Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:09, научная работа
Особенно актуальна в настоящее время проблема разграничения предвыборной агитации и информирования, однако, как правило, ее осмысление ограничивается анализом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П. Но помимо цели, как единственного фактора, указанного в данном Постановлении, существуют также и другие критерии разграничения, которые остаются без внимания науки, хотя их выработка в значительной степени облегчила бы правоприменение.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов в избирательном процессе………………………………………………………….5
Глава 2 Правовой опыт регулирования предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в России……………………………12
Глава 3 Критерии разграничения предвыборной агитации и информирования в избирательном процессе в Российской Федерации…………………………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов в избирательном процессе…………………………………………………………
Глава 2 Правовой опыт регулирования предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в России……………………………12
Глава 3 Критерии разграничения предвыборной агитации и информирования в избирательном процессе в Российской Федерации…………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Предвыборная агитация и информирование занимают особое правовое положение в избирательной кампании. В современном избирательном процессе предвыборная агитация и информирование сопутствуют и зачастую замещают друг друга, требуя поэтому глубокого, всестороннего и, прежде всего, комплексного сравнительно-правового анализа.
В настоящее время предвыборной агитации уделяется достаточно много внимания в современной конституционно-правовой науке. Исследование предвыборной агитации и информирования осуществлялось с разных точек зрения: и с позиций нормативного закрепления права на свободу слова, и как института субъективного избирательного права, и как информационной гарантии реализации избирательных прав граждан. При этом большинство авторов рассматривают предвыборную агитацию в отрыве от информирования избирателей, хотя в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон «Об основных гарантиях…») эти институты объединены в единый правовой институт информационного обеспечения выборов. Однако традиционное раздельное изучение предвыборной агитации и информирования избирателей не позволяет отразить в полной мере особенности их конституционно-правового регулирования.
Особенно актуальна в настоящее время проблема разграничения предвыборной агитации и информирования, однако, как правило, ее осмысление ограничивается анализом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года № 15-П. Но помимо цели, как единственного фактора, указанного в данном Постановлении, существуют также и другие критерии разграничения, которые остаются без внимания науки, хотя их выработка в значительной степени облегчила бы правоприменение.
В связи с этим представляется, что исследования требуют практические и теоретические особенности не только предвыборной агитации, но и информирования, причем максимально эффективным является именно их совместное исследование, но не с точки зрения составляющих института информационного обеспечения выборов, а как явления во многом совпадающие при практическом применении норм избирательного законодательства, но с позиций теоретического осмысления – существенно различающиеся по содержанию и функциям в избирательном процессе. Кроме того, особого внимания исследователя заслуживают такие вопросы, как субъекты предвыборной агитации и информирования, особенности и содержание их воздействия, период их осуществления, особенности судебной практики по делам, связанным с агитацией и информированием, а также правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации. Комплексное изучение указанных вопросов позволит сформулировать критерии разграничения предвыборной агитации и информирования, что создаст условия для более точного понимания и применения норм российского избирательного законодательства.
Также современный уровень развития информационных технологий делает необходимым выявление особенностей проведения предвыборной агитации и информирования посредством новейших средств массовой коммуникации, таких как Интернет, цифровая мобильная связь, системы теле- и видеотекста.
Глава 1 Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов в избирательном процессе.
Институт предвыборной агитации имеет сложную юридическую природу, которая охватывает разнообразные конституционные ценности, включая участие граждан в управлении делами государства посредством принятия решений о своих представителях в органах публичной власти, свободное распространение политической информации, идей и мнений, отстаивание гражданами своей политической позиции, возможность убеждать демократическим путем других лиц.
Предвыборная агитация является одной из центральных и важнейших стадий избирательного процесса. Она способна оказывать существенное влияние на умонастроения избирателей. От того, каким образом организована предвыборная агитация, зависит успех того или иного кандидата или избирательного объединения на выборах.
Само понятие предвыборной агитации представляется возможным трактовать неоднозначно. Особого внимания заслуживает понятие предвыборной агитации в законодательном аспекте. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборная агитация в пользу голосования за того или иного кандидата (список кандидатов) - это по сути отправная ступень и одновременно основное звено в деле знакомства избирателей с личностью и предвыборными программами того или иного кандидата, избирательного объединения, а также в деле поиска, развития и укрепления сходных установок, позиций в избирательной кампании. С точки зрения этих субъектов избирательной кампании предвыборная агитация представляет собой наиболее распространенный и действенный инструмент политической борьбы, в которой они приобретают или развивают свою политическую силу.
В действующем законодательстве России предвыборная агитация рассматривается как стадия избирательного процесса. В этом аспекте предвыборную агитацию может рассматриваться как определенный законом временной период избирательной кампании, в рамках которого зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, осуществляют избирательные действия в целях побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).
Безусловно, предвыборная агитация может быть выделена в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, но таким пониманием ограничиваться было бы неверно.
В современном правовом государстве выборы выступают как основная форма непосредственной демократии, как форма реализации избирательных прав граждан, поэтому предвыборная агитация не может быть сведена только к процессуально-процедурным характеристикам выборов. Предвыборная агитация должна рассматриваться как субъективное правомочие граждан, именно наличие которого предполагает формирование особой стадии избирательного процесса.
«Институт выборов, как отмечает Н.С. Бондарь, - несмотря на принадлежность к публично-правовой сфере, несет в себе и частноправовой потенциал. С одной стороны выборы предстают как способ формирования органов государственной власти, с другой – являются выражением индивидуальных свобод, участия каждого гражданина в управлении делами государства».
Право граждан на предвыборную агитацию было закреплено еще в советском конституционном законодательстве. Впервые на конституционном уровне это право было закреплено в ст. 100 Конституции (Основном законе) СССР 1977 года. В соответствии с этой статьей гражданам СССР и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. В дальнейшем право на предвыборную агитацию получило развитие в конституционных актах союзных республики законах о выборах.
Действующая Конституция РФ не предусматривает прямого закрепления в тексте права на предвыборную агитацию. Более того, в тексте Основного закона не упомянута и сама по себе категория «предвыборная агитация». Это, однако, не означает, что право на предвыборную агитацию не имеет конституционного обоснования и находится вне сферы конституционного регулирования.
Н.С. Бондарь отмечает, что «не законодатель и не правовые нормы, закрепляющие права и свободы, а сами общественные отношения, воплощающиеся в господствующем конституционном строе, определяют характер фактически существующей в обществе свободы и правовых форм ее выражения… В рамках данных отношений происходит перевод общедемократических начал организации общественной жизни на уровень каждой конкретной личности, утверждение, конституирование основных прав и свобод человека как общесоциальной категории. Материальным содержанием этих отношений предопределяется и конституционный характер соответствующих прав и свобод уже в их фактическом, «до-юридическом» существовании».
Право на предвыборную агитацию в наиболее общем виде проистекает из природы демократического правового государства, основанного на принципах народовластия, которые выступают в качестве основы конституционного строя, и поэтому, несмотря на то, что законодатель оставил за рамками текста Конституции положения о праве граждан на предвыборную агитацию, стоит признать, что оно сохраняет свое нормативное значение и в современном конституционном праве.
Конституционное содержание права на предвыборную агитацию определяется, в частности, положениями преамбулы и статей Конституции РФ о суверенитете народа, о правах и свободах человека и гражданина. При этом основой его обеспечения выступает закрепленное в ч.2 ст. 32 Конституции РФ право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Право избирать и быть избранным охватывает собой разнообразные общественные отношения, воплощающие как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование органов публичной власти на основе демократических принципов. Это право не ограничивается итоговыми действиями граждан в рамках процедуры голосования, а включает себя комплекс всех действий, составляющих выборный процесс, одной из характеристик которого является свободный обмен выборной информации, в том числе посредством проведения предвыборной агитации. Таким образом, можно сделать вывод, что предвыборная агитация выступает как правомочие, входящее в состав единого конституционного избирательного права.
Данное правомочие пронизывает как активный, так и пассивный элемент избирательного права. Это выражается в том, что с одной стороны граждане, являясь носителями суверенитета, оказывают поддержку или отказывают в поддержке кандидатам на выборные должности, выступающим в избирательном процессе носителями ценностно-целевых установок, а с другой стороны в том, что каждому кандидату на выборную должность необходим определенный уровень поддержки его политической позиции избирателями и для достижения этого результата он проводит предвыборную агитацию.
Согласно ч.1 статьи 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Сущностью предвыборной агитации является обмен политической информацией, который может происходить с участием не только индивидуальных, но и коллективных субъектов, например, партий, а также с применением коллективных форм агитации. Предвыборная агитация может проводиться путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий). Таким образом, право на предвыборную агитацию является как субъективным правом личности, так и принадлежит объединениям граждан.
Наряду с категорией предвыборная агитация в законе используется понятие «информирование граждан». Статья 44 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» включает категории «предвыборная агитация» и «информирование избирателей» в общее определение «информационное обеспечение выборов». Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии.
Информирование граждан направлено, прежде всего, на обеспечение максимально возможной открытости избирательного процесса, на получение избирателями полной и достоверной информации о подготовке выборов, о действиях государственных органов, на которых возложены обязанности по подготовке и проведению выборов, а предвыборная агитация преследует цель побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Право граждан на предвыборную агитацию является важнейшей составляющей субъективного конституционного избирательного права. Вместе с тем предвыборная агитация не существует и не может существовать вне пространства выборов как организационно-правовой формы реализации избирательных прав. Поэтому, выступая в качестве правомочия, предвыборная агитация предстает одновременно в качестве стадии избирательного процесса.
Таким образом, предвыборная агитация – правовой институт, включающий нормы, обеспечивающие кандидатам и избирательным объединениям возможность осуществлять деятельность, направленную на привлечения голосов избирателей, устанавливающие право граждан и общественных объединений открыто выражать поддержку тому или иному кандидату или избирательному объединению и способствовать его избранию, а также нормы, определяющие запреты и дозволения при совершении действий, побуждающих голосовать за того или иного кандидата или избирательное объединение.
Глава 2 Правовой опыт регулирования предвыборной агитации и информационного обеспечения выборов в России
В настоящее время отечественное законодательство о выборах в целом сформировалось и вступает в стадии совершенствования. Ряд весьма существенных проблем правового регулирования избирательного процесса еще ждут своего разрешения. В полной мере это относится к такому ключевому этапу любых выборов, как предвыборная агитация.
Нормы, регулирующие вопросы предвыборной агитации на федеральном уровне, содержатся в таких нормативно-правовых актах как: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ; Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ; Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1; Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ; Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ ; Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и др.