Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы государственного регулирования торговли в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Основные цели, принципы, направления и функции государственного регулирования торговли………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования торговли……………….....19
2. Практические меры государственного регулирования торговли…...…26
2.1 Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…26
2.2 Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций…….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы и источников………………………..37
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 Принципы и содержание
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны о развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
В Российской Федерации государство
достаточно основательно регулирует деятельность
хозяйствующих субъектов на рынке.
Это проявляется в
Крупный блок отношений, регулируемых
государством, представлен объектами
предпринимательской
Важной сферой государственного
регулирования является также система
налогообложения
Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится экономическое регулирование. Стратегической целью такого регулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд. Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:
• торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтйнгента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
• торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Для того чтобы система государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов:
1.Отказ от хозяйственного
управления торговыми
2.Сведение административного
воздействия к нормативно-
3.Обеспечение равенства
субъектов торговой
4.Признание необходимости
централизации определенного
5.Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
6.Четкое разделение функций
между тремя уровнями системы
государственного
Общее содержание государственного
регулирования должно опираться
на понимание того, что на любом
уровне системы следует выполнять
предусмотренные
В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.
В связи с этим основными
задачами региональных органов государственного
регулирования должны стать: формирование
региональной торговой политики и ее
приоритетов; обеспечение реализации
общих принципов
Непосредственным
В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного управления, координирующий создание региональной торговой политики.
В связи с этим основными
задачами региональных органов государственного
регулирования должны стать: формирование
региональной торговой политики и ее
приоритетов; обеспечение реализации
общих принципов
Непосредственным
1.2 Методы государственного
Государственное регулирование
товарного обращения
Государственное регулирование
товарного обращения
• правовые нормы;
• финансово-экономические рычаги;
• защита прав потребителей;
• регулирование торговой практики.
Создавая правовые основы
для принятия экономических решений,
государство разрабатывает и
принимает законы, регулирующие права
собственности, а также предпринимательскую
деятельность, направленную на производство
и реализацию доброкачественных
товаров и услуг. Особое значение
имеют специальные
При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.
Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической власти на рынке: определение степени превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение доли фирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью которого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рынка, измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы:
где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;
52 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.
В системе финансово-