Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:14, курсовая работа
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Факторы и основные понятия демографии
5
1.1
Основные понятия демографической науки
5
1.2
Методологические основы демографической политики
9
1.3
Факторы, влияющие на демографическую обстановку
16
Глава 2. Характеристика демографической ситуации в РФ
18
2.1
Демографическая ситуация в современной России
18
2.2
Динамика смертности населения России
21
2.3
Миграции и эмиграции
25
Глава 3. Основные направления по решению демографической проблемы
28
3.1
Цели и задачи демографической политики
28
3.2
Механизмы и этапы реализации концепции демографической политики
29
3.3
Приоритеты демографической политики в различных отраслях
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Эмпирическое исследование опирается на теорию. Само эмпирическое исследование включает два элемента: прежде всего приемы и методы сбора, а дальше анализу данных о населении, а затем - интерпретацию, то есть теоретическое осмысление полученных данных. Первый элемент относится к методам демографического анализа, а второй является предметом описательной демографии. Под описательной демографией мы понимаем тот элемент системы демографических знаний, в задание которого входит разработка принципов анализа состояния демографических процессов и их характера. Описательная демография относится к числу разделов демографии, что широко применяются в народнохозяйственной практике; комплекс характеристик населения, то есть их описание, широко применяется в разнообразных отраслях науки и практики органами государственного и планово-хозяйственного управления народным хозяйством. Описательная демография не может ограничиваться одной только констатацией того или другого уровня демографических явлений. В ее задание входит и анализ последствий сформированного (или возможного) демографического положения. Описательная демография в этом случае использует не только методы демографического анализа, но и приемы других общественных наук.
1.2 Методологические основы демографической политики
Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранять или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы населения.
По мнению Д.И. Валентея, А.Я. Кваши и других демографов, демографическую политику следует рассматривать как часть, составной элемент социально-экономической политики общества в целом. Именно социально-экономические процессы через ряд опосредствующих механизмов формируют различную интенсивность развития населения, темпы и пропорции его изменений.
Как считает О.Н. Слободчиков, в структурном плане демографическая политика выступает прежде всего как один из инвариантов общей структуры общественных отношений и соответствующих им политик, поскольку по своему строению, составу, многообразию и закономерной связи элементов является частью этой самой структуры. Это обстоятельство важно в методологическом смысле, ибо позволяет изучать структуру демографической политики под углом единства общего и особенного, прослеживая, как основные структурные элементы общей системы общественных отношений и соответствующие им политики своеобразно проявляются и варьируются на уровне демографической политики.
Основными компонентами структуры демографической политики являются: политико-демографические отношения; политико-демографическое сознание; политико-демографическая деятельность; политико-демографические институты; политико-демографические интересы; политико-демографические правовые нормы.
Отечественные демографы чаще всего выделяют три блока мер демографической политики: экономические, административно-юридические и социально-пропагандистские.
В разных странах они реализуются по-разному.
В государствах первого типа воспроизводства, характеризующихся относительно невысокими показателями естественного прироста населения, активно проводится демографическая политика, цель которой – повысить рождаемость и естественный прирост. К таким странам относятся Франция, Чехия, Венгрия, Австрия, Дания. В основном используются экономические рычаги (пособия по уходу за детьми, выделение льготных кредитов молодоженам, увеличение оплачиваемого послеродового периода и т.д.).
В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить естественный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.
Экономические рычаги демографической политики по своим возможностям и номенклатуре не ограничиваются пособиями и разного рода поощрительными выплатами (или наоборот - ограничениями выплат). Сюда входят меры, дающие возможность матерям эффективно работать в общественном производстве. Более широкое использование неполного рабочего дня или работа по скользящему графику позволяют легче совмещать в первые годы жизни ребенка уход за ним и трудовую деятельность. Один из методов поощрения рождаемости и формирования нового демографического поведения – льготы семьям с детьми, а также молодоженам.
Важный элемент политики поощрения рождаемости – увеличение объема производства и бесперебойной продажи по доступным ценам высококачественной детской одежды, обуви специально приготовленных и хорошо оформленных продуктов детского питания. Сюда можно отнести и такую форму помощи семье, как предоставление ей целевых денежных кредитов на льготных условиях для покупки жилья, предметов длительного использования. Часть таких кредитов, а чаще даже их половина, погашается при рождении первого и второго ребенка, а при рождении третьего – кредит погашается полностью.
В зарубежных странах среди экономических мер наиболее распространены разнообразные пособия и надбавки, а также налоговые льготы, причем последние теряют значение, все более уступая первенство пособиям и надбавкам, список которых весьма разнообразен. К экономическим мерам относятся также различные непрямые льготы - транспортные, жилищные, образовательные. Эти меры обычно рассматриваются в рамках более широкого контекста мер – политики благосостояния, женской эмансипации, семьи.
Система семейных надбавок, выплачиваемых по прогрессивной шкале, наиболее характерна для стран Западной Европы, причем объем их весьма значителен. Выделяются Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция.
Единовременное пособие при рождении ребенка существует во многих странах и рассматривается как часть системы социального страхования. Обычно его размер не зависит от уровня семейного дохода. В Австрии, Финляндии и Франции пособие выплачивается всем женщинам в случае рождения ими детей и независимо от размеров их страховых отчислений. Во Франции, кроме того пособие дифференцировано по очередности рождений.
Оплачиваемый отпуск по беременности и уходу за ребенком является второй основной мерой демографической политики, направленной на преодоление противоречий между материнством и внедомашней занятостью женщин. Его продолжительность, условия предоставления и оплаты существенно варьируют от страны к стране.
В системе экономических мер демографической политики особое значение имеет расширение сети и увеличение качества работы детских дошкольных учреждений. Ее деятельность можно считать удовлетворяющей требованиям общества в перспективе лишь тогда, когда любая семья может при желании сразу, без задержки определить ребенка в детский сад или детские ясли недалеко от дома или работы, будучи уверена в том, что условия ухода и воспитания там будут не хуже домашних. Большое значение имеет и снижение заболеваемости детей в детских дошкольных учреждениях, что будет не только способствовать улучшению их здоровья но и существенно уменьшать потери рабочего времени у женщин.
Важным инструментом поощрения рождаемости у женщин может быть всемерное развитие сети бытового обслуживания (например, прачечных, доставки продуктов питания на дом), повышение качества ее работы, расширение выпуска надежной и доступной бытовой техники (стиральных машин, кухонных комбайнов и т.д.), облегчающих домашний труд.
Экономические меры поощрения миграции в трудонедостаточные районы предполагают создание благоприятных условий жизни для семей с определенным числом детей, что включает не только повышение дохода, но и наиболее интенсивное развитие сферы услуг, высокий уровень обеспеченности комфортабельным жильем.
К административно-правовым мерам демографической политики относятся главным образом различные законодательные акты. Ими могут быть постановления, вводящие полный или частичный запрет абортов в медицинских учреждениях, акты понижающие или повышающие минимально допустимый законом возраст регистрации браков, ограничивающие или поощряющие миграцию в те или иные страны. Также можно назвать изменение законов о браке и семье, расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи и др.
Меры административно-юридического плана могут быть эффективны в комплексе с другими мерами демографической политики лишь на фоне общей благоприятной социально-экономической ситуации.
Как отмечают А.Б. Аничкин и С.С. Каринский, на протяжение всей второй половины ХХ в. В большинстве стран наблюдалась тенденция к расширению индивидуальных прав в демографической сфере. Это нашло свое выражение в провозглашении права индивидов решать свободно и независимо вопрос о числе детей и времени их рождения (этот принцип был принят Международной конференцией по правам человека в Тегеране в 1968 г.), в реализации вышеупомянутого права (этот принцип был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1969 г.). Ранее других из числа западных стран на путь модернизации соответствующих законодательств встали Скандинавские страны, Великобритания, Франция, США и Канада. В большинстве же других этот процесс все еще продолжается. Наиболее консервативно законодательство стран Пиринейского полуострова, где традиционно сильное влияние католических воззрений.
Главным фактором влияния брака на демографическое поведение является минимальный возраст вступления в брак. Для мужчин он варьирует от 21 года (ФРГ) до 16 лет (Великобритания); 18-летний возраст является наиболее распространенным. Для женщин возрастной ценз ниже: от 18 (большинство стран) до 14 лет (Греция). Современной тенденцией является его снижение, что интерпретируется некоторыми авторами как отражение изменений в статусе молодежи, расширения их прав, эмансипации. К примеру, в России была попытка законодательно снизить возраст вступления в брак с 18 до 14 лет.
Законодательство, регулирующее развод, в целом характеризуется тенденцией к либерализации. Но различия между странами все еще весьма велики. Но перемены в этой области законодательства происходят непрерывно и поэтому группировки стран по характеру законодательства быстро устаревают. В Ирландии и странах Пиринейского полуострова развод практически невозможен. Во Франции, Италии, Греции закон предусматривает ряд поводов, формально приводящих к разводу. В Бельгии, Финляндии, ФРГ законодательство о разводе более либерально. В Великобритании, Нидерландах, Скандинавских странах и странах Северной Америки. России достаточным поводом к разводу считается взаимное признание супругами нежелательности продолжение брака. В ряде стран (Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды) помимо развода существует также сепарация, не означающая юридического прекращения брака, но разрешающая сожительство с другим партнером, не квалифицируемое в этом случае как измена. Часто она бывает обязательным шагом, предшествующим формальному разводу.
К мерам социально-пропагандистского, воспитательного характера относят пропаганду почетности и важности материнства и отцовства, желаемого для общества числа детей в семье и т.д.
«Демографическое воспитание» населения может вестись по-разному. Один из важнейших его элементов – воспитание в семье, где во многом формируется система жизненных ценностей порастающего поколения. Другое направление – использование массовых источников информации (кино, радио, печать, телевидение) с целью пропаганды определенного типа демографического поведения.
Демографы, в частности В.М. Медков, выделяют основные принципы демографической политики к которым относят:
Принцип суверенности семьи, означающий, что сама семья (независимо от государства) имеет право принимать любые решения, затрагивающие ее жизнь, рождение или отказ от рождения детей, семейные отношения и т.д. Но, как справедливо подчеркнул В.М. Медков, принцип суверенности семьи останется пустым звуком без соответствующей экономической базы.
Принцип свободы выбора, который тесно связан с принципом суверенности семьи. Принцип свободы выбора означает наличие в обществе подлинной возможности выбирать любой тип семьи и семейного поведения, предполагает последовательное и равное применение этого принципа и в отношении семьи и личности, и в отношении общества и государства.
Принцип общественного договора. По существу этот принцип развивает и конкретизирует вышеназванные принципы. Этот принцип означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи (как социального института) и государства. Речь идет о своеобразном общественном договоре семьи и государства, который бы регулировал политические, социально-экономические, правовые и другие взаимоотношения между ними.
Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики, т.е. речь идет о том, что цели должны быть едины для всей страны и не зависят от демографической ситуации, складывающейся на отдельных территориях. Заметим, что в ряде федераций существует иная точка зрения на реализацию этого принципа.
Принцип социального участия, который означает участие в формировании и реализации социальной демографической политики трех основных субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, различных социальных и территориальных общностей и объединений государства в лице различных исполнительных и законодательных органов (федеральных, региональных, местных).
Рассматривая методологические основы демографической политики, отечественные демографы выделяют понятие «эффективность демографической политики». Ее определяют как достижение поставленных целей в исторически кратчайшие сроки с минимальными экономическими затратами при соблюдении действующих в обществе социальных норм. Цели демографической политики не должны сводится только к формированию каких-либо количественных характеристик процессов воспроизводства населения. Речь идет о создании типа воспроизводства населения с новыми качественными параметрами. Это особенно важно с учетом перспективы, ибо в отдаленном будущем при возможных больших социально-экономических изменениях параметры ряда демографических процессов (главным образом рождаемости и в меньшей мере смертности) будут по интенсивности варьировать незначительно.
Информация о работе Демографическая политика России в настоящее время