Безработица в современной России и пути её ликвидации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы безработицы в национальной экономике 5
1.1 Сущность и функции безработицы………………………………………..5
1.2. Классификация безработицы и причины ее возникновения 7
Глава 2. Социально-экономические последствия безработицы 17
2.1 Социальные проблемы безработицы и безработных 17
2.2. Пути преодоления безработицы………………………………………20
Глава 3. Анализ состояния безработицы в национальной экономике России 24
3.1 Специфические черты российского рынка труда и его современное состояние 24
3.3. Государственная программа снижения безработицы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа состоит из  1 файл

Безработица в современной России и пути её ликвидации.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Что касается официальной безработицы, то по данным МЭР, она тоже будет  снижаться и в 2010 году она составит 2,2 миллиона человек, в 2011 году - 2,1 миллиона человек, в 2012 году - 2 миллиона человек.

     Сейчас, по информации Росстата, общий уровень  безработицы в России составляет 6,1 миллиона человек или 8,1 процента от экономически активного населения. Максимальным показатель был зафиксирован в  феврале этого года - 7,1 миллиона человек. Официально зарегистрированных безработных в настоящее время насчитывается в России 2 миллиона 74 тысячи.

     С более менее оптимистичными прогнозами по безработице на следующий год  соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям представители и правительства, и профсоюзов, и работодателей в один голос заявили - резких всплесков безработицы не ожидается, возможны лишь сезонные колебания.

     Большинство экспертов склонны относить стабилизацию на рынке труда на счет антикризисных  программ занятости. В этом году на них было израсходовано 37 миллиардов рублей, в следующем году потратят более 36 миллиардов.

            Говорить о точном числе безработных в России не вполне корректно, в связи с невозможностью учета всех безработных граждан. Реальное число безработных в России гораздо выше. Многие люди не получают зарплату на фирмах, не выходят на работу из-за отсутствия заказов и работы. Они лишь числятся работающими.

            Многие получают зарплату не  в полном объеме и работают  неполный рабочий день. Такая  ситуация более характерна для  небольших частных компаний, которых  в России, как известно, достаточно  большое число. Простаивает бизнес некоторых частных предпринимателей и компаний в связи с кризисом. Многие небольшие строительные фирмы остались практически без работы и без заказов и неделями или даже месяцами ждут работы, заказов.

             Впрочем, стоит отметить, что несмотря на все цифры и официальные отчеты ситуация потихоньку налаживается и скоро безработица в России пойдет на спад. Наращивая объемы кредитования, российские банки потихоньку начинают кредитовать малый и средний бизнес, который обеспечивает, в связи с этим, большее число рабочих мест. Бизнес потихоньку отходит от кризиса и число рабочих мест постепенно увеличивается и влияет на снижение числа безработных.

      
               3.3. Государственная программа снижения безработицы

      
           Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.  
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней "Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.", одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р1.

       В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

     Ключевой  задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы. 
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно - определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

     Примечательно, что в Концепции Правительство  РФ в качестве специального направления  своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.  
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как:

     - экспертная оценка последствий  вступления страны в ВТО; 

     - налоговое стимулирование новых  рабочих мест в "перспективных  отраслях экономики";

     - разработка и реализация специальных  программ повышения производительности  труда; 

     - анализ возможностей повышения занятости в "проблемных отраслях" (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности);

     - поддержка малого предпринимательства  как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так  и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства;

     - развитие социально планирования  в организациях; создание консультационных  пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

     Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

     Здесь предусмотрены территориальные  программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления  ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.

     Проблема  регулирования трудовой миграции также  выделена в отдельное направление  деятельности правительства РФ. Среди  мероприятий этого направления  следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

     В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута  задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

     В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб. 
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Разработка  основных направлений, путей и методов  сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.

     Подобный  анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы  на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.

     Новая активная политика на рынке труда  должна проводиться комплексно, сразу  по нескольким направлениям, и ориентироваться  на долгосрочный период.

     Крайне  важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.

     Не  все виды безработицы рассматриваются  экономистами как однозначно отрицательные  явления. Согласно концепции монетаристов фрикционная безработица, способствует поддержанию гибкости рынка труда, структурная безработица является признаком развития рынков и может привести к увеличению трудового потенциала. Скрытая безработица также может выполнять позитивные функции: поддержание хотя бы на минимальном уровне благосостояния людей, сохранение кадрового потенциала экономики и сдерживание массовой явной безработицы во время экономического спада. Относительно данных видов безработицы позиция должна быть всесторонней, в то время как циклическая безработица по-прежнему считается мною отрицательным макроэкономическим явлением.

     Таким образом, чтобы избежать атмосферы  напряженности в стране, вызванной  безработицей, государство должно различать  виды существующей безработицы, их причины и влияние на экономику в целом, как положительное, так и отрицательное, а также должно иметь эффективный аппарат регулирования. Что касается причин, то до сих пор не найден компромисс между представителями различных экономических школ.

     Согласно  статистическим данным за 2009 год, ситуация существенно не изменилась, по сравнению с 2008 годом уровень безработицы вырос. В связи с этим можнопредположить, что безработица в ближайшее время будет оставаться одной из главных макроэкономических проблем в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     1.Ананьев  А. Новые процессы в занятости  населения в условиях перехода  к рыночной экономике / А. Ананьев  // Вопросы экономики. – 2005.-  № 5 – 52 с.

     2. Аккерман. Е. Одни не работают, считая, что им мало платят; другие не платят, полагая, что на них плохо работают. // Экономика и Жизнь. - №29. – 2006

     3. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - №5. - 2008.

       4. Бородянский К.А. Реальный путь противодействия безработице / К.А. Бороднянский // Человек и труд. – 2007. -  № 9 – 30 с.

       5. Бузгалин А.В. Переходная экономика. / А.В. Бузгалин. -  М. -  Таурус. -  2004. – 154 с.

     6. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во "Питер", 2004.

       7. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория / В.И. Ведянин. -  Москва. -  2008. – 345 с.

       8. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период / Г. Волынский // Российский экономический журнал.- 2004. -  № 4 – 65 с.

       9. Дикаpева А.А., Социология труда. / А.А. Дикарева, И.П. Мирская, под.ред. А.А. Дикаревой. -  M.-  Высшая школа. -  2006. – 278 с.

       10. Кашепов А., Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. / А. Кашепов // Вопросы экономики. – 2005. -  № 5 – 68 с.

       11. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс”, Москва, 2005 г.

     12. Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. - 2004. №10.

     13. Миляева Л. Экономические стороны "скрытой" безработицы. // Экономист. - №7. - 2005.

     14. Плакся В. И. Безработица. - М., 2004.

     15. Прикладная экономика. Учеб. пособие. Пер. с англ. / Под редакцией Д.Ю. Тушунова. - М.: Просвещение, 2006.

       16. Попков Ю.В. Новые лишние / Ю.В. Попков // ЭКО. – 2003. - №8 – 55 с.

     17. Сабирьянова К. Макроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда / К. Сабирзянова // Вопросы экономики. – 2005. - №1 – 62 с.

       18. Сафонов А. Цена социальных долгов. / А. Сафонов // Ваше право. – 2004. - №17  – 45 с.

     19. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.

     20. Экономика труда. / Под ред. Волгина, Одегова. - М.: Экзамен, 2002.

     21. Экономика. // Под ред. Булатова А. С. - М ., 2007. С. 242.

Информация о работе Безработица в современной России и пути её ликвидации