Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболее сложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основы государственного регулирования торговли в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Основные цели, принципы, направления и функции государственного регулирования торговли………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования торговли……………….....19
2. Практические меры государственного регулирования торговли…...…26
2.1 Регулирование торговли на федеральном и региональном уровнях…26
2.2 Регулирование торговли на уровне предприятий и организаций…….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы и источников………………………..37
Обратимся теперь к опыту регулирования цен в России в последние годы (1992–1997).
Прежде всего следует отметить, что с самого начала реформ сколько-нибудь ясного представления о целях и методах государственного регулирования цен применительно к происходящей трансформации экономики у руководства страны не было, так как отсутствовали теоретические разработки по этому вопросу.
Показательно, что в законах по естественным монополиям, принятых уже в 1995 г., среди основных терминов термин «государственное регулирование» отсутствовал.
На практике же осуществлялось следующее. В течение 1992–1995 гг. субъектами государственного регулирования выступали различные органы: правительство, министерства и ведомства, комитет цен (до его упразднения), специальные службы и др. Наиболее характерными для изменения субъектов регулирования являются две тенденции:
1) снижение уровня регулирования, т.е. передача (полная или частичная) этой функции субъектам Федерации и последними – муниципально-территориальным органам; 2) отказ от регулирования цен министерствами и ведомствами и закрепление его за особыми, специально созданными федеральными органами.
Необходимость передачи полномочий на регулирование цен специальным органам объясняется злоупотреблениями министерств и ведомств своим правом устанавливать цены (тарифы), что проявлялось в завышении цен. Однако затратный характер ценообразования с введением регулирования не уменьшился, как следовало ожидать, а еще более вырос. В 1995 г. состоялась передача специальным органам прав по регулированию цен на продукцию естественных монополий. Ранее многие решения министерств и ведомств, например, о размере коэффициентов повышения цен, подлежали утверждению правительством и, следовательно, ответственность за повышение цен лежала на нем. С другой стороны, опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, по сравнению с ценами на продукцию других отраслей, был вызван в значительной мере правительственной налоговой политикой. Дело в том, что установление акцизов, НДС и их частые пересмотры в сторону повышения предусматривались в соответствующих решениях правительства.
Изменится ли что-то в практике
ценообразования после
В течение рассматриваемого периода в общем товарообороте страны происходило повышение доли товаров, цены на которые определялись хозяйствующими субъектами самостоятельно, т.е. были свободными. Переход к свободным ценам на потребительские товары и особенно бытовые услуги по сравнению с товарами производственно-технического назначения происходил значительно быстрее. В результате доля товаров с регулируемыми ценами непрерывно снижалась. Указом Президента РФ «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.95 г. было предусмотрено: «осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий». Оборот продукции в стране по методу ценообразования стал подразделяться на: оборот по свободным ценам; оборот по регулируемым государством ценам (например услуги естественных монополистов); продажу услуг и некоторых товаров, цены на которые регулируются муниципальными органами (тарифы на бытовые услуги, плата за жилье, проезд на городском транспорте и некоторые другие); закупки значительного числа видов сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам; продажу по лимитным ценам материально-технических ресурсов и услуг сельскому хозяйству; оборот по фиксированным ценам.
В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным
2. Установление для
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых фиксированных цен.
5. Установление для предприятий-
6. Ограничение уровня
7. Установление
8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
9. Установление коэффициентов
повышения цен с целью
10. Рекомендации по применению
единой номенклатуры издержек
производства и обращения, а
также единого порядка
11. Декларирование повышения свободных цен.
На продукцию монополистов в качестве основных форм регулирования устанавливались фиксированные цены, коэффициенты повышения цен, предельные уровни рентабельности производства, цены, дифференцированные по отраслям, а также декларировалось повышение свободных цен. В течение 1992–1997 гг. роль и соотношение различных форм регулирования цен изменялись. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%; одновременное использование первой и второй форм – 20%; дотации из местных бюджетов и установление предельных уровней цен – незначительный процент.
Из опыта государственного регулирования цен в России за последние годы можно сделать следующие выводы.
1. С самого начала либерализации
цен отсутствовало четкое
2. Государственное воздействие
на цены носило противоречивый
характер: с одной стороны, оно
было направлено на
3. Учитывая невозможность создания в ближайшие годы конкурентного рынка, отказ государства от усиления регулирования цен означает развитие стихийного ценообразования, заключающего в себе возможность роста инфляции по сравнению с регулируемым рынком, предполагающим сочетание прямых административных методов регулирования цен с косвенными, т.е. экономическими.
Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности (к себестоимости) оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к увеличению затрат и росту издержек, понижению качества товаров, в результате чего объемы производства и инвестиционная активность снижались, а налоговые поступления сокращались.
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, железнодорожный транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
Именно поэтому в названных отраслях имеются многочисленные нарушения установленного порядка ценообразования, завышения затрат, включение в цены и тарифы необоснованных издержек. Темпы роста цен и тарифов этих отраслей значительно превышают темпы роста цен на промышленную продукцию.
Так, при увеличении сводного индекса оптовых цен по отраслям промышленности за период с января 1993 по январь 1994 г. в 8,2 раза, тарифы на железнодорожный транспорт за этот период возросли в 18,6 раза, на электроэнергию – в 13,8 раза, на тепловую энергию – в 14,8 раза.
Поэтому с 1 января 1994 г. на продукцию предприятий-монополистов установлены свободные цены. При выявлении монопольного их завышения применяются меры, предусмотренные антимонопольным законодательством. Выявление и пресечение злоупотребления предприятий-монополистов свободными ценами обеспечивается возможностями действующего законодательства. В частности. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает изъятие товаров из обращения с целью повышения цен. Такие действия хозяйствующего субъекта оцениваются как проявление монополистической деятельности и относятся к злоупотреблению доминирующим положением на рынке.
Для пресечения монополистической деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынках. Министерством по антимонопольной политике РФ введены «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен». В соответствии с этими рекомендациями выявление злоупотреблений и доказательства применения монопольных цен осуществляются на основе анализа рынков, динамики цен, издержек и прибыли.
С 1 мая 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.04.94 г. «О мерах по совершенствованию системы тарифов на электроэнергию» тарифы на электроэнергию утверждаются региональными энергетическими комиссиями; в частности, на коммунально-бытовые нужды населения тарифы устанавливаются не выше себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в регион и рентабельности к себестоимости в размере 5%.
Сегодня уже можно сказать,
что одномоментный скачок в рынок
в нашей стране не получился, и
необходима кропотливая работа по формированию
рынка, конкурентной среды и конкурентного
ценообразования, включая создание
соответствующей
В России все еще нет закона о ценообразовании, который бы создавал законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенных новой конституцией к ведению РФ. Такие законы действуют во многих странах с развитой рыночной экономикой и уже приняты в некоторых странах ближнего зарубежья.
В документах Правительства
РФ о дальнейшем развитии реформ и
стабилизации экономики России почти
нет упоминания о ценовой политике.
Одной из важнейших и острейших
проблем отводится явно третьестепенная
роль. Отсутствуют правила поведения
партнеров при монопольном
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную стабильность цен, делает невозможным для отдельного производителя или посредника произвольное резкое повышение цен. Строго говоря, в этих странах практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию и отдельные, социально значимые товары и услуги (в Англии – молоко, в Японии – рис и т.д.).
В обозримом периоде выпуск основных базовых видов продукции производственно-технического назначения (металла, химической продукции и др.) сохранит монопольный характер без реальных конкурентных ограничений роста цен. Еще больше обостряется положение с монопольным ростом цен, когда происходит приватизация технологически взаимосвязанных производств (комбинатов, комплексов) по частям. Вместо одного крупного монополиста образуется несколько средних и мелких, и каждое приватизированное производство (отделение, цех и др.) устанавливает монопольные цены со своей прибылью на полуфабрикат, узлы, детали, услуги, что приводит к раскрутке цен на конечную продукцию.
Поэтому, не создав конкурентного ценообразования, правительство, по-видимому, поторопилось с отменой с 1 января 1994 г. государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов, осуществлявшегося в 1992–1993 гг.
Правда, по продукции естественных монополий (железнодорожный транспорт, электроэнергия, связь, газ) применяется государственное регулирование цен.
Несколько по-иному обстоят дела в регионах. Там к монополистам было отнесено большинство молокозаводов, хлебопекарных предприятий, предприятий, обеспечивающих водоснабжение и предоставляющих услуги связи. Регулирование в регионах цен на монопольную продукцию в определенной степени способствовало ограничению роста цен на эти виды товаров и услуг и позволило обеспечить контроль за ценами и наблюдение за их динамикой в условиях отсутствия конкуренции на рынках. Так, распоряжением Правительства г. Москвы от 05.07.97 г. № 585-РЗП определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях усиления государственного влияния на создание оптимальной системы цен, позволяющей сочетать интересы государства, производителя и потребителя, в хозяйственную практику следовало бы ввести две формы соглашений.
Первая – трехсторонний договор между правительством, профсоюзами и предприятиями, предусматривающий обязательства и ответственность сторон по допустимому росту цен и зарплаты, социальной защите населения. Вторая форма – договоры на уровне хозяйственных субъектов с учетом стратегии их развития, конъюнктуры рынка, возможных цен реализации и их соотношений с допустимым ростом цен по первому соглашению.
Наиболее целесообразным является заключение по технологической цепочке ценовых соглашений, предусматривающих двусторонние или многосторонние связи нескольких изготовителей продукции с учетом конечного спроса. Например, производство чугуна – производство стали – производство проката – производство заготовок (литье, поковка, штамповка), комплектующих изделий, узлов, деталей – производство машин, оборудования и приборов; с/х – производство продуктов питания – торговля. Ценовые соглашения могут заключаться также между производствами и предприятиями, заинтересованными во взаимных поставках продукции, например, между предприятиями электроэнергетики и алюминиевой промышленности. При этом стороны согласовывают формы, методы и сроки регулирования цен, а также взаимный обмен информацией по уровню затрат, размерам прибыли и направлением ее использования. Эта вторая форма соглашения должна быть основной.
Широкое использование условных договоров могло бы превратить инфляцию с непредсказумыми результатами, какой она сейчас является, в управляемый процесс.
Идея ценовых соглашений может быть реализована только при условии, что каждый руководитель предприятия будет иметь информацию о ценовых намерениях всех своих поставщиков.