Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:59, лекция
Рассмотрение всего комплекса проблем теории государственного управления следует начать с анализа исходной, базовой категории “государство”. Несмотря на то, что о государстве написано множество книг и статей, в современной политической мысли отмечается повышенный интерес к этой проблеме. Теоретическая актуальность связана главным образом с усилением практической роли государства во всех сообществах мира
Не менее важная функция государства — интегративная. Она реализуется на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, сплачивая их в народ как государствообразующую общность. Основу социально-политического единства народа составляют общие государственные интересы, общепризнанные ценности и цели. Выражение и защита их придает государству и его деятельности политический характер.
Государство
осуществляет экстракционную и дистрибутивную
деятельность, т.е. его институты
и организации занимаются добыванием
экономических и других ресурсов,
необходимых для своего функционирования,
и распределением и перераспределением
ресурсов, благ, услуг и символических
ценностей (званий, классификаций и
пр.). Отсюда хозяйственно-
создание
необходимых условий для
Одна из главных функций современного государства — содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах:
поддержание
на соответствующем уровне систем образования,
здравоохранения, науки и духовной
культуры. В ряде литературных источников
она именуется культурно-
Важнейшая функция государства — защита данного общества от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) факторов. Речь идет об обеспечении внутренней безопасности членов общества, а также о военной, экономической, информационной, идеологической, экологической, технотронной и др.
Наконец, современное государство существует не в социально-политическом вакууме, а в окружении международного сообщества. Создание благоприятных, с точки зрения государственных интересов, условий международных связей и сотрудничества страны с международным сообществом — весьма значимая функция, успешная реализация которой гарантирует нормальную жизнедеятельность страны и государства.
Отмеченные
функции характеризуют
а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке государственных решений; б) нормотворчество (разработка норм и правил); в) применение норм и правил; г) контроль
за соблюдением
норм и правил членами государственного
аппарата; д) политическая и административная
управленческая коммуникация. В совокупности
названные конверсионные
Набор функций
государства определяет его структуру
как системы институтов и организаций.
Поскольку анализ государственных
структур впереди, отметим здесь
лишь один момент. А именно: разделение
государственных институтов и органов
на три группы: 1) непосредственно
осуществляющие властные функции (в
том числе правоохранительные органы);
2) институты, обеспечивающие разнообразные
виды внешней безопасности; 3) система
институтов и органов политического
руководства и
Итак, краткий
анализ функций государства
2.
Конкурирующие концепции
о роли государства
в управлении обществом
Американские
авторы монографии “Эффективность государственного
управления” называют “извечным
вопросом” в политической науке
и практике вопрос о роли, которую
органы государственного управления призваны
играть в обществе в целом/8/. Актуальность
вопроса для нашей страны также
очевидна, что обусловлено конкретно-
Современный
мир представляет собой калейдоскоп
общественно-политических систем и
цивилизаций. Широко известные в
международном политическом языке
понятия “Восток-Запад”, “Север-Юг”
— не идеологические термины, а вполне
содержательные категории, отражающие
и нынешнюю реальность. В пространстве
этих мировых противоположностей можно
встретить причудливое
Либеральная
концепция сформировалась в лоне
либеральной идеологии —
Традиционные принципы либерализма (главным образом либеральной политической демократии) в XX в. модифицировались. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, либералы в то же время стали подчеркивать целесообразность определенного вмешательства государства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения кризисных и конфликтных ситуаций. Впервые этот новый взгляд на роль государства сформулировал английский экономист Дж. Кейнс (1919 г.). Суть его концепции — обоснование государственного регулирования капиталистической экономики как метода воздействия государства на экономику с целью обеспечения бесперебойного ее функционирования в рамках неизменной системы капиталистических общественных отношений. “Нашей конечной целью, — писал Дж. Кейнс, — может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем” /9/. Дж. Кейнс в качестве основной сферы государственного регулирования рассматривал рыночные отношения.
Учение английского экономиста, объявленного спасителем капитализма, было на практике реализовано президентом США Ф. Рузвельтом в его “Новом курсе”, позволившем стране преодолеть “Великую депрессию” (1929-1933). Д. Неру в своем “Взгляде на всемирную историю” назвал “Новый курс” “великим, увлекающим воображение экспериментом”. “Практически Рузвельт в значительной мере, — писал Д. Неру, — устанавливает контроль государства над промышленностью...” “На деле его меры носят характер государственного социализма,регулирующего рабочий день и условия труда, контролирующего промышленность и предотвращающего “губительную” конкуренцию” /10/.
По мере оживления
американского бизнеса
Идеологической и политической реакцией на появившуюся в Европе в условиях мирового кризиса тенденцию контроля государства над экономическими и социальными процессами в виде “социалистического планирования” была работа лауреата Нобелевской премии Ф. Хайека “Дорога к рабству”, изданная в Чикаго в начале 40-х гг. Ее можно считать манифестом либерализма XX в. и антисоциализма. Характерно, что свою книгу Ф. Хайек называет политической.
Либерализм,
писал автор, — это цивилизация,
основанная на принципах индивидуализма.
“Его основной чертой является уважение
к личности как таковой, т.е. признание
абсолютного суверенитета взглядов
и наклонностей человека в сфере
его жизнедеятельности” /11/. Он противоположен
социализму и иным формам коллективизма.
Спонтанные и неконтролируемые усилия
индивидов “составляют
“Основополагающий принцип” либерализма заключается в том, что, организуя ту или иную область жизнедеятельности, мы должны максимально опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению” /10/. Не создавать целенаправленно, например, конкуренцию, а принимать социальные институты такими, какие они есть. Принцип — лучше использовать потенциал спонтанных сил, заключенных в свободном обществе, механизм безличного свободного рынка нельзя заменять, как стремятся сделать социалисты, “коллективным” и “сознательным” руководством, направляющим движение всех социальных сил к заранее заданным целям” /13/. Свобода и централизованная плановая экономика несовместимы. Либерализм — это идея, отвергающая регламентацию экономической общественной жизни, не признающая необходимость создания рациональной системы", в рамках которой будут протекать различные процессы деятельности, направляемые индивидуальными планами ее участников. Вопрос сводится не к необходимости разумного выбора типа организации общества, разъяснял Ф. Хайек, что либералы признают, а к неприемлемости централизованной организации и управления всеми процессами деятельности. Либералы решительно возражают против замены конкуренции координацией “сверху”. Конкуренция — лучший способ управления деятельностью индивидов; она позволяет обойтись без “сознательного общественного контроля”; исключает вмешательство в экономическую жизнь и допускает лишь “иногда” “определенные действия” со стороны правительства, способствующие развитию конкуренции. Централизованное (читай: государственное) планирование и конкуренция несовместимы, — это альтернативные принципы решения одной и той же проблемы” /14/.
И как общий теоретический вывод звучит тезис автора: тенденция к монополии и планированию не есть результат каких бы то ни было обстоятельств, а продукт пропаганды определенного мнения, ставшей доминантой политики /15/.
Отрицание общественного, государственного регулирования экономики и других действий “атомизированных” индивидов приводит либерала Ф. Хайека к отказу от таких понятий, как “социальные цели”, “общественные задачи”, “общий интерес” и др. “Легко видеть, — подчеркивает автор, — все эти понятия не содержат ни необходимого, ни достаточного обозначения конкретного образа действия” /16/.
Итак, либеральная
концепция отвергает
Неолиберальная
концепция подвергается критике
в американской политико-экономической
литературе. Тенденция к монополии
и планированию, обусловленная, вопреки
пониманию Ф. Хайека, объективными потребностями
современного научно-технического прогресса,
находит отражение в идеях
видных представителей теоретической
мысли. В частности, в работах
крупнейшего современного американского
экономиста и социолога Дж. Гелбрейта.
Автор кроме теоретических
Информация о работе Государство- многофункциональная политическая организация общества