Формы организации предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:14, контрольная работа

Описание

Самостоятельным субъектом хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики, является предприятие. Оно создается для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает выпускаемую продукцию, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Содержание

I. Введение
II. Виды организации субъектов хозяйствования
III. Адаптация структур к условиям рынка
IV. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.96 Кб (Скачать документ)

П л а н:

I. Введение 

II. Виды организации субъектов  хозяйствования 

III. Адаптация структур  к условиям рынка 

IV. Заключение 

I. Введение

Самостоятельным субъектом  хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в условиях рыночной экономики, является предприятие. Оно создается  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, продает  выпускаемую продукцию, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В Российской Федерации могут  создаваться и действовать предприятия, находящиеся в федеральной собственности, государственной собственности  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, муниципальной  и частной собственности. Отношения  предприятия с другими предприятиями, организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регламентируются законодательством.

Учредительными документами  предприятия являются его устав, а также решение о его создании и договор учредителей. В уставе определяются организационно-правовая форма предприятия, органы управления и контроля, порядок распределения  прибыли и образования фондов. Прекращение деятельности предприятия  может осуществляться в виде ликвидации или реорганизации. Формами реорганизации  предприятия являются слияние, присоединение, разделение, выделение из прежней  структуры или преобразование в  иную организационно-правовую форму.

Масштабы и характер организационных  проблем, встающих перед руководителем, различаются в зависимости от размера предприятия. Например, организационные  проблемы небольших предприятий  концентрируется на разделении работ, установлении ответственности и  определении объема контроля. Предприятия  среднего размера больше заняты использование  функциональной организации, рационализацией  штата и координацией. У больших  организаций возникают проблемы децентрализации, сбалансирования  усилий различных подразделений  потере роста предприятий.

Степень вовлеченности предприятий  в рыночные формы хозяйствования во многом зависит от его нацеленности на запросы потребителей и производство конкурентоспособной продукции. Хорошо организованные предприятия более  эффективны. Если предприятие создано  и функционирует на основе современных  принципов, то и удовлетворенность  его работников результатами труда  более высокая. Нерациональная организация  требует гораздо больше времени  на решение проблем, многие из которых  порождаются самой организацией.

Деятельность предприятия  носит циклический характер. Сбои и нарушения в этой деятельности являются симптомами появления проблем  в самой организации. Важно изучать  эти симптомы, проводить изменения  и организационное регулирование, контролировать, как решаются проблемы. С этих позиций организационное  построение предприятия должно базироваться на таких принципах, как возможность  гибкого реагирования на изменения  потребностей рынка, обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений, персонифицированная ответственность  за организацию и выполнение функций  предприятия. Эти принципы должны отражаться в утверждаемом положении об организационной  структуре предприятия. Основной круг вопросов, регламентируемых указанным  положением, может быть сведен к  следующему:

- основные направления  деятельности предприятия; 

- основные функции управления  предприятием (маркетинг, организация  производства, финансы, экономика,  бухгалтерский учет, персонал, информационная  служба);

- состав обслуживающих  функций деятельности предприятия; 

- определение типа структуры  (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);

- состав организационных  звеньев предприятия, закрепляемые  за ними функции и определение  порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры  поощрения и наказания);

- выделение самостоятельных  подразделений (вспомогательных,  обслуживающих), формирование центров  прибыли; 

- определение порядка  контроля соответствия организационной  структуры направлениям деятельности  предприятия и персонификация  ответственности за выполнение  указанной функции контроля.

II. Виды организации  субъектов хозяйствования

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, действующим  с начала 1995г., юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих  формах:

Хозяйственные товарищества и общества -- это коммерческие организации  с уставным складочным) капиталом, разделенным  на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом.

Полное товарищество -- это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере - это  товарищество, в котором наряду с  участниками, осуществляющими от имени  товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько  участников-вкладчиков, которые несут  риск убытков, связанных с деятельностью  товарищества в пределах сумм внесенных  ими вкладов, и не принимают участия  в осуществлении предпринимательской  деятельности товарищества.

Общество с ограниченной ответственностью -- это учрежденное  од-ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли оп-ределенных размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью -- это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Акционерное общество -- это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) -- это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их имущественных паевых взносов.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между работниками предприятия. Имущество государственного или  муниципального унитарного предприятия  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на правах хозяйственного ведения или  оперативного управления.

Некоммерческой организацией является организация, основной целью  которой не является извлечение прибыли  и ее распределение между участниками. Некоммерческие организации могут  создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных интересов граждан  организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также  в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов, потребительских кооперативов, а  также в других формах, предусмотренных  федеральными законами.

В Российской Федерации предприятия  с иностранными инвестициями могут  создаваться и действовать в  виде:

- предприятий с долевым  участием иностранных инвестиций (совместных предприятий), а также  их дочерних предприятий и  филиалов;

- предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам (иностранных предприятий), а также  их дочерних предприятий и  филиалов;

- филиалов иностранных  юридических лиц. 

Существуют законодательные  и нормативно ориентирующие регуляторы предпринимательских отношений. При  этом за государством закрепляются такие  функции, как:

- установление нормативных  требований к содержанию и  качеству предпринимательской деятельности  и соответственно продукции, товаров,  услуг (стандарты качества, экологические,  санитарные нормативы и т. д.);

- определение процедур  ведения хозяйственных дел путем  выдачи лицензий, принятия документов о порядке осуществления хозяйственной деятельности;

- введение запретов и  санкций за отступление от  норм законода-тельства;

- осуществление контроля  и надзора за соблюдением законности  в предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство регулирует права и режимы предпринимательской  деятельности, предусматривает защиту прав, стимулирование и льготы для  предпринимателей. Наряду с созданием  экономических, правовых и организационных  условий для формирования и успешного  функционирования самых разнообразных  структур предпринимательской деятельности важнейшей функцией государства  является содействие развитию так называемой предпринимательской инфраструктуры, т.е. той среды, в которой осуществляется деловая активность. Продавцы и покупатели, работодатели и наемный персонал, кредиторы и заемщики не могут  действовать вне экономической  обстановки, политической ситуации, правовой, социально-культурной, технологической  и определенной географической среды. Среда, определяя положение предпринимателей в экономике и обществе в целом, существенно влияет на выбор той или иной организационной формы предприятия.

III. Адаптация структур  к условиям рынка

В связи с переходом  к рыночной экономике в корне  меняются задачи и характер управленческой деятельности предприятий. На первый план выходит цель максимизации прибыли, увеличения рыночной стоимости предприятий  в интересах их владельцев. Приспособление предприятия к рыночным условиям требует как изменения выполняемых  функций, так и внутренней организационной  перестройки, прежде всего дополнения организационной структуры новыми звеньями, пересмотра всей системы  распределения прав, полномочий и  ответственности. Оценка реальных потребностей рынка и собственных (наличных и  потенциальных) возможностей, ориентация на рыночный спрос -- краеугольный камень выработки стратегии предприятия и создания обеспечивающих ее организационных механизмов.

Реформирование предприятий  с целью приспособления к рынку  должно начинаться с перехода к таким  видам деятельности, как стратегическое планирование, изучение сложившихся  на рынке цен, потенциальной емкости  и насыщения рынка, выявление  конкурентов, их сильных и слабых сторон, анализ эффективности систем сбыта и снабжения, финансовое управление, анализ издержек предприятия, их структуры  и динамики.

В переходной экономике на первый план вышла проблема поиска платежеспособного покупателя и  реализации продукции в максимально  сжатые сроки, определения роли оптовых  посредников в организации сбыта. Основными каналами для решения  этой задачи стали: 1) контакты с частными посредническими структурами, готовые  взять на себя функции сбыта продукции  предприятия; 2) создание для этих целей  дочерних снабженческо-сбытовых предприятий. Большинство предприятий сохранили  свою традиционную специализацию, ориентируясь на расширение ассортимента выпускаемой  продукции, поиск новых рынков сбыта, а также выпуск новых видов  продукции в рамках существующей специализации. Важное новшество в  структуре управления предприятием -- образование специального подразделения по маркетингу. Его задача -- анализ рынка путем изучения потребительских предпочтений. Именно это создаёт основу для принятия решений о том, какую продукцию следует производить, в каких количествах, какого уровня качества.

Информация о работе Формы организации предприятий