Современные концепции обеспечения информационной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:05, лекция

Описание

Проблема информационной безопасности особенно остро стоит для России. С переходом к политике создания в России открытого общества и правового государства существенно изменились условия обеспечения защиты информации:
1. С развитием рыночных отношений в экономике связано с появлением множества государственных и частных производителей и потребителей информации, в том числе и зарубежных.

Работа состоит из  1 файл

Коммерческая тайна и ее защита.docx

— 28.64 Кб (Скачать документ)

Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: “конфиденциально”, “строго конфиденциально”, “конфиденциально, только адресату”, “КТ”, “секрет предприятия”, “тайна предприятия” и т.д. Возможна, например, следующая классификация.

Коммерческая тайна –  строго конфиденциально (КТ-СК). Коммерческая тайна – конфиденциально (КТ-К). Коммерческая тайна (КТ). С коммерческой тайной связано такое понятие, как интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная  собственность /коммерчески ценные идеи/ - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). ИС включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным  и научным произведениям, - исполнительской деятельности артиста, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,

- изобретений во  всех областях человеческой деятельности, - научным открытиям, - промышленным образцам, - товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, - защите против недобросовестной конкуренции.

Существует три общепризнанные в мире правовые формы защиты интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, и коммерческая тайна.

Авторское право - форма правовой защиты в отношении литературных, художественных и научных произведений.

Смежные права - это права, примыкающие к авторскому праву, они защищают: исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания.

Патентное право - форма правовой защиты в отношении изобретений во всех областях человеческой деятельности.

Коммерческая тайна - не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

К информации, составляющей КТ относят сведения, которые называют «ноу-хау».

Ноу-хау - (незащищенные новшества) не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности: различного рода технические знания и опыт, включая методы, способы и навыки; разработки и использования технологических процессов; методы и способы лечения и т.п.

Интеллектуальная собственность  имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты на получение  информации и ее защиту, но и потенциальную стоимость (возможная прибыль при ее реализации).

Следующие три группы сведений относят к коммерческой тайне  и требуют защиты от утечки информации и ее похищения:

1. Деловая информация: - финансовые сведения; - данные о цене (стоимости) продукции и услуг, технологии;

- деловые планы и планы  производства новой продукции; - списки клиентов и продавцов, контракты, преференции (льготные пошлины ввоза) и планы;

- информация о маркетинге; - соглашения, предложения, квоты; - списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках (их характеристики).

2. Техническая  информация:

- научно-исследовательские  проекты; - конструкторские разработки по производству какой-либо продукции и ее технические параметры;

- заявки на патенты; - дизайн, эффективность и возможности производственных методов, оборудования и систем;

- информационный процесс; - программное обеспечение ЭВМ. Некоторые юристы ряда стран считают, что компьютерные программы уникальны и требуют какой-то новой формы защиты. Они полагают, что ни закон о патентах, ни закон об авторском праве здесь не годятся; - химические формулы.

3. Информация о  клиентах и конкурентах

В западных странах сведения о клиентах принято считать не КТ, а, скорее ее капиталом. Поэтому  списки клиентов фирмы и иные сведения о них составляются в первую очередь усилиями руководителя и эта информация не доверяется даже его ближайшему окружению.

На каждого клиента  фирмы накапливается информация, где отражаются его привычки, характерные  черты поведения. Его интересы в  личной жизни, о представляемых ему  фирмой привилегиях. Отражаются сведения о его требованиях к количеству товаров и услуг, какие режимы доставки товаров применялись, какова периодичность поставок, сведения об особенностях платы и иных специфических  чертах контрактов с данным клиентом. Здесь отражаются те сведения, которые  определяют прибыльность всей операции с ним, какие предполагаются объемы сделок, частота поставок.

4. Сведения, которые  не могут составлять коммерческую  тайну

В соответствии с Законом  РФ “О предприятиях и предпринимательской  деятельности” был установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относится:

- учредительные документы  и устав организации;

- регистрационные удостоверения,  лицензии, патенты и др. документы,  дающие право заниматься предпринимательской  деятельностью;

- сведения о финансово-хозяйственной  деятельности, другие данные, необходимые  для проверки правильности начисления  и уплаты налогов, и других  обязательных платежей;

- документы о платежеспособности, с которыми вправе ознакомиться  все заинтересованные организации;

- сведения о численности,  составе работающих, их заработной  плате и условиях труда, о  наличии свободных рабочих мест;

- сведения о загрязнении  окружающей среды, о нарушении  антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий  труда, реализации продукции,  причиняющей вред здоровью населения,  а также о других нарушениях  законодательства и размерах  причиненного при этом ущерба;

- информация об участии  должностных лиц предприятий  в кооперативах, товариществах, объединениях  и других организациях, занимающихся  предпринимательской деятельностью;

- а также некоторые  другие сведения, например, о деятельности  товарных бирж, сведения о приватизируемом  предприятии и т.д.

5. Сбор сведений  представляющих коммерческий интерес

Существует три основных направления сбора информации.

1. Информация о  рынке: 2. Информация о производстве продукции: 3. Информация об организационных особенностях и финансах:


Информация о работе Современные концепции обеспечения информационной безопасности