Государство- многофункциональная политическая организация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:59, лекция

Описание

Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа исходной, базовой категории “государство”. Несмотря на то, что о государстве написано множество книг и статей, в современной политической мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира

Работа состоит из  1 файл

Глава 2 ГОСУДАРСТВО.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

Глава 2 ГОСУДАРСТВО  — МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА  

Рассмотрение  всего комплекса проблем теории государственного управления следует  начать с анализа исходной, базовой  категории “государство”. Несмотря на то, что о государстве написано множество книг и статей, в современной  политической мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая  актуальность связана главным образом  с усилением практической роли государства во всех сообществах мира. Наблюдается активизация всех функций государства: политической, экономической, социальной и культурологической; возрастает его влияние на процессы современной модернизации обществ. Всеобщая известность понятия “государство” , превращение этого понятия в элемент обыденного политического сознания вовсе не означает, что научное знание о государстве стало исчерпывающим, по крайней мере, для современного исторического этапа. Известное еще не есть познанное.

Современные представления о государстве  не менее противоречивы, чем те, которые  существовали в начале века. Из-за сложности и запутанности вопроса то, о чем спорили политики и теоретики в прошлом: о происхождении государства, о его роли и соотношении с обществом, остается предметом научных (да и политических) дискуссий и поныне.   

1. Два подхода к  определению понятия  государства  

Из многих определений государства, встречающихся  в научной литературе, можно выделить два. Первое характеризует государство  в самом широком смысле: как  высшую форму организации человеческих сообществ; как политический союз людей, подчиненных единой верховной власти; как форму организации, имеющей  главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека /1/. В соответствии с другим пониманием, государство — это система  политических и правовых связей и  отношений между людьми, регулирующих общезначимые виды их поведения и  деятельности. Иначе сказать, это  — политико-правовой институт, а  точнее, система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Позиция, акцентирующая институциональную сторону государства, наиболее четко выражается в сведении его к системе норм, определяющих поведение людей в обществе. Так, испанский политолог Л. Санистебан пишет: в действительности государство “не больше, чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временныхусловиях” /2/.

Понимание государства  как высшей формы политической организации  общества, как политического союза  людей не исключает его институциональности  и нормативно-правовой основы регулирования  социального поведения людей. Коренная черта государства — публичная  власть, непосредственно с населением не совпадающая. Однако государство  не сводится ни к системе юридических  норм, ни к определенному типу нормативно регулируемого поведения, ни, наконец, к публичной власти. Схватывая  “действительность государства  лишь частично, — отмечает профессор  А. Венгеров, — эта абстракция ошибочно претендует на полное отображение государства  во всей его многогранности. Между  тем такое отображение невозможно также без характеристики государства как определенной коллективности, ассоциации, интегрируемой публично-властными отношениями и институтами /З/. Именно оно и позволяет представить современный образ государства со всеми его социально-политическими признаками и регулирующими институтами. Современное государство характеризуется определенной, государствообразующей социальной общностью людей, включающей:нацию или многонациональное объединение, совокупность классов, других социальных групп и слоев. Национальные и социальные группы в рамках государственной политической формы организации интегрируются в единый народ данной страны, обретающий общие существенные черты образа жизни, общественного сознания и психологии. Этнонациональная и социально-классовая структура сложившегося сообщества — один из главных факторов, определяющих устройство государства.

Государство — территориальная организация  общества, характеризующаяся своим  социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, составляет среду для жизнедеятельности  данного сообщества. Политическое — в смысле пространственных границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также общих для всех районов данной страны правового и информационного пространств. Политическому государственному союзу присущи общая культурная среда, общий язык (или языки), а также во многих случаях единая религия.

Государство, в его широком понимании, как  политический союз и высшая форма  социальной организации людей пронизывает  все существенные стороны жизнедеятельности  общества и отождествляется с  ним, выступая в качестве исторически  сложившейся объективной формы  своего существования. Например, мы говорим: Российское государство, имея в виду Россию — страну, не существующую вне  государства. История человечества — череда сменяющихся по воле господствующих классов политических группировок  и лидеров, типов государств и  правящих режимов. Однако государство  как универсальная политико-правовая форма бытия общества, как союз людей, живущих на определенной территории, объединенный некоторыми общими экономическими связями и формами культуры, оставалось. Даже такие коренные перевороты в истории, как революции 1848 г. во Франции и Октябрьская; 1917 г. в России не сокрушали и не ставили своей целью уничтожать государство, а лишь качественно изменяли .существовавшие тогда в этих странах типы государственного устройства общества. Характерно, что в энгельсовской утопии об “отмирании государства” в “коммунистическом будущем” предполагалась не отмена государства, а естественный процесс угасания; его функций как аппарата управления людьми и замена организацией управления вещами.

Будучи универсальной  всеобщей формой организации общества, государство выступает в качестве субъекта и объекта самоуправления и управления. Как саморегулирующаяся социальная система государство  — субъект самоуправления. Определение  государства в качестве субъекта управления предполагает его понимание  не в смысле объективной универсальной  формы организации общества, а  в более узком его толковании — как политико-правового института, как выделенного из общества аппарата управления. Такой подход способствует вычленению из всего государственно-организованного  общества его ядра — структуры, являющейся субъектом управления. А именно: публичной и легитимной (нормативно выраженной) властной силы общества (Г. Атаманчук). Эта сила представлена, основными органами государства: законодательной власти, исполнительной власти (правительственным аппаратом, административной и финансовой системами, вооруженными силами, правоохранительными и карательными органами, разведывательными организациями и др.), судебной власти.

Государство как политико-правовой институт (система  государственных органов) не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющей от имени общества публичную  власть и управление людьми. Попытки  втиснуть все многообразие общественной жизни в прокрустово ложе государственных  институтов, как известно, — типологическая черта тоталитарных режимов. Государство  не должно поглощать гражданское  общество. Понятие “гражданское общество”  тесно связано с понятием “государство”, поскольку они характеризуют  различные, но взаимодополняющие стороны  глобального общества как единого  организма. Гражданское общество включает совокупность политических и неполитических саморегулирующихся видов деятельности и отношений — производственно-экономических, социальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу государства. Гражданское общество на современном этапе человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, социальными, правовыми, духовными отношениями между людьми. Это — совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную жизнь граждан, удовлетворение их групповых и индивидуальных потребностей и интересов. На его базе функционирует демократическое государство, являясь официальным выражением гражданского общества, сферой выявления, регулирования и защиты общих интересов социальных групп и граждан.

'В контексте  теории государственного управления  на первый план выдвигается  проблема функций современного  государства.

Именно проблема, в полном значении этого понятия, проблема, над разрешением которой  трудились многие политические мыслители  прошлого и которая остается предметом  острых дискуссий политиков и  теоретиков современности.

Функции государства  — это сложившиеся направления  его деятельности в важнейших  сферах общественной жизни, в которых  реализуются и конкретизируются сущность и роль государства в  обществе. Функции суть обобщенные, более или менее однородные виды целенаправленного воздействия  на общество. Они обусловливаются  его историческими типами и конкретно-историческими  этапами развития данной общественной системы. В функциях проявляются  и объективируются присущие данному  типу государства особенности и  закономерности развития, состояние  и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и  отношений /4/. Отсюда исторический характер функций государства, их видов и  содержания, свойственных конкретным государственным системам.

Бывшее советское  государство характеризовалось  функциями, обеспечивающими решение  задач создания коллективистского  социального строя (хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и др.). Нынешнее Российское государство преследует иные цели — осуществить капитализацию  страны, перестроить систему социально-экономических  и других общественных отношений  на основе принципов либеральной демократии. Соответственно качественно изменились его специфические функции. Одна из важнейших, новых для нашего общества, — реформирование экономики, превращение ее в рыночную.

В функциях государства  находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных  социальных групп) и реализуются  задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства.

В свое время  К. Маркс писал в “Капитале”, что государство в классово-антагонистическом  обществе решает задачи двоякого рода: “выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и  специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами  и народными массами” /5/. Это положение классика сохраняет теоретическое значение для анализа современности. Мировая практика и политическая литература показывают, что современное государство как политико-правовой институт продолжает выполнять традиционную функцию инструмента классового господства. Правящая элита и сегодня формируется в большинстве своем из числа сильных мира сего. О государстве как господстве людей над людьми, опирающемся на легитимное насилие, писал в начале XX в. немецкий социолог М. Вебер. Вместе с тем диапазон функций государства значительно расширился, что связано с изменением его социальной природы и превращением в реальный политический союз граждан, а также в фактического представителя-большинства населения конкретной страны. Современное демократическое государство осуществляет широкий круг деятельности, выходящий за пределы интересов отдельных классов, в том числе господствующих. Оно занимается решением общественно-политических проблем, регулированием и преодолением социально-экономических противоречий и конфликтов, включая межклассовые. “Не каждый конфликт, —писал бывший канцлер ФРГ В. Брандту —- является тем, что называли и называют “классовым вопросом”. Но это понимание не вытесняет осознание того, что “мы все же до; известной степени классовое общество” и “давно проводим в обществе социальную политику, имеющую целью уменьшить классовые противоречия и различия”/7/.

Государство в современном обществе — это  самостоятельный организм, воздействующий на все стороны общества. В его  деятельности заинтересованы не отдельные, а все социальные группы, хотя требования, предъявляемые к этой деятельности, социальные ожидания у различных групп, конечно, различные. Скажем, консервативные круги экономически господствующих групп не заинтересованы в усилении роли государства в экономической сфере, равно как и в социальной. Напротив, малообеспеченные массы выступают за более жесткий и широкий государственный контроль во всех областях общественной жизни.

В современных  индустриальных и постиндустриальных общественных системах государство  превратилось в многофункциональную, относительно самостоятельную (с широким  диапазоном самостоятельности) систему  политико-административных институтов, социально-экономических и социокультурных  организаций.

Политическая  и юридическая науки из всего  многообразия функций, выполняемых  государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период /6/. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).

Какие же функции  можно отнести к основным, присущим современному государству, в том  числе Российскому? Оговоримся, что  в конкретных государственных системах они обретают свои специфические  модификации.

Прежде всего функция обеспечения единой государственной власти в обществе.Государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Как система социальных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции —- свода правовых законов и образцов институтов.

Другая важнейшая  функция — управленческая. Государство — управляющая система. Его институты (высшие и региональные органы законодательной и исполнительной власти) осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности государственных институтов зависят от типа государства. Об этом пойдет речь в дальнейшем.

Информация о работе Государство- многофункциональная политическая организация общества