Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:26, реферат
В теории права под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего, различных правовых отношений. Исходя их деления юридических фактов на события и действия, заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления правильно относить к юридическим актам, так как изначально они совершаются с целью породить юридические последствия; в разряд юридических поступков переходят заявления о преступлении, если заявитель не высказывает намерения привлечь кого-либо к ответственности.
ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ – ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Прежде чем
перейти к непосредственному
исследованию проблем, возникающих
при приеме и регистрации сообщения
о преступлении, важно уделить
внимание собственно сообщению о
преступлении. Определение его сущности
и видов, характеристика как повода
для возбуждения уголовного дела
позволяет более четко
В теории уголовного
процесса нет единой точки зрения
о том, что следует понимать под
поводом для возбуждения
Эта позиция
разделяется не всеми процессуалистами.
Так, полагая, что использование
данной категории излишне, В.Н.Григорьев
рассматривает в качестве повода
к возбуждению уголовного дела не
абстрактный юридический факт, а
явления объективной
Представляется
несправедливым отвергать определение
повода как юридического факта, хотя
такая дефиниция требует
Прежде всего, вряд ли можно согласиться с тем, что повод как юридический факт вызывает деятельность по возбуждению уголовного дела. Повод порождает обязанность разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, а не деятельность, поскольку последняя - средство выполнения указанной обязанности.
В теории права
под юридическими фактами понимаются
жизненные обстоятельства, с которыми
закон, правовые нормы связывают
наступление юридических
С учетом изложенного
под поводом для возбуждения
уголовного дела следует понимать предусмотренные
уголовно-процессуальным законом юридические
акты или поступки, с которыми закон
связывает обязанность
Вместе с
тем п.3 ч.1 ст.140, ст.143 УПК РФ обуславливают
и иное значение явлений объективной
действительности, названных в качестве
поводов для возбуждения
Полагая в
качестве неотъемлемой характеристики
понятия «повода для
Кроме того,
повод для возбуждения
В соответствии с ч.1 ст.140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела являются: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (рапорт об обнаружении преступления).
В юридической литературе существует мнение, что источники информации о преступлении служат поводами к возбуждению уголовного производства, а поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации и проверки.
Вряд ли возможно с этим согласиться, поскольку в ч.1 ст.140 УПК РФ указаны именно поводы для возбуждения уголовного дела, а оформление и регистрация являются неотъемлемыми их атрибутами. Без этого невозможно не только возбуждение уголовного дела, но и производство проверки поступившего сообщения.
Важнейшим требованием, которое предъявляет ч.7 ст.140 УПК РФ к поводам для возбуждения уголовного дела, является известность лица, сделавшего или составившего сообщение о преступлении.
По сложившейся практике анонимные письма, содержащие данные о готовящихся или совершенных преступлениях, передаются в оперативные службы в целях использования для пресечения или раскрытия преступлений. В связи с этим предлагается признавать в качестве повода к возбуждению уголовного дела анонимное заявление, если из него усматривается совершение преступления или приготовление к его совершению.
Однако проведенное
исследование показывает, что анонимные
сообщения в 19,4% содержат заведомо ложные
доносы. Неприемлемо данное предложение
и в связи с отсутствием
возможности проверить
Причины, по которым заявители не подписывают сообщения, могут быть различными: часто это происходит из-за боязни оказания воздействия со стороны лиц, совершивших преступление. Исследователи проблем обеспечения безопасности граждан, сообщающих о преступлениях и продолжающих содействовать правосудию (давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности), отмечают, что количество сообщений граждан о преступлениях существенно возрастает при обеспечении безопасности таких лиц; их материальном поощрении (вознаграждении) за предоставленную информацию; наличии уголовно-правовых норм, стимулирующих граждан, в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство, сообщать об известных им преступлениях других лиц.
По нашему мнению, в УПК РФ следует предусмотреть норму, дающую возможность применять по отношению к заявителю меры государственной защиты. Меры безопасности, предусмотренные ч.3 ст.11, ч.9 ст.166, ч.2 ст.186, ч.8 ст.193, п.4 ч.2 ст.241 и ч.5 ст.278 УПК РФ, распространяются на производство следственных действий, а также на более поздние этапы уголовного судопроизводства и применяться к заявителю не могут. Представляется целесообразным в ч.3 ст.141 УПК РФ разрешить в целях обеспечения безопасности заявителя, его близких родственников, родственников или близких лиц не указывать данные о его личности в протоколе устного заявления о преступлении в порядке, предусмотренном ч.9 ст.166 УПК РФ.
Изучение уголовных дел и «отказных материалов» показало, что в 53,3% случаев поводами стали заявления и письма граждан; в 40,2% сообщения, исходящие от различных юридических лиц или государственных органов; в 32,8% - непосредственное обнаружение признаков преступления; в 6,5% - явка с повинной; не удалось обнаружить ни одного факта возбуждения уголовного дела по поводу опубликованных в печати статей, заметок и писем.
Исходя из
п.43 ст.5, ст.141-144 УПК РФ, заявление
о преступлении можно обозначить
как сообщение о любом
В литературе высказано мнение, что заявления о преступлении должны сопровождаться просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности; официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), относится к иным источникам, предусмотренным в п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ.
Представляется, что заявление о преступлении может и не содержать требования о привлечении какого-либо лица к ответственности, поскольку закон не устанавливает наличия такого требования в качестве обязательного реквизита. Исключение составляют преступления, преследуемые в порядке частного и частно-публичного обвинения, заявления о которых должны исходить непосредственного от потерпевшего и содержать требование о привлечении лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. Отсутствие такого заявления (жалобы) или неправильное его оформление, допускающее двойственное толкование воли потерпевшего, влечет за собой безусловное прекращение дела.
Явка с повинной – самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела – представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ч.1 ст.142 УПК РФ).
Действительно,
явка с повинной возможна, прежде всего,
при оценке заявителем содеянного именно
как преступления (а не иного правонарушения),
а также при обнаружении
Во-вторых, лицо
заявляет о преступлении, совершенном
им, а не каким-либо иным лицом, что
позволяет отграничить явку с
повинной от другого повода для возбуждения
уголовного дела – заявления о
преступлении. При этом лицо должно
преследовать цель передачи себя в
руки правосудия, мотивами которой
могут выступать самые
В-третьих, заявление о явке с повинной должно быть сделано органам и должностным лицам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. В литературе обоснованно замечено, что, если лицо сообщает о совершенном им преступлении по почте, телефону, телеграфу, через других людей или иным способом, и впоследствии лично не является, то это сообщение еще нельзя рассматривать как явку с повинной, поскольку она должна сопровождаться не только установлением личности, но и оформлением протокола.
Главное в характеристике сущности явки с повинной составляет волеизъявление лица, совершившего преступление, на то, чтобы передать себя в руки правосудия. Отмечая это обстоятельство, а также добровольность сделанного заявления, некоторые авторы полагают, что термин «добровольность» является многозначным и в данном контексте может употребляться, по крайней мере, в двух значениях – инициативы и наличия или отсутствия принуждения.
Если говорить о принуждении к явке с повинной, как составляющей понятия «добровольности», то оно должно отсутствовать со стороны правоохранительных органов. Если лицо задержано, доставлено в правоохранительный орган, у него получаются объяснения или показания, заявление лица о совершенном им преступлении не может рассматриваться как явка с повинной. Так, по делу Шаталова и Козлова судья исключил из разбирательства «явку с повинной» Шаталова, полученную от него спустя четыре месяца после задержания, что исключает возможность признания ее добровольной. Если же лицо явилось в правоохранительные органы под влиянием родственников, знакомых, даже если они угрожали ему разоблачением, - налицо явка с повинной, хотя отсутствие раскаяния влияет на смягчение наказания.
Что же касается другой составляющей добровольности явки с повинной – инициативы, очевидно, что она должна исходить только от самого лица, совершившего преступление. Именно поэтому необходима фактическая явка такого лица в правоохранительные органы.