Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:26, реферат
"Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в
силу технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами
естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот
товар, чем спрос на другие виды товаров.
прекращения регулирования субъекта естественной монополии. Субъект
естественной монополии должен быть уведомлен о дате рассмотрения заранее
соответствующим органом регулирования естественной монополии. При
рассмотрении органом регулирования естественной монополии вопросов
введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной
монополии вправе присутствовать представитель данного субъекта естественной
монополии. А также приглашаются принять участие в рассмотрения вопроса те
лица, которые внесли предложение о введении, изменении или прекращении
регулирования деятельности субъекта естественной монополии. По решению
органа регулирования может быть проведена независимая экономическая
экспертиза.
Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо
об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со
дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия
внесенного предложения должен быть мотивирован.
В пределах предоставленной компетенции органы регулирования
естественных монополий осуществляют функцию контроля за соблюдением
Федерального закона "О естественных монополиях". В остальной части
деятельность субъектов естественных монополий подконтрольна федеральным
антимонопольным органам.
Если субъект естественной
35%, то он, помимо реестра, который ведет на него орган регулирования
естественных монополий, включается еще и и соответствующий реестр
хозяйствующих субъектов, находящийся у федеральных антимонопольных органов.
Таким образом, субъект естественной монополии может числиться одновременно
в обоих реестрах.
Федеральные антимонопольные органы самостоятельно принимают также
решения о наложении штрафов и административных изысканий на субъектов
естественных монополий за допущенные ими нарушения антимонопольного
законодательства. Исключение составляет принятие решений о наложении
штрафов и административных взысканий за нарушения установленного порядка
ценообразования на товары естественных монополистов. В случае, если
антимонопольные органы при проверке ценообразования на товары естественных
монополий выявят применение необоснованных цен, не установленных
федеральными и региональными органами по регулированию деятельности
субъектов естественных монополий, они сообщают о них соответствующему
органу регулирования естественных монополий. Органу регулирования
естественных монополий, в свою очередь, целесообразно информировать
федеральные антимонопольные органы о выявленных им или ставших ему
известными нарушениях антимонопольного законодательства субъектами
естественных монополий, реагирование на которые входит в компетенцию этих
органов.
Реализация контрольных
естественных монополий большие возможности вносить плодотворный вклад в
реформирование экономики, повышение эффективности функционирования
естественных монополий.
Органы
регулирования естественных
- направлять субъектам естественных монополий обязательные для
исполнения предписания о прекращении нарушений Федерального закона "О
естественных монополиях", в том числе об устранении их последствий, о
заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному
обслуживанию, о внесении в заключенные договоры изменении, о перечислении в
федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий,
нарушающих настоящий Федеральный закон;
- направлять органам исполнительной власти и органам местного
самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или об
изменении принятых ими актов, не соответствующих указанному Федеральному
закону, и (или) о прекращении его нарушений;
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной
монополии;
- привлекать
к административной
или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях,
предусмотренных этим Федеральным законом;
- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде
дел, связанных с применением или с нарушением Федерального закона "О
естественных монополиях";
- осуществлять
иные полномочия, установленные
федеральными законами.
Основаниями
для рассмотрения дел,
регулирования действиями (сделками), служат заявления хозяйствующих
субъектов, потребителей, общественных организаций потребителей, их
ассоциаций и союзов, представления органов исполнительной власти, органон
местного самоуправления и прокуратуры. Органы регулирования естественных
монополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основании
сообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряжении
материалов, свидетельствующих о нарушениях Федерального закона "О
естественных монополиях".
Для органов регулирования естественных монополий установлены
определенные гарантии исполнения возложенных на них функций. Органы
исполнительной власти по регулированию естественных могут быть
ликвидированы лишь в случае появления возможности для развития конкуренции
на соответствующем товарном рынке и (или) в случае изменения характера
спроса на товар субъектов естественных монополий. Сообщения о ликвидации
органов регулирования естественных монополий и об основаниях для принятия
такого решения публикуются в средствах массовой информации. Работники
органов регулирования естественных монополий имеют право беспрепятственного
доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий,
имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного
самоуправления,
а также у субъектов
органов регулирования естественных монополий субъекты естественных
монополий, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
обязаны предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и
устной форме и иную информацию. Сведения, которые составляют коммерческую
тайну и получены
органом регулирования
не подлежат.
Работа
органов регулирования
строится на демократических началах, в обстановке широкой гласности. О
принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении
регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о
включении и реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из
него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов
естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях,
предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий в
обязательном порядке сообщается через средства массовой информации. Органы
регулирования естественных монополий ежегодно публикуют доклад о своей
деятельности. Также через средства массовой информации обязательно
сообщается обо всех случаях применения ответственности за нарушения
федерального закона "О естественных монополиях", а решения по делам,
связанным с нарушениями этого Федерального закона, подлежат опубликованию в
средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их
принятия.
Чрезвычайно важным является то, чтобы и финансовый отчет, и концепция
развития отрасли, включающая целевую норму прибыли предприятий-
монополистов, уровень дивидендов, способы снижения издержек и направления
инвестиций публиковались и гласно обсуждались специалистами. Секретность в
деятельности предприятий, которых государство от имени общества защищает от
конкуренции и дает мандат на монополию, не может быть оправдана никакими
ссылками на коммерческую тайну. Это и будет своеобразной лакмусовой
бумажкой, показывающей
серьезность намерений и