Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:25, контрольная работа
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Введение……………………………………………………………..…3
О системе управления…………………………………………….......5
Теория руководства Лайкерта……………………………………………...7
4 системы руководства Лайкерта…………………………….……..10
Модель эффективной организации Р.Лайкерта……………………17
Заключение…………………………………………………………....19
Список использованной литературы…………………………….…20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….…20
Введение
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Организация — сложный
организм. В нем переплетаются
и уживаются интересы личности и
групп, стимулы и ограничения, жесткая
технология и инновации, безусловная
дисциплина и свободное творчество,
нормативные требования и неформальные
инициативы. У организаций есть свой
облик, культура, традиции и репутация.
Они уверенно развиваются, когда
имеют обоснованную стратегию и
эффективно используют ресурсы. Они
перестраиваются, когда перестают
отвечать избранным целям. Они погибают,
когда оказываются неспособными
выполнять свои задачи. Не понимая
сущности организаций и закономерностей
их развития, нельзя ни управлять ими,
ни эффективно использовать их потенциал,
ни осваивать современные
Сущность организаций
не может быть сведена лишь к формальным
структурам или потокам информации,
к механическим взаимодействиям
или исполнению команд. Упрощенный
подход к функционированию организаций,
однобокость в интерпретации
их базисных элементов и свойств
не позволяют в полной мере использовать
их потенциал. Наряду с традиционными
экономическими критериями оценки деятельности
организаций, основанными на измерении
эффективности использования
3
прибыль, организационная культура.
Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.
С общественной точки зрения
эффективность представляет собой
степень достижения организацией своих
целей при использовании
Очевидно, что организация не может успешно осуществлять свои функции, если у нее нет эффективного руководства. Существенным компонентом организационного руководства является лидерство. Будучи формой организационного поведения, связанной с реализацией власти, лидерство обусловливается признанием права властвовать подчиненными (легитимность власти) и особыми деловыми, личностными, моральными
или другими качествами руководителя.
Примером классификации, сформулированной на том же основании, является типология стилей Р. Лайкерта, который разработал свою систему, сравнивая в различных организациях группы с высокой и низкой производительностью труда. Использовав биполярную теорию стилей управления, он дополнил ее двумя промежуточными стилями и представил в виде континуума, фиксирующего убывание авторитарности (сосредоточенности на работе) и нарастание либерализма (сосредоточенности на человеке) вплоть до почти полного размывания власти.
4
О системе управления
Процесс управления в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.
Управление может
Следует вспомнить, что система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы:
Возвращаясь к системе
управления, следует заметить, что
такая система обладает соответствующей
структурой, т. е. имеет определенную
совокупность составляющих ее элементов,
специфических взаимосвязей и взаимодействий,
благодаря которым
Система управления современной организацией должна отвечать
5
следующим основным требованиям:
Систему управления можно представить в общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними.
Для взаимодействия субъекта
с объектом управления необходимо,
чтобы между ними существовали отношения,
которые имеют комплексный
6
Теория руководства Лайкерта
Сторонник доктрины «человеческих отношений» коллега Херцберга и Макгрегора, известный американский социальный психолог, исследователь проблем организаций, организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт (1903—1981) разработал собственную теорию стилей руководства. В 1947 г. Лайкерт начал изучать, как добиться оптимального управления усилиями отдельных личностей, чтобы достичь желаемых целей и удовлетворить их потребности. Для этого на базе Университета штата Мичиган была создана исследовательская группа, которая, изучая организации с высокой и низкой производительностью труда, разрабатывала принципы и методы эффективного лидерства. Исследования проводились в разных отраслях промышленности и организациях. Были опрошены тысячи служащих, выполнявших различные задания — от самых примитивных до требующих высокой квалификации и образования.
В процессе исследований Лайкерт обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности организаций определяются тем, с каких позиций руководство подходит к организации работы сотрудников. С помощью опроса лидеров и их подчиненных было выявлено два стиля руководства: руководство, ориентированное на выполнение задачи, и руководство, ориентированное на взаимоотношения со служащими, подбор кадров и работу с ними. «Лидер, ориентированный на работу, — писал Лайкерт, — предпочитает тщательно контролировать своих подчиненных, при этом он использует поощрения, наказания и всю имеющуюся у него власть для того, чтобы повлиять на своих подчиненных. [...] забота о людях рассматривается как совершенно излишняя деталь, на которую лидер не может позволить себе обращать внимание. Лидер, ориентированный на работников, считает возможным делегировать полномочия своим подчиненным.
7
Подобные лидеры предпочитают
создавать своим подчиненным
комфортные условия для выполнения
заданий. Они уделяют большое
внимание и придают первостепенное
значение продвижению своих подчиненных,
их личностному росту и
В 1967 г. в продолжение своих исследований Лайкерт обобщил реальные методы управления и предложил четыре базовых стиля руководства, расположив их на некотором континууме от 1 до 4. Рассматриваемые им системы, или модели, управления организацией различались по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированности руководителя от подчиненных.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители уделяют внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и строят отношения, основанные на взаимопомощи. И хотя позже было обнаружено, что выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям, например из-за характера ситуации стиль, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению производительности труда, заслуга этого исследователя в том, что он углубил существующие представления о деловых отношениях между сотрудниками и показал, как принципы упоминавшейся нами теории «Y»
8
могуг быть реализованы в структуре организации.
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям “Х” и “Y” Макгрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория “Х”), до другой - сосредоточенные на человеке (теория “Y”).
Руководитель, сосредоточенный
на работе, также известный как
руководитель, ориентированный на задачу,
прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения
В противоположность этому,
первейшей заботой
На основании своих исследований, Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.
9
4 системы руководства Лайкерта
Разработанная Лайкертом «Система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через: