Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа
Важно не только знать, как правильно составить и оформить документ, но и организовать работу с документом на всех этапах его прохождения – от момента создания до исполнения. Надлежащее оформление, правильная организация работы с документами в учреждениях, организациях, на предприятиях, фирмах, обеспечение хранения архивных документов – непременные условия, которые обеспечивают законность и правопорядок в обществе, стабильность и защиту общественных интересов, прав и свобод граждан, наконец, нормальную деятельность государства.
Введение 3
1. Государственное регулирование оформления организационно – распорядительных документов. 5
1.1. Назначение ОРД в сфере управления. 7
1.2. Законодательная и нормативно-методическая база по оформлению организационно-распорядительной документации. 11
2. Требования к оформлению организационно – распорядительных документов. 14
2.1. Организационно-правовые документы. 18
2.2. Распорядительные документы 37
2.3. Информационно-справочные документы 47
Заключение 74
Библиографический список 76
Содержание
Введение 3
1. Государственное
регулирование оформления
1.1. Назначение ОРД в сфере управления. 7
1.2. Законодательная
и нормативно-методическая база
по оформлению организационно-
2. Требования
к оформлению организационно
– распорядительных документов.
2.1. Организационно-правовые документы. 18
2.2. Распорядительные документы 37
2.3. Информационно-справочные документы 47
Заключение 74
Библиографический список 76
Деятельность любой
Важно не только знать, как правильно составить и оформить документ, но и организовать работу с документом на всех этапах его прохождения – от момента создания до исполнения. Надлежащее оформление, правильная организация работы с документами в учреждениях, организациях, на предприятиях, фирмах, обеспечение хранения архивных документов – непременные условия, которые обеспечивают законность и правопорядок в обществе, стабильность и защиту общественных интересов, прав и свобод граждан, наконец, нормальную деятельность государства. От организации делопроизводства зависят оперативность, надежность, экономичность управленческого труда, культура работы, возможность использования в будущем информации, зафиксированной в документах. Вот почему государство регулирует данную отрасль деятельности, издавая соответствующие нормативно-правовые акты и методические документы (указания, рекомендации).
Тема данной курсовой работы
является актуальной в настоящее
время, так как любая управленческая
деятельность осуществляется с помощью
документов, которые являются и источником,
и результатом, и инструментом этой
деятельности. Среди большого разнообразия
видов служебных документов, обращающихся
на предприятиях и в организациях,
организационно-
Деятельность всех учреждений
фиксируется в разного вида документах.
Попытка определения видов документов,
в том числе и организационно- распорядительных,
сделана в приложениях к ГОСТу Р 6.30-2003
«Унифицированная система организационно-
Знание правил документирования и умение документально оформить управленческое решение наряду с этикой делового общения для специалиста любого уровня стало неотъемлемым признаком профессионализма.
Основная цель работы заключается
в изучении и анализе оформления
организационно-
Исходя из этого, выстраивается ряд задач, а именно:
- показать роль организационно-
- проанализировать нормативно-методическую базу по оформлению ОРД.
- показать порядок составления
и оформления организационно-
В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.
Ряд правовых актов содержит нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении управленческих документов. К таким актам относятся, например, закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который определяет порядок Регистрации эмблемы предприятия, помещаемой на бланке; Постановление
Правительства РФ «Об упорядочении
изготовления, использования, хранения
и уничтожения печатей и
Таким образом, в действующем
законодательстве содержится значительное
количество обязательных для исполнения
норм, правил и требований к документированию
различных направлений
Действующие сегодня общегосударственные нормативно-методические документы по организации делопроизводства должны быть в каждой организации. К ним относятся:
1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.
2. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
3. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Стандарт распространяется
на «организационно-
- федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая субъекты Российской Федерации, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;
- предприятий, организаций
и их объединений независимо
от организационно-правовой формы».
4. Основные правила работы архивов организации:
требования к номенклатурам дел, их виды, порядок их составления, заполнения, ведения;
- порядок формирования дел в делопроизводстве;
- организация и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве;
- порядок выделения документов к уничтожению;
- подготовка дел к передаче в архив: оформление дел (нумерация, подшивка, дооформление обложки и т.д.), составление описей, передача в архив.
5. Перечни документов с указанием
сроков хранения (Типовой или
ведомственный).
Реализация управленческих
функций в каждом управленческом
аппарате проводится на основе использования
документов, относящихся к различным
системам документации. В деятельности
любой организации используются
документы, документирующие
Независимо от организационно-правовой
формы, характера и содержания деятельности
организации, ее компетенции, структуры
и других факторов руководство любой
организации наделяется правом осуществлять
исполнительно-распорядительную деятельность
и, соответственно, издавать распорядительные
документы.
Основное назначение распорядительных
документов - регулирование и координация
деятельности, позволяющие органу управления
обеспечивать реализацию поставленных
перед ним задач, получать максимальный
эффект от своей деятельности. От того,
насколько эффективно регулируется деятельность
учреждения, зависят результаты работы
организации.
Решения, фиксирующиеся в
распорядительных документах, могут
касаться совершенствования
Распорядительные документы содержат
решения, идущие сверху вниз по системе
управления: от управляющего органа к
управляемому, от руководителя организации
к структурным подразделениям и работникам.
Именно эти документы реализуют управляемость
объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные
документы относятся к правовым актам:
в них получают выражение конкретные юридически
властные предписания субъектов управления.
Конкретность таких предписаний проявляется
в том, что: с помощью распорядительных
документов разрешаются возникающие в
сфере управления проблемы и вопросы;
их адресатом являются конкретные учреждения,
структурные подразделения, должностные
лица или работники; они являются юридическими
фактами, вызывающими возникновение конкретных
административно-правовых отношений.
Распорядительные документы, издаваемые
органами федеральной исполнительной
власти, относятся к категории ведомственных
нормативных актов. Их можно разделить
следующим образом: акты, затрагивающие
права, свободы, законные интересы граждан
Российской Федерации; акты межведомственного
характера; акты, регулирующие отношения
органов федеральной исполнительной власти
с подведомственными учреждениями, организациями
и предприятиями.
Основанием для издания распорядительного
документа может быть: необходимость исполнения
принятых законодательных, нормативных
правовых актов и иных решений вышестоящих
органов и ранее принятых решений данной
организации; необходимость осуществления
собственной исполнительно-распорядительной
деятельности, обусловленной функциями
и задачами организации.
Распорядительные документы могут издаваться
совместно несколькими органами управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов
(принятия решений) все распорядительные
документы делятся на две группы: документы,
издаваемые в условиях коллегиальности;
документы, издаваемые в условиях единоличного
принятия решений.
В первом случае распорядительные документы
издаются на основе решений, принимаемых
совместно группой работников (коллегией,
собранием, советом, правлением и т. п.).
Коллегиальность позволяет наиболее правильно
и эффективно решать наиболее важные вопросы
деятельности организации. На основе коллегиальности;
действуют федеральное правительство,
представительные органы правительства
субъектов федерации и органов местного
caмоуправления, Комитеты и комиссии, коллегии
министерств.
В системе коллегиальных органов особое
место занимают совещательные по своему
статусу органы, например коллегии министерств
дирекции при руководителях и др. Решения
совещательных органов носят не обязательный,
а рекомендательный характер. Это означает,
что руководитель организации имеет право
принять собственное решение, вопреки
решению совещательного органа.
В условиях единоличного принятия решений
власть по всем вопросам управления в
организации принадлежит ее руководителю.
Единоличное принятие решений обеспечивает
оперативность управления, повышает персональную
ответственность руководителей за принятые
решения. На основе единоличного принятия
решений действуют федеральные министерства,
администрации субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, руководители
организаций, учреждений, предприятий,
фирм (генеральный директор, директор,
исполнительный директор, председатель
правления).
Руководители органов управления, действующих
на основе коллегиальности, наделяются
правом принимать единоличные решения
по определенному кругу вопросов, как
правило, касающемуся внутренней деятельности
организации — ее кадрового состава, материального
и иного обеспечения и некоторых других.
В условиях коллегиального принятия решений
издаются постановления и решения.
В условиях единоличного принятия решений
издаются приказы, распоряжения, указания
Высшей правовой значимостью
обладают законы РФ: Гражданский кодекс
РФ3; Закон РФ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации»4 Закон РФ "О государственном
языке Российской Федерации"5; Закон РФ «О государственной
тайне»6 и другие.
Федеральный закон «Об информации,
информационных технологиях и защите
информации»7 закрепил обязательность документирования
информации, урегулировал отношения, возникающие
при создании и использовании информационных
технологий, установил обязательность
предоставления информации государственным
органам.
Законодательные акты также содержат нормы, которые учитываются при составлении и оформлении документов, так например Федеральный закон «О государственном языке РФ»8 направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории РФ, защиту и развитие языковой культуры. Определяет на территории РФ официального делопроизводства на русском языке, как на государственном языке.
Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс РФ, который определил правовые основы деятельности юридических и физических лиц, договорные и иные обязательства. Ряд статей Кодекса устанавливает обязательность документирования, а также виды и разновидности документов, создаваемых при совершении актов гражданских взаимоотношений (устав, учредительный договор).
Введенный в действие с 1.02.2002г. Трудовой кодекс устанавливает обязательность применения каждой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы ряда локальных правовых актов: коллективный договор, соглашение, правила внутреннего распорядка. Также в Трудовом кодексе названы документы, которыми документируются прием, перевод, увольнение, командировки, отпуска, поощрения и взыскания работников. Он определяет также структуру текста и порядок составления трудового договора.
К основным общегосударственным
нормативно-методическим документам по
организации делопроизводства относится
Государственная система
В 1990-е годы дважды издавался
нормативный документ локального действия
- типовая инструкция по делопроизводству
для министерств и ведомств. В
настоящее время действует
Информация о работе Организационно распорядительная локументация