Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:05, лекция
Проблема информационной безопасности особенно остро стоит для России. С переходом к политике создания в России открытого общества и правового государства существенно изменились условия обеспечения защиты информации:
1. С развитием рыночных отношений в экономике связано с появлением множества государственных и частных производителей и потребителей информации, в том числе и зарубежных.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проблема информационной
безопасности особенно остро стоит
для России. С переходом к политике
создания в России открытого общества
и правового государства
1. С развитием рыночных
отношений в экономике связано
с появлением множества
2. Так как информация
стала открытым товаром, то
появилась реальная опасность
расхищения информационного
3. Ориентация на большую
кооперацию с зарубежными
Ухудшение криминогенной обстановки в стране, усиление межрегиональных связей организованных преступных групп, рост их финансовой мощи и технической оснащенности дает основание полагать, что тенденция к осложнению оперативной обстановки в ближайшем будущем сохраниться. Отсюда вытекает необходимость определения и прогнозирования возможных угроз как основы для обоснования, выбора и реализации адекватных защитных мероприятий.
Возможны следующие угрозы информационным ресурсам:
Преднамеренные действия:
(обслуживающего персонала, управленческого
персонала, программистов, пользователей
АС, архивной службы, службы безопасности,
несанкционированных
УГРОЗА - потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способное нанести моральный или материальный ущерб. Угрозы безопасности фирмы: - внутренние, - внешние.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ - это нормативно-правовые категории, определяющие комплексные меры защиты интересов предприятия.
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:
2.1. Законодательная база в области информационной безопасности
Общепризнанным является факт возрастания роли информационной безопасности в общей системе национальной безопасности. При этом под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства». Концепция национальной безопасности РФ, изложенная в Указе Президента РФ от 17.12.97г. №1300, претерпела значительные изменения. Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2000г. «О концепции национальной безопасности РФ» в нее были внесены поправки и дополнения.
В связи с этим определены задачи обеспечения национальной безопасности:
- защита интеллектуальной
собственности внутри страны
и за рубежом, развитие
- реализация конституционных
прав и свобод граждан РФ
в сфере информационной
- интеграция в мировое информационное пространство;
- противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
Информационное законодательство – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.
Предметом правового регулирования в информационной сфере являются:
- создание и распространение информации;
- формирование информационных ресурсов;
- реализация права на поиск, получение, передачу и потребление информации;
- создание и применение
информационных систем и
- создание и применение
средств информационной
В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено).
В настоящее время в
стране действуют следующие
Совокупность
2. 2. Защита государственной тайны
Система защиты государственных секретов основывается на Законе РФ «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.93г., регулирующем “...отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах безопасности РФ”.
Субъектами правоотношений в соответствии со ст.1 Закона являются органы государственного управления, а также любые юридические лица, то есть предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно правовых форм деятельности и видов собственности.
Действие закона распространяется лишь на тех граждан и должностных лиц, которые взяли на себя обязательство либо обязаны по своему статусу выполнять требования законодательства о государственной тайне. В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О государственной тайне» Указом президента РФ от 30.11.95г. №1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно этому перечню к сведениям, представляющим государственную тайну, относят:
В сферах экономики, науки и техники к государственной тайне относятся сведения:
- о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение;
- о методах и средствах защиты секретной информации;
- о государственных программах
и мероприятиях в области
Постановлением Правительства РФ №870 от 04.09.95г. утверждены правила, по которым определяется степень секретности сведений, представляющих государственную тайну. А Постановлением Правительства РФ №170 от 20 02 95г установлен порядок рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов.
Документы, содержащие государственную тайну, подразделяются по степени секретности и снабжаются грифом: “секретно”, “совершенно секретно”, “особой важности”. Документы, не содержащие секретных сведений, но используемые при выполнении закрытых работ, имеют гриф ДСП “для служебного пользования”.
Порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, состоит в установлении трех принципов: законности, обоснованности и своевременности.
Принцип законности заключается в том, что закон содержит в статье 7 перечень сведений, не подлежащих засекречиванию. Не подлежат засекречиванию:
- состояние преступности в стране; - привилегии и льготы гражданам, должностным лицам, предприятиям; - размер золотого запаса страны; - состояние здоровья высших должностных лиц.
Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и отдельных граждан.
Принцип своевременности состоит в том, что ограничения на распространение сведений должны быть установлены не позже их появления.
Лица, которые имеют право
решать вопросы по отнесению сведений
к ГТ, определены распоряжением Президента
РФ «О перечне должностных лиц
органов государственной
Ответственность за организацию государственной тайны, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.
За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены - наказываются арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия - наказывается лишением свободы от 3-х до 7-ми лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3-х лет.
Обязательное условие при передаче сведений, составляющих ГТ: наличие на предприятии лицензии (на право деятельности), а у гражданина - соответствующего допуска.
Меры предупреждения нарушений режима защиты информации:
1. Правильный выбор и расстановка кадров.
2. Ограничение доступа к секретам.
3. Проведение воспитательной работы.
4. Подписание соглашений с работниками о неразглашении секретных сведений.
5. Политика «чистых столов».
6. Создание службы безопасности фирмы.
7. Использование технических средств защиты.
8. Применение сертифицированных
программных и аппаратных
Коммерческая тайна и ее защита. Понятие коммерческой тайны
В настоящее время в РФ принимаются законодательные акты, разграничивающие сведения ограниченного доступа на государственную и коммерческую тайну.
Чем отличается коммерческая тайна от государственной?
Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна этим перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям или фирмам.
Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая информация - службой безопасности предприятия. Причем коммерческие секреты могут быть государственными секретами, но государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.
К коммерческой тайне относят преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Перечень сведений, составляющих КТ, утверждается приказом директора фирмы.
Информация о работе Современные концепции обеспечения информационной безопасности