Приём и регистрация сообщений о преступлениях- одна из ключевых проблем до судебного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 01:26, реферат

Описание

В теории права под юридическими фактами понимаются жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего, различных правовых отношений. Исходя их деления юридических фактов на события и действия, заявление о преступлении, явку с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления правильно относить к юридическим актам, так как изначально они совершаются с целью породить юридические последствия; в разряд юридических поступков переходят заявления о преступлении, если заявитель не высказывает намерения привлечь кого-либо к ответственности.

Работа состоит из  1 файл

ПРИЕМ И РЕГИСТРАЦИЯ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ – ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА.docx

— 32.37 Кб (Скачать документ)

По результатам  исследования практики принятия заявлений  и сообщений о преступлениях  можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся нарушения: отказ в приеме и регистрации  заявления о преступлении; необоснованное возвращение заявления заявителю  в связи с ненадлежащим оформлением  или отсутствием каких-либо сведений; несвоевременная регистрация заявления  о преступлении; избирательная регистрация  заявлений о преступлениях (сокрытие неочевидных, постановка на учет очевидных  и незначительных преступлений); регистрация заявлений о преступлениях установленным лицом; нерегистрация преступлений по выделяемым в отдельное производство уголовным делам; нерегистрация заявлений, полученных в ходе расследования других дел и др. (см. приложение 1).

Многочисленные  факты сокрытия преступлений от учета, на наш взгляд, наносят наибольший вред уголовному судопроизводству, поскольку  обуславливают невозможность для  граждан получить доступ к правосудию. Отсутствие объективной системы  уголовной статистики привело к  тому, складывающаяся в последние  годы ситуация с учетом преступности и благополучные данные о раскрываемости преступлений, которые после значительного  ухудшения в 1990-91 годах (54,8% и 49,5%) вновь  достигла уровня 75,6% (2000 год), находятся  в явном противоречии с «самочувствием»  российского общества. Так, анализ статистических данных свидетельствует, что сокращение в период с 1992 по 1997 годы на 15,5% числа  зарегистрированных преступлений обусловлено  в большей степени искусственными манипуляциями со статистикой, чем  реальной ситуацией.

Очевидно, отсутствие объективного учета преступлений обуславливает  низкий уровень доверия граждан  к правоохранительным органам, подрывают  среди населения авторитет милиции  и органов внутренних дел в  целом, лишают их поддержки среди  законопослушных граждан. Не случайно после введения полной регистрации  всех заявлений и сообщений о  преступлениях и происшествиях  в г.Москве значительно сократилось число жалоб на действия и решения сотрудников органов внутренних дел, поступающих по телефону доверия ГУВД.

Именно поэтому  в сфере уголовного судопроизводства необходимо предусмотреть систему  мер, направленных на совершенствование  учетно-регистрационной дисциплины:

а) создание единой для всех правоохранительных органов статистической отчетности о числе зарегистрированных преступлений;  
б) разграничить учет числа заявлений о преступлениях от количества преступлений по возбужденным уголовным делам;  
в) упразднить регистрацию как одного преступления деяний, по которым имеется несколько потерпевших (финансовые пирамиды и др.), а также преступлений, включающих несколько эпизодов преступной деятельности.

Исходя из этих предложений, уровень преступности составит не 3 миллиона преступлений в  год (в 2001 году – 2968255), а, как прогнозируют исследователи, 5 миллионов или даже 7 миллионов, что сопоставимо с  аналогичными показателями США, Германии, Франции и других государств.

Вместе с  тем установление реальной уголовной  статистики не только обеспечит доступ граждан к правосудию, повысит  доверие граждан к правоохранительным органам, но и позволит реально оценить  объем работы органов дознания и  предварительного следствия на досудебном производстве.

Представляется, что выявлению и предотвращению нарушений закона при приеме и  регистрации сообщений о преступлениях  послужит, в частности, учет доли отменных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела к  общему числу таких постановлений; учет доли выявленных фактов «укрытия преступлений» в числе зарегистрированных заявлений и сообщений; учет доли заявлений, рассмотренных в сроки  свыше установленных законом, в  числе всех разрешенных заявлений. Очевидно, рост указанных показателей – это наглядное отражение ненадлежащей работы конкретных правоохранительных органов по учету и регистрации сообщений о преступлении.

Средством обеспечения  учетно-регистрационной дисциплины в сфере уголовного судопроизводства является предусмотренное п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ право прокурора проверять  исполнение требований федерального закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Вместе с тем представляется, что отсутствие в законе срока осуществления  данных полномочий (по УПК РСФСР  такие проверки проводились не реже одного раза в месяц) может привести ослаблению надзора прокурора. В  связи с этим возможно предусмотреть  п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ обязанность прокурора  проверять не реже одного раза в  месяц исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и  разрешении сообщений о преступлении.

Информация о работе Приём и регистрация сообщений о преступлениях- одна из ключевых проблем до судебного производства