- математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

     Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования. 
 
 

Заключение

  

     Вопросы разработки научного фундамента планирования, проектирования и построения организационной системы управления требуют первостепенного внимания и незамедлительного решения. Многие существующие ОСУ обладают большой избыточностью, "омертвляя" значительную часть закреплённых за ними народнохозяйственных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

     Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды. Как показывает опыт, процесс внесения коррективов в организационную структуру управления должен предусматривать:

1. Систематический анализ функционирования организации и её среды с целью выявления проблемных зон. Анализ может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;

2. Разработку генерального плана совершенствования организационной структуры;

3. Гарантию того, что программа нововведений содержит максимально простые и конкретные предложения по изменению;

4. Последовательную реализацию планируемых перемен. Введение незначительных изменений имеет большие шансы на успех, чем изменения крупного характера;

5. Поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.

   Сейчас или в ближайшем будущем  необходимо пересмотреть действующий механизм формирования организационной системы управления, чтобы исключить или по крайней мере ограничить практику создания неэффективных систем. В самом деле, дальнейшее игнорирование организационной системы управления, как самостоятельного класса систем, требующего специального изучения, при наблюдаемом росте их количества неизбежно приведёт к дальнейшему снижению эффективности использования ресурсов. До тех пор, пока общество не научится создавать высокоэффективные организационной системы управления, ему не удастся увеличить отдачу от используемых ресурсов.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. БАРИНОВ  В.А. Организационное проектирование. – М.: ИНФРА-М, 2005.

2. ВОРОНИН  А.А., ГУБКО М.В., МИШИН С.П., НОВИКОВ Д.А. Математические модели организаций. М.: Ленанд, 2008.

3. ГУБКО М.В. Математические модели оптимизации иерархических структур. – М.: ЛЕНАНД, 2006.

4. КОЧЕТКОВА  А.И. Введение в организационное поведение иорганизационное моделирование. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2007.

5. КРАВЧЕНКО  К.А. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний: Методология и опыт проектирования систем управления. – М.: Альма Матер, 2006.

6. МЕНАР  К. Экономика организаций. – М.: ИНФРА-М, 1996. 7. *МИШИН С.П. Оптимальные иерархии управления в экономических системах. – М.: ПМСОФТ, 2004.

7. *НОВИКОВ Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. – М.: Фонд «Проблемы управления», 1999.

8. ЦВИРКУН А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. – М.: Наука, 1982.

9. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Соломатина, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

10. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

12. Друкер П., Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

Информация о работе Оценка эффективности организационного проектирования