Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:05, лекция
Проблема информационной безопасности особенно остро стоит для России. С переходом к политике создания в России открытого общества и правового государства существенно изменились условия обеспечения защиты информации:
1. С развитием рыночных отношений в экономике связано с появлением множества государственных и частных производителей и потребителей информации, в том числе и зарубежных.
Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: “конфиденциально”, “строго конфиденциально”, “конфиденциально, только адресату”, “КТ”, “секрет предприятия”, “тайна предприятия” и т.д. Возможна, например, следующая классификация.
Коммерческая тайна – строго конфиденциально (КТ-СК). Коммерческая тайна – конфиденциально (КТ-К). Коммерческая тайна (КТ). С коммерческой тайной связано такое понятие, как интеллектуальная собственность.
Интеллектуальная собственность /коммерчески ценные идеи/ - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). ИС включает права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям, - исполнительской деятельности артиста, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
- изобретений во
всех областях человеческой
Существует три общепризнанные в мире правовые формы защиты интеллектуальной собственности: авторское право, патентное право, и коммерческая тайна.
Авторское право - форма правовой защиты в отношении литературных, художественных и научных произведений.
Смежные права - это права, примыкающие к авторскому праву, они защищают: исполнителей (актеров, певцов, танцоров и т.д.); производителей фонограмм; организации эфирного и кабельного вещания.
Патентное право - форма правовой защиты в отношении изобретений во всех областях человеческой деятельности.
Коммерческая тайна - не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
К информации, составляющей КТ относят сведения, которые называют «ноу-хау».
Ноу-хау - (незащищенные новшества) не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности: различного рода технические знания и опыт, включая методы, способы и навыки; разработки и использования технологических процессов; методы и способы лечения и т.п.
Интеллектуальная
Следующие три группы сведений относят к коммерческой тайне и требуют защиты от утечки информации и ее похищения:
1. Деловая информация: - финансовые сведения; - данные о цене (стоимости) продукции и услуг, технологии;
- деловые планы и планы производства новой продукции; - списки клиентов и продавцов, контракты, преференции (льготные пошлины ввоза) и планы;
- информация о маркетинге; - соглашения, предложения, квоты; - списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках (их характеристики).
2. Техническая информация:
- научно-исследовательские проекты; - конструкторские разработки по производству какой-либо продукции и ее технические параметры;
- заявки на патенты; - дизайн, эффективность и возможности производственных методов, оборудования и систем;
- информационный процесс; - программное обеспечение ЭВМ. Некоторые юристы ряда стран считают, что компьютерные программы уникальны и требуют какой-то новой формы защиты. Они полагают, что ни закон о патентах, ни закон об авторском праве здесь не годятся; - химические формулы.
3. Информация о клиентах и конкурентах
В западных странах сведения о клиентах принято считать не КТ, а, скорее ее капиталом. Поэтому списки клиентов фирмы и иные сведения о них составляются в первую очередь усилиями руководителя и эта информация не доверяется даже его ближайшему окружению.
На каждого клиента
фирмы накапливается
4. Сведения, которые
не могут составлять
В соответствии с Законом РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” был установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относится:
- учредительные документы и устав организации;
- регистрационные удостоверения,
- сведения о финансово-
- документы о
- сведения о численности,
составе работающих, их заработной
плате и условиях труда, о
наличии свободных рабочих
- сведения о загрязнении
окружающей среды, о нарушении
антимонопольного
- информация об участии
должностных лиц предприятий
в кооперативах, товариществах, объединениях
и других организациях, занимающихся
предпринимательской
- а также некоторые другие сведения, например, о деятельности товарных бирж, сведения о приватизируемом предприятии и т.д.
5. Сбор сведений
представляющих коммерческий
Существует три основных направления сбора информации.
1. Информация о рынке: 2. Информация о производстве продукции: 3. Информация об организационных особенностях и финансах:
Информация о работе Современные концепции обеспечения информационной безопасности