Становление и развитие библиотечной профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:18, реферат

Описание

Деятельность библиотек имеет огромное значение для жизни общества. Существуя многие сотни лет, сохраняя для человечества книги и другие документы, в которых зафиксировано все то, что человечество открыло за многие тысячелетия: человеческие знания, научные открытия, истина веры. Поэтому библиотека является самоценным, самодостаточным учреждением, выполняя свою особую роль в обществе. Ее принято называть фундаментом человеческой культуры, то есть той основой, базой, на которой развивается человечество.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………… 3
Начальный этап становления библиотечной профессии …………………………… 5
Становление и развитие библиотечного образования ……………………………… 8 Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы
Приложение № 1. Выдающиеся представители библиотечной профессии

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие профессии.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Плата за весь курс составляла 16 руб., без утренних занятий и  экскурсий - 10; желающие могли ограничиться лишь основным курсом - 12 руб.

Многие преподаватели (А.Е. Грузинский, А.М. Калмыкова, А.К. Покровская, А.А. Дидрихсон, В.Я. Уланов, Л.Б. Хавкина и др.) не успели закончить свои курсы в

9

отведенное им время.

Во время лекций широко практиковалась подача записок лекторам с выражением недоумений, пожеланий, с просьбами ответить на те или иные возникшие во время лекций вопросы или осветить места, оставшиеся непонятными. Некоторые лекторы отвечали на них тотчас, другие - по окончании лекции, или перед началом следующей, или в личном разговоре с авторами записок.

Для той же цели служили и беседы. Они должны были служить как для объяснения непонятых мест курса, так и для выяснения возникавших попутно у слушателей вопросов, для обмена мнениями и опытом самих слушателей.

Много внимания было уделено  привлечению в библиотеку женской  половины населения, роли чтений и бесед в библиотеках, распространению библиотечной газеты, громкой читальне, украшению помещения детской библиотеки, работе библиотек в связи с войной, организации музыкально-вокальных вечеров в библиотеке и т.д. Выяснялись и кое-какие любопытные детали: оказалось, что наиболее интенсивно работают в настоящее время исторические библиотеки; что библиотека теперь иной раз превращается в клуб; в нее сходятся женщины с рукоделием послушать сказку или газету (их привлекает сюда уютность обстановки, которой они лишены дома); что в библиотеку часто приходят "послушать" неграмотные, которые затем берутся за букварь; что иной раз библиотекарь сам идет по избам, если читатели не идут в библиотеку; что иные библиотеки служат справочными бюро для жен и матерей, призванных в армию; что в них пишутся письма, продаются газеты, письменные принадлежности и т.д. Словом, волею судеб и силой обстоятельств библиотекарь принужден оказывать самую разнохарактерную помощь населению, если он не хочет, чтобы его библиотека обратилась в мертвое книжное кладбище.

Больше половины слушателей записалось в число членов возникшего в Москве Русского библиотечного  общества и присутствовало на его  учредительном собрании [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Заключение

 

В ходе своей работы я  выявила и изучила литературу по теме, охарактеризовала этапы становления библиотечной профессии, осветила деятельность людей библиотечной профессии.

Рассмотрев выбранную  тему, можно прийти к выводу, что  на начальных этапах развития библиотек библиотечный работник имел множество привилегий. Первоначально это была не столько должность, сколько почетное звание. Библиотекарями могли быть лишь те, кто имел неимоверные знания и высокое положение в обществе. Также можно увидеть, что обязанности библиотекаря исполнялись наряду с дополнительными. Требования к работнику библиотеки были высоки.

Претерпевая временные  изменения, профессия библиотекаря приобрела иное значение для общества. Теперь библиотечным работником можно  стать любому, получив для этого  лишь библиотечное образование. Не обязательно для этого занимать высокое положение в обществе или иметь высокую должность. Провести параллель с начальными этапами можно лишь в том, что библиотекарь должен уметь совмещать прямые обязанности с дополнительными. В наши дни к библиотекарям применяются требования как к менеджеру, управляющему не только людьми, но и документными ресурсами.

Хотелось бы добавить, что в связи с развитием  электронных технологий, профессия  библиотекаря теряет свою ведущую роль, но все же без библиотекаря не сформировать базы данных, не найти требуемой информации в громадных фондах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Список используемой литературы

 

    1. Справочник библиотекаря [Текст]: издание 2 / Оренбургский государственный институт искусств; ред. А. Н. Ванеев. – СПб: Профессия, 2002. – С. 157 – 159
    2. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование / Э. Р. Сукиасян // М.: Гранд – Фаир, 2004. – С. 388 – 444
    3. Л.Б. Хавкина о встречах с М. Дьюи: /Сост. А.В. Рычков // Библиотековедение и библиография за рубежом. — 1994. — Сб. 137. — С. 85-93
    4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb99/10/f10_09.html. – Заглавие с экрана. – 27.12.2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

Выдающиеся представители библиотечной профессии

 

М. Дьюи родился 10 декабря 1851 г. в городке Адамс-Сентер в штате Нью-Йорк, умер 26 декабря 1931 г. и похоронен в местечке Лейк-Плейсид, штат Нью-Йорк.

В 15 лет он окончил  школу и получил право преподавать  математику в начальных классах. В 1870 г. М. Дьюи поступил в Ахмертский колледж и вскоре стал сотрудником его библиотеки. Здесь у него родилась идея десятичной классификации книг, о которой он впервые рассказал 8 мая 1873 г. членам библиотечного союза колледжа.

В 1876 г. М. Дьюи организовал «Библиотечный журнал», первое в мире профессиональное периодическое издание по библиотечной тематике, которое сам же и редактировал в течение долгого времени. В том же году М. Дьюи удалось собрать в Филадельфии библиотекарей и основать Американскую библиотечную ассоциацию. М. Дьюи будет исполнять обязанности секретаря с 1876 по 1890 гг. и возглавит ассоциацию лишь дважды – в 1890-1891 и 1892 – 1893 гг.

В 1876 г. М. Дьюи разработал библиотечный почерк, где первое слово  в названии обозначает «несоединяемый», который очень понравился библиотекарям, стандартную каталожную карточку, сконструировал каталожное оборудование.

В последующие 2 – 3 года М. Дьюи выступил инициатором десятков проектов и в других направлениях библиотечной практики.

В 1900 гг. М. Дьюи создал организацию, призванную материально поддерживать библиотеки и библиотекарей за счет коммерческой деятельности: производства и продажи предметов библиотечной техники, бланков, оборудования.

В 1883 г. М. Дьюи по приглашению  президента Колумбийского колледжа в Нью-Йорке возглавил библиотеку колледжа. В 1887 г. он открыл здесь первую в истории Библиотечную школу.

В начале 1889 г. М. Дьюи –  вместе с Библиотечной школой, ее «разнополыми»  студентами и преподавателями –  переехал в Олбани, где возглавил библиотеку, в которой работал до 1906 г.

 

Ш. Р. Ранганатан (1892 – 1972) – автор около 60 книг и более 2 000 публикаций в журналах и сборниках.

Ш. Р. Ранганатан вел огромную переписку с библиотеками, разъяснял, комментировал, развивал конкретные идеи.

С октября 1924 по июль 1925 г. Ш. Р. Ранганатан изучает теорию библиотечного  дела в Великобритании по индивидуальной программе, но с посещением занятий  в группах в Школе библиотековедения  Университетского колледжа в Лондоне  под непосредственным руководством крупного педагога, библиотековеда Б. Сейерса.

С 1947 по 1955 г. работал директором библиотеки и профессором библиотеки в университете Дели, откуда ушел на пенсию.

Н. В. Русинов родился в Петербурге 24 декабря 1873 г. в семье служащего Министерства земледелия и государственных имуществ.

В марте 1921 г. Н. В. Русимов  стал сотрудником Русского библиографического общества при Московском университете, через полтора года избран действительным членом, назначен хранителем библиотеки Общества.

Н. В. Русимов быстро выдвинулся в число наиболее квалифицированных специалистов по десятичной классификации, убежденных пропагандистов новых методов каталогизации документов.

В апреле 1923 г. Н. В. Русимов  перешел на работу в книжную палату, где и трудился до последнего дня.

В 1924 г. Н. В. Русимов опубликовал  большой труд – «Десятичная классификация  документов. Руководство и краткие  таблицы».

З. Н. Амбарцумян родился 12 (25) марта 1903 г. в Баку в семье служащего и домохозяйки, он был пятым ребенком.

С 14 лет З. Н. Амбарцумян начал работать в библиотеке, одновременно с обучением в средней школе. Закончил школу в 1920 г. Поступил на филологический факультет МГУ в этом же году, совмещая учебные занятия с работой. В связи с необходимостью работать университет не закончил, ушел с 3 курса в 1923 г. Продолжал работать в библиотеках Москвы.

 З. Н. Амбарцумян  с 15 лет работал в кремле, с  марта 1918 г. – в библиотеке  Я. М. Свердлова.

В 1934 г. З. Н. Амбарцумян был  принят в первую группу аспирантов Московского библиотечного института к Л. Н. Троповскому по специальности «Библиография естественнонаучной литературы».

В. А. Мишин (7.08.1918 – 27.12.1999) родился в Москве. В московский библиотечный институт поступил в 1938 г.

С 1 декабря 1951 г. В. А. Мишин  начинает работу в ГБЛ, отсюда через 30 лет он уйдет на пенсию. Дважды он покидает Библиотеку на полтора-два года. В 1954 – 1956 гг. его приглашают «навести порядок в каталогах» Сектора сети специальных библиотек АН.

В 1966 г. во ВНИКИ В. А. Мишин  предложил собственную систему обозначений, показывающих связи и отношения между понятиями, выстроив их на доске в виде стройной иерархической структуры более 40 возможных категорий.

В 1976 г. В. А. Мишин публикует  статью «Возможности машинного поиска информации по классификационным индексам».

В 1990 г. выступает с  докладом «Описание и анализ Библиотечно-библиографической  классификации» [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Становление и развитие библиотечной профессии