Государственное регулирование торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы государственного регулирования торговли в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Основные цели, принципы, направления и функции государственного регулирования торговли………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования торговли……………….....19
2. Практические меры государственного регулирования торговли…...…26
2.1 Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…26
2.2 Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций…….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы и источников………………………..37

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 148.48 Кб (Скачать документ)

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ

1.1 Принципы и содержание организации  государственного регулирования  торговли

 

Развитие рыночных отношений  в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это  отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе  рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости  государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя — американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны о развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.

В Российской Федерации государство  достаточно основательно регулирует деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентации  законом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимости  государственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательской  деятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др. Государство  регулирует договорно-обязательственные  отношения между предпринимателями. Эти отношения строятся не только на принципе свободы договора, но и  на принципе его законности. Законом  определяется порядок заключения, расторжения  и изменения договоров, устанавливается  ответственность за невыполнение договорных обязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельности посреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения, комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданском  кодексе РФ.

Крупный блок отношений, регулируемых государством, представлен объектами  предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательство определяет правовой режим имущества  предпринимателя, порядок его учета  и оценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значение придается регулированию  товарных отношений. Товар является центральной категорией рынка. Процесс  его продвижения от производителя  к потребителю регламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими им договорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имущества и  др.

Важной сферой государственного регулирования является также система  налогообложения предпринимательских  структур. Налоговым кодексом, соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов на федеральном, региональном и местном уровнях, установлены  ставки налогов при осуществлении  торговых, снабженческих, закупочных и  иных сделок.

Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государства становится экономическое  регулирование. Стратегической целью  такого регулирования является создание необходимых условий, при которых  можно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка  и его стратегическую безопасность. Основными задачами системы государственного регулирования торговли стали: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулирования иностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд. Идеология государственного регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группы торговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:

•    торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтйнгента и потребителей мест досрочного завоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;

•    торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.

Для того чтобы система  государственного регулирования торговли была устойчивой, она должна опираться  на взаимодействие с негосударственными структурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.

Механизм государственного регулирования должен опираться  на шесть ведущих принципов:

1.Отказ от хозяйственного  управления торговыми предприятиями  и ориентация на управление  процессами, протекающими на потребительском  рынке.

2.Сведение административного  воздействия к нормативно-правовому  регулированию.

3.Обеспечение равенства  субъектов торговой деятельности  независимо от их организационно-правовых  форм и форм собственности.

4.Признание необходимости  централизации определенного комплекса  организационно-экономических функций.

5.Четкое разграничение  макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.

6.Четкое разделение функций  между тремя уровнями системы  государственного регулирования  при сохранении на каждом из  них общего подхода к проблеме  государственного регулирования  торговли в целом.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться  на понимание того, что на любом  уровне системы следует выполнять  предусмотренные законодательством  разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке  предпринимательства, формированию и  реализации научно-технической политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования  торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и  финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной  базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного  питания, установление правил продажи  отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование  торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной  стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения  торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного  управления, координирующий создание региональной торговой политики.

В связи с этим основными  задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения  и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных  правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций  государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых  условий для повышения предпринимательской  активности в торговле; оказание избирательной  поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников нормированию и реализации научно-технической  политики и кадрового обеспечения.

В связи с общим подходом к проблеме государственного регулирования  торговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное и  финансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативной  базы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификации услуг торговли и общественного  питания, установление правил продажи  отдельных товаров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативных программ развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовые расчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемого уровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспечения участников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.

Территориальное регулирование  торговой деятельности должно исходить из того, что его механизм, с одной  стороны, должен обеспечивать реализацию принципов совместного ведения  торгового обслуживания, а с другой — формировать особый орган индикативного  управления, координирующий создание региональной торговой политики.

В связи с этим основными  задачами региональных органов государственного регулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ее приоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения  и разработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности на региональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основе нормати-* вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля за соблюдением прав потребителей.

Непосредственным организатором, координатором и исполнителем функций  государственного регулирования торговли является муниципальный уровень. Он должен обеспечить создание необходимых  условий для повышения предпринимательской  активности в торговле; оказание избирательной  поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельности всех участников торгового  оборота; рациональное размещение торговых объектов по территории муниципального образования.

 

1.2 Методы государственного регулирования  товарного обращения

 

Государственное регулирование  товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.

Государственное регулирование  товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно  объединить в четыре группы:

•    правовые нормы;

•    финансово-экономические рычаги;

•    защита прав потребителей;

•    регулирование торговой практики.

Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и  принимает законы, регулирующие права  собственности, а также предпринимательскую  деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных  товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные  акты, обеспечивающие равные возможности  для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации  с 1991 г. действует федеральный закон  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольное  законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним  фирмам. В современном мире оно  чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.

При этом уровень предельно  допустимой монополизации на рынке  определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются  санкции, — 35% рынка.

Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистической  власти на рынке: определение степени  превышения рыночными ценами предельных издержек, определение доли прибыли  в выручке (валовом доходе), определение  доли фирмы на товарном рынке. В последнем  случае применяется индекс Херфиндаля, с помощью которого оценивается  уровень концентрации рынка: сначала  доли рынка, измеренной в процентах  поставок каждой фирмы для продажи  на данном рынке, затем последующего суммирования возведенных в квадрат  долей рынка каждой фирмы:

где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;

52 — доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

В системе финансово-экономических  рычагов одной из центральных  проблем воздействия на рынок  является государственное регулирование  цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода  относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает  правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые  товары и услуги. Во всех странах  с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие  со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого  регулирования цен и путем  наблюдения (контроля) за ценами. Административному  контролю со стороны государства  подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, по-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся  в настоящее время система  регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов, как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.

Информация о работе Государственное регулирование торговли