Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:59, лекция
Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа исходной, базовой категории “государство”. Несмотря на то, что о государстве написано множество книг и статей, в современной политической мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира
Глава 2 ГОСУДАРСТВО
— МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа исходной, базовой категории “государство”. Несмотря на то, что о государстве написано множество книг и статей, в современной политической мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира. Наблюдается активизация всех функций государства: политической, экономической, социальной и культурологической; возрастает его влияние на процессы современной модернизации обществ. Всеобщая известность понятия “государство” , превращение этого понятия в элемент обыденного политического сознания вовсе не означает, что научное знание о государстве стало исчерпывающим, по крайней мере, для современного исторического этапа. Известное еще не есть познанное.
Современные
представления о государстве
не менее противоречивы, чем те, которые
существовали в начале века. Из-за сложности
и запутанности вопроса то, о чем спорили
политики и теоретики в прошлом: о происхождении
государства, о его роли и соотношении
с обществом, остается предметом научных
(да и политических) дискуссий и поныне.
1.
Два подхода к
определению понятия
государства
Из многих
определений государства, встречающихся
в научной литературе, можно выделить
два. Первое характеризует государство
в самом широком смысле: как
высшую форму организации человеческих
сообществ; как политический союз людей,
подчиненных единой верховной власти;
как форму организации, имеющей
главной целью выражение единой
воли, обеспечение общих интересов,
а также защиту прав и свобод человека
/1/. В соответствии с другим пониманием,
государство — это система
политических и правовых связей и
отношений между людьми, регулирующих
общезначимые виды их поведения и
деятельности. Иначе сказать, это
— политико-правовой институт, а
точнее, система особого типа социальных
институтов, образующих организацию политической
власти. Позиция, акцентирующая институциональную
сторону государства, наиболее четко выражается
в сведении его к системе норм, определяющих
поведение людей в обществе. Так, испанский
политолог Л. Санистебан пишет: в действительности
государство “не больше, чем определенный
тип юридически регулируемого социального
поведения, существующий в конкретных
пространственно-
Понимание государства
как высшей формы политической организации
общества, как политического союза
людей не исключает его
Государство — территориальная организация общества, характеризующаяся своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества. Политическое — в смысле пространственных границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также общих для всех районов данной страны правового и информационного пространств. Политическому государственному союзу присущи общая культурная среда, общий язык (или языки), а также во многих случаях единая религия.
Государство,
в его широком понимании, как
политический союз и высшая форма
социальной организации людей пронизывает
все существенные стороны жизнедеятельности
общества и отождествляется с
ним, выступая в качестве исторически
сложившейся объективной формы
своего существования. Например, мы говорим:
Российское государство, имея в виду
Россию — страну, не существующую вне
государства. История человечества
— череда сменяющихся по воле господствующих
классов политических группировок
и лидеров, типов государств и
правящих режимов. Однако государство
как универсальная политико-
Будучи универсальной
всеобщей формой организации общества,
государство выступает в
Государство как политико-правовой институт (система государственных органов) не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющей от имени общества публичную власть и управление людьми. Попытки втиснуть все многообразие общественной жизни в прокрустово ложе государственных институтов, как известно, — типологическая черта тоталитарных режимов. Государство не должно поглощать гражданское общество. Понятие “гражданское общество” тесно связано с понятием “государство”, поскольку они характеризуют различные, но взаимодополняющие стороны глобального общества как единого организма. Гражданское общество включает совокупность политических и неполитических саморегулирующихся видов деятельности и отношений — производственно-экономических, социальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу государства. Гражданское общество на современном этапе человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, социальными, правовыми, духовными отношениями между людьми. Это — совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную жизнь граждан, удовлетворение их групповых и индивидуальных потребностей и интересов. На его базе функционирует демократическое государство, являясь официальным выражением гражданского общества, сферой выявления, регулирования и защиты общих интересов социальных групп и граждан.
'В контексте
теории государственного
Именно проблема, в полном значении этого понятия, проблема, над разрешением которой трудились многие политические мыслители прошлого и которая остается предметом острых дискуссий политиков и теоретиков современности.
Функции государства — это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которых реализуются и конкретизируются сущность и роль государства в обществе. Функции суть обобщенные, более или менее однородные виды целенаправленного воздействия на общество. Они обусловливаются его историческими типами и конкретно-историческими этапами развития данной общественной системы. В функциях проявляются и объективируются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений /4/. Отсюда исторический характер функций государства, их видов и содержания, свойственных конкретным государственным системам.
Бывшее советское
государство характеризовалось
функциями, обеспечивающими решение
задач создания коллективистского
социального строя (хозяйственно-организаторской,
культурно-воспитательной и др.). Нынешнее
Российское государство преследует
иные цели — осуществить капитализацию
страны, перестроить систему социально-
В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных социальных групп) и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства.
В свое время
К. Маркс писал в “Капитале”,
что государство в классово-
Государство в современном обществе — это самостоятельный организм, воздействующий на все стороны общества. В его деятельности заинтересованы не отдельные, а все социальные группы, хотя требования, предъявляемые к этой деятельности, социальные ожидания у различных групп, конечно, различные. Скажем, консервативные круги экономически господствующих групп не заинтересованы в усилении роли государства в экономической сфере, равно как и в социальной. Напротив, малообеспеченные массы выступают за более жесткий и широкий государственный контроль во всех областях общественной жизни.
В современных
индустриальных и постиндустриальных
общественных системах государство
превратилось в многофункциональную,
относительно самостоятельную (с широким
диапазоном самостоятельности) систему
политико-административных институтов,
социально-экономических и
Политическая и юридическая науки из всего многообразия функций, выполняемых государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период /6/. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).
Какие же функции можно отнести к основным, присущим современному государству, в том числе Российскому? Оговоримся, что в конкретных государственных системах они обретают свои специфические модификации.
Прежде всего функция обеспечения единой государственной власти в обществе.Государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Как система социальных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции —- свода правовых законов и образцов институтов.
Другая важнейшая
функция — управленческая. Госу
Информация о работе Государство- многофункциональная политическая организация общества