Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:30, лекция
Необходимость и значение секретарской деятельности. Нормативно-методические основы деятельности секретаря. Разработка должностной инструкции секретаря.
Документ должен быть хорошо структурирован, написан в соответствии с действующими законодательными и нормативно-методическими материалами. При разработке ОИ необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов и последовательности изложения. ОИ должна отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности секретаря, иметь четкие формулировки, быть гибкой и динамичной.
Разработка обучающей инструкции осуществляется следующим образом.
Первый этап. «Интервьюирование заинтересованных лиц, консультации с экспертами». Первым этапом в процессе подготовки ОИ является опрос сотрудников. Учитывая специфику подчиненности и самой деятельности секретаря, желательно привлечь независимых экспертов. Процесс интервьюирования и консультаций продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о том, что должно быть включено в учебную программу секретаря. В итоге формируется предварительное представление о критериях выполнения качественной работы и идеальном секретаре. Это представление используется на последующих этапах для совершенствования деятельности секретаря. Подробно на данном этапе анализируются взаимоотношения секретаря с другими сотрудниками и подразделениями организации.
Эффективным дополнительным методом на первом и других этапах может быть самофотография рабочего дня секретаря (СФРД). Ее данные заносятся в наблюдательный лист.
Второй этап. «Общий анализ содержания работы секретаря». Второй этап начинается с более детального анализа содержания деятельности секретаря, например наблюдения за его работой и формального определения и регистрации всех выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой информации посредством собеседования. Еще один метод заключается в том, что секретаря просят заполнить вопросник (анкету). Процесс разработки ОИ, как правило, объединяет все эти методы. Таким образом, на данном этапе вся деятельность секретаря разделяется на стандартные алгоритмы, которые могут быть затем преобразованы в учебные материалы.
На основе этих данных формулируются функциональные обязанности секретаря и определяются основные элементы раздела «Рабочий день секретаря». При небольшом объеме работ и соответственно изучении данных возможно совмещение второго и третьего этапов.
Третий этап. «Внедрение ОИ, обучение секретаря». На этом этапе корректируются созданные стандартные алгоритмы деятельности секретаря. Для этого применяются как уже названные методы (тестирование, собеседование, наблюдение и пр.), так и фотография рабочего дня секретаря, хронометраж, метод моментных случайных наблюдений. На последнем этапе ОИ согласовывается и утверждается. При необходимости секретарь проходит курс обучения, например в случае изменения существующей технологии (выполнение операций на базе новейших компьютерных технологий).
Обучающая инструкция секретаря включает в себя:
общие положения;
функциональные обязанности и права;
требования, предъявляемые к секретарю;
организация рабочего места и оптимальные условия труда;
рабочий день секретаря;
документация;
взаимоотношения с сотрудниками организации;
ответственность.
Структура ОИ, последовательность в расположении элементов могут быть по желанию .составителей изменены.
В разделе «Общие положения» производится точное, краткое, недетализированное объяснение, почему работа существует. Информация для этого может быть получена на основании ответов на следующие вопросы:
Почему работа существует?
Каким целям отвечает должность секретаря?
Что для этого должен сделать секретарь?
Другие элементы данного раздела совпадают с теми, что обычно входят в состав должностной инструкции.
Раздел «Функциональные обязанности и права» — важнейший элемент описания работы. В других разделах обязанности, требующие детализации и пояснения особенностей их выполнения, могут быть в расширенном варианте повторены, например функция контроля исполнения документов в разделе «Документация».
Критерии хорошо составленного перечня обязанностей основываются на следующих посылках:
обязанности нацелены на ключевые результаты работы;
обязанности описывают конечные результаты работы, они говорят «ЧTO» а не «как»;
обязанности формулируются таким образом, чтобы выделить действие, которое ведет к конечному результату.
Определения основных обязанностей должны формулироваться таким образом, чтобы они автоматически приводили к мысли об оценке работы секретаря. Формулировки обязанностей должны быть реалистичными, проблемно-ориентированными, точными, иерархически связанными с описываемой работой.
Перечень основных обязанностей для хорошо структурированной работы обычно содержит от 5 до 8 определений. Установлено: если используется более 10 определений (направлений деятельности), то вполне вероятно, что в описание работы включены второстепенные обязанности.
Этот раздел также содержит описание полномочий секретаря, необходимых для выполнения всех предписанных ему действий. Здесь указываются такие права, как принятие решений, получение информации, необходимой для работы, требования выполнения определенных действий, право осуществления контроля, способы согласования вопросов и т.п.
Все обязанности подразделены на две группы: организационные и документационные. Такая классификация весьма условна, т.к. организационные операции также документируются, например при проведении совещаний принимается решение, зафиксированное в «Протоколе». Но объективные основания разделения функций имеются. Первые (организационные) подразумевают при их выполнении постоянное общение с людьми, вторые (документационные) - прежде всего с документальной информацией, ее поиском, учетом, хранением и т.п.
С учетом изложенного секретарь организации обязан: своевременно учитывать документацию, предварительно анализировать ее, организовать работу по оперативному поиску, правильному оформлению, формированию дел и их хранению, контролю исполнения документов, их размножению. Выполнение этих обязанностей направлено на эффективное циркулирование информации в учреждении, высвобождение руководителя от оперативных, вспомогательных функций, эффективное принятие им управленческих решений и контроль за их выполнением, на повышение культуры управленческой деятельности руководителя и сотрудников организации.
Обязанности секретаря по документационному обеспечению деятельности руководителя и подразделений организации включают в себя:
первичную обработку поступающей в организацию корреспонденции и ее регистрацию;
предварительное рассмотрение документов, их «фильтрацию» — определение корреспонденции, направляемой для анализа и принятия решения руководителем;
составление проектов резолюций для важнейших документов; направление документов, не требующих рассмотрения руководителем, непосредственно в структурные подразделения или ответственным исполнителям;
обработку и отправку корреспонденции; организацию передачи документов внутри организации; составление номенклатур дел; формирование дел;
контроль исполнения документов (постановку на контроль, своевременное доведение документа до исполнителя, предварительную проверку и регулирование хода исполнения, учет и обобщение результатов контроля, информирование руководителя);
участие в деятельности экспертной комиссии по экспертизе ценности документальных материалов;
составление описей на материалы постоянного, долговременного хранения и по личному составу;
составление «актов» на уничтожение документов с истекшими сроками хранения;
постоянный контроль за правильным оформлением всей документации, образующейся в деятельности организации;
оказание методической помощи сотрудникам, ответственным в организации за ведение делопроизводства.
Конечным результатом четкого выполнения секретарем указанных обязанностей является:
решение вопросов оптимизации документооборота организации; эффективное документационное обслуживание руководителя и подразделений.
В целях эффективного выполнения руководителем административных функций (организации распорядительства, контроля, координации и др.) и четкого проведения таких мероприятий, как переговоры, презентации, совещания, прием посетителей, командировки, секретарь обязан:
1. При проведении плановых совещаний:
совместно с руководителем уточнить дату, место и время проведения, его повестку, состав участников, докладчиков; оповестить участников;
уточнить с руководителем регламент совещания; обеспечить подготовку помещения, необходимого оборудования; произвести регистрацию участников;
обеспечить ведение протокола (если секретарь присутствует на совещании), оформление протокола, контроль за ходом выполнения решений.
2. При организации приема посетителей секретарь должен дифференцирование подходить к трем категориям: прием сотрудников своей организации, представителей других организаций, прием по личным вопросам. Для четкого выполнения процедур секретарь обязан:
иметь график приема;
вести учет посетителей;
контролировать принимаемые в ходе приема решения;
следить за очередностью приема и регламентом бесед.
Четкое выполнение названных процедур позволит:
оперативно и обоснованно принимать решения руководителю;
сэкономить время руководителя;
спланировать текущую и перспективную работу руководителя.
3. При подготовке командировок руководителя секретарь:
подбирает необходимую для командировки информацию;
готовит совместно с руководителем программу командировки;
оформляет командировочное удостоверение и другие документы;
по возвращении руководителя обрабатывает материалы по командировке;
информирует руководителя о всех вопросах, возникающих в его отсутствие.
4. Самостоятельный и относительно обособленный вид деятельности секретаря — обязанности секретаря по работе с информацией для руководителя:
поиск и подбор необходимой информации (через Internet) или на основе анализа публикаций, интересующих руководителя;
при необходимости размножение информации;
составление информативно-обзорных рефератов;
ежедневный сбор оперативной информации, интересующей руководителя, и ее запись в дневнике или других учетных документов.
В разделе «Требования, предъявляемые к секретарю» в обучающих инструкциях содержатся критерии и ограничения к подбору кандидата на должность. Могут быть перечислены конкретные личностные качества. Достаточно полный и конкретный перечень деловых и индивидуальных качеств секретаря представлен известным исследователем Харрисоном. Некоторые формулировки и положения изменены или дополнены.
Требования к личному секретарю можно разделить на два вида: требования к деловым и к личным качествам.
Деловые качества:
профессиональные навыки секретарской работы: высокая квалификация в области стенографии, машинописи, работе со средствами вычислительной техники, в выполнении секретарских обязанностей и организации связи;
опыт организаторской работы: высокий уровень самоорганизации и организационных навыков, умение четко и оперативно исполнять ежедневно повторяющиеся конторские операции и обеспечивать их надежность и постоянное достижение высоких результатов;
эффективность, надежность, готовность принимать на себя ответственность по решению поставленных руководителем задач, освобождать руководителя от выполнения вспомогательных операций;
умение обеспечить надежное и эффективное выполнение доку-ментационных и организационных функций;
самостоятельность, инициативность: инициатива в работе и умение, не дожидаясь указаний руководителя, принимать самостоятельные ответственные решения;
тактичность, дипломатичность: тактичность, конфиденциальность и дипломатичность при ответах на запросы, в разговорах по телефону и в беседах с посетителями, неразглашение конфиденциальной информации. Секретарь также должен быть общительным с работниками всех уровней и уметь добиваться их содействия во всех своих устремлениях;
пунктуальность: это относится, в частности, к представлению документов, организации встреч, переговоров, совещаний, оформлению командировок;
лояльность, преданность работе: это — основные качества для создания идеальных отношений с руководителем.
Личные качества:
внешний вид: опрятность и умение одеваться с учетом деловой обстановки;
особенности характера: отзывчивость, скромность, добросовестность, трудолюбие, любезность и внимание как при ведении телефонных разговоров, так и при встрече посетителей, чувство юмора;
умение адаптироваться: готовность помочь другим в любое время и особенно в напряженных ситуациях. Умение быстро переключаться с одного вида работ на другой, умение правильно рассчитать время, необходимое для работы в конторе в период больших нагрузок;