Безработица в современной России и пути её ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы в национальной экономике 5
1.1 Сущность и функции безработицы………………………………………..5
1.2. Классификация безработицы и причины ее возникновения 7
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы 17
2.1 Социальные проблемы безработицы и безработных 17
2.2. Пути преодоления безработицы………………………………………20
Глава 3. Анализ состояния безработицы в национальной экономике России 24
3.1 Специфические черты российского рынка труда и его современное состояние 24
3.3. Государственная программа снижения безработицы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Безработица в современной России и пути её ликвидации.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Подчеркну, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

       Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

     Можно предложить развернутую классификацию  наиболее значимых, на  мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

     I. Социальные последствия безработицы [10, c.51]

     Отрицательные:

     1. Обострение криминогенной ситуации.

     2. Усиление социальной напряженности.

     3. Рост количества физических и  душевных заболеваний. 

     4. Увеличение социальной дифференциации.

     5. Снижение трудовой активности.

     Положительные:

     1. Повышение социальной ценности  рабочего места. 

     2. Увеличение личного свободного  времени.

     3. Возрастание свободы выбора места  работы.

     4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда. 

     II. Экономические последствия безработицы

     Отрицательные:

     1. Обесценивание последствий обучения.

     2. Сокращение производства.

     3. Затраты на помощь безработным.

     4. Утрата квалификации.

     5. Снижение жизненного уровня.

     6. Недопроизводство национального  дохода.

     7. Снижение налоговых поступлений. 

     Положительные:

     1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики. 

     2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

     3. Перерыв в занятости для переобучения  и повышения уровня образования. 

     4. Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

        Безработица – опасное  и   в  политическом  отношении  явление.  На  волне массовой  безработицы возникли  самые реакционные в истории человечества  политические  режимы (примером  может служить приход к власти  Гитлера в Германии  и Пиночета в Чили).

         Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий безработицы   служит  основанием   для включения в число   основных  макроэкономических  функций государства политики  регулирования ранка труда и стабилизации  занятости.    
 
 

     2.2. Пути  преодоления  безработицы

        

       Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой   руководствуется  правительство   конкретной  страны.

       Современные  мальтуазианцы   предлагают  поддерживать  стабильность  на  рынке  труда  с   помощью  государственной  политики  ограничения  рождаемости.

       Пигу  и  его  последователи,  считающие,  что  корень  зла – в  высокой  заработной  плате,  предлагают [17, c.123]:

     - содействовать  снижению  заработной  платы;

     -     разъяснять  профсоюзам,  что   рост  заработной  платы,  которого  они  добиваются,  оборачивается ростом  безработицы;

     -государству   трудоустраивать  работников,  претендующих  на  невысокий   доход,  в  частности,  поощрять  развитие   социальной  сферы.

     Из  рекомендаций  Пигу  широко  применяется  деление   ставки  заработной  платы  и  рабочего  времени   между  несколькими  работниками.   Использование  частичного  рабочего  дня  сокращает  безработицу  даже  при  сохранении   неблагоприятной  конъюнктуры.

       Кейсианские  программы    борьбы  с  безработицей   предполагают использование  двух  блоков  мероприятий . 

     
  Тактические  методы      Стратегические  мероприятия
Организация  государством  общественных  работ Государственные  заказы  частному  сектору Снижение  учётной  ставки   процента

       

       Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в  краткосрочном  периоде,  когда  положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием  становятся    общественные  работы,  которые  должно  организовать  и  оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти работы  сосредоточить в области формирования   производственной  и социальной  инфраструктуры  (строительство дорог,   больниц и т.д.).   Главное – занять  население   во  имя социальной  стабильности  и поддержания хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны  работников.

        Второй   блок  охватывает  систему   стратегических  мер,  способных   оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как  следствие -  потребительский   спрос,  что  должно  привести  к  увеличению  товарной  массы  и   занятости  населения.  Этот  блок  включает  два  рычага:  государственный  заказ  крупным  фирмам и  уменьшение  учётной  ставки  за  счёт  увеличения государственных  расходов  (возможно  при и росте  дефицитного  бюджетного  финансирования)  [15, c.97]. Предполагается  осуществить   государственный заказ крупным фирмам,  имеющих большую сеть  хозяйственных связей.  Такой   заказ поставщикам    и смежникам   значительно расширит  поле  инвестиционной  деятельности.   Приводится  в  действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный  заказ,  а  целая  их  сеть,  что,  безусловно,    увеличивает  спрос  на  рабочую  силу  и  соответственно  рассасывает  безработицу.

       Кейсианские  программы  успешно  применялись  после  второй  мировой  войны  во  многих  странах.  Однако  наступил  период,  когда  возникли  естественные  объективные  трудности   для  их  претворения  в  жизнь.  Источниками  финансирования  этих  программ всегда  был  государственный   бюджет,  а  точнее  государственный долг.  Последний  беспредельно  разрастаться  не   может,   ибо   увеличение  долга  государства  ведёт  к  дополнительной  эмиссии  денег,  что  без   соответствующего  роста  товарной   массы  способствует   инфляции.  В  условиях  инфляции  инвестиционный  спрос  снижается.

       Кроме  того,  процесс   воспроизводства   поставил  новые  проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко   подорожали  ресурсы,   что   привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.  

       Такие  пути  были  найдены   экономической  школой,  получившей  название   монетарной  (от  слова  «монета»).  Монетаристы   предлагают   в  условиях,  когда  безработица и спад  производства  протекают на  фоне  инфляции,   снять все нагрузки  на   государственный бюджет,  срочно  уменьшить государственный бюджетный дефицит.  В этих  условиях  государство вынуждено уклонятся от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости.

     Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду.

       Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией   идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка [18, c.47].     Обычно  эти функции рынок выполняет постепенно,  но   в условиях  циклического   спада  производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных  производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

       Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную  обстановку  и  провоцирует   население  на  стихийные   формы протеста.  Опасность взрыва  неуправляемого  населения меньше,  когда страна  быстро  справляется с трудностями   экономического  кризиса.  Но в условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы,  специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной. 

       Важным для ликвидации безработицы,  специфическим для состояния  в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие [18, c.153]:

     1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест (расширение или создание  подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

     2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

     3.  Поощрение частного предпринимательства  и стимулирование самозанятости  населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

     4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям

     5. Использование гибких форм занятости  ( надомный труд, неполный рабочий  день, неделя);

     6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Анализ состояния безработицы в национальной экономике России 

3.1 Специфические черты  российского рынка  труда и его  современное состояние

    

           Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но несомненно и то, что существовавший рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.

          Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

     В 2010 году число безработных, по прогнозу Минэкономразвития (МЭР), снизится в  среднем за год до 6,3 миллиона человек, а уровень безработицы - до 8,6 процента, в 2011 году - до 6 миллионов человек и 8,2 процента, а в 2012 году - до 5,6 миллиона человек и 7,7 процента.

Информация о работе Безработица в современной России и пути её ликвидации