Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:26, реферат
"Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот
товар, чем спрос на другие виды товаров.
Естественные
монополии
"Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот
товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии
является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством
(реализацией)
товаров в условиях
Естественная монополия
велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более
низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним
хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической
оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение
производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что
означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим
естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя
монопольная природа
все равно вынуждает
Еще
одной особенностью
очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного
производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик,
определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль.
Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя
(значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер
эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100%
от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз
одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие
субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые
элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки,
пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а
также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны
особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации,
линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт,
кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-
промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии
находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает,
какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды
хозяйственной
деятельности надлежит отнести к
естественным монополиям.
Методы регулирования
деятельности естественных монополий.
Назначение
государственно-правового
необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных
монополий и потребителей.
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает
недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная
деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не
может воздерживаться от регулирования естественных монополий.
Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности
участников социального общения, прежде всего в установлении для них
определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях.
Регулирование является основной формой воздействия государства на
естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми
Федеральные антимонопольные органы не наделены.
Специально
образованные федеральные
регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также
полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с
федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию
монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия
обязана поставлять свою продукцию.
Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий
образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный
орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер
деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере
иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе
создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах
своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения
Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом
единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной
монополии.
Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована
Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как
федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных
монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по
магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги
по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25
января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации
по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).
Последней по счету была образована Федеральная служба Российской
Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ
России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по
регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные
перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре
федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по
регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба
России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их
функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и
функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного
комитета РФ.
Концентрацией
функций упраздненных
рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации
преследовалась цель усилить государственную поддержку развития
предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было
осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального
органа исполнительной
власти.
Функции и полномочия органов
регулирования естественных
Только органы регулирования естественных монополий наделены
полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных
монополий либо об исключении из реестра. Сформирование и ведение реестра
субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются
государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией
органов регулирования естественных монополий.
Федеральный закон "О
кто устанавливает
порядок ведения реестра
Ничего по этому поводу не сказано и в положениях об отдельных федеральных
органах исполнительной власти, осуществляющих регулирование деятельности
субъектов естественных монополий. Очевидно, порядок ведения реестра
надлежит устанавливать самим органам регулирования деятельности
естественных монополий. Поскольку субъект естественной монополии, как
правило, производит не только естественно-монопольные товары, а
осуществляет еще и иную предпринимательскую деятельность, то в реестре в
любом случае должно быть точно и исчерпывающе указано, какой конкретно вид
его хозяйственной деятельности подлежит государственному регулированию и
контролю.
Органы
регулирования естественных
субъектов естественных монополий решения о введении регулирования, о
применении к субъекту естественной монополии предусмотренных
законодательством конкретных методов регулирования, в том число об
установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о
применении методов регулирования, которое влечет включение субъекта
естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.
Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два