Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:12, курсовая работа
Социальное управление (или, просто, управление), в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму.
Введе-ние........................................................................................................................3
Глава 1. Наука социального управле-ния
1.1. Понятие социального управления…....................................................................8
1.2. Виды, методы и стили социального управле-ния.………………….................11
1.3. Понятия планирования, организации, мотивации и контроля социального управле-ния...................................................................................................................18
Глава 2. История возникновения социального управле-ния
2.1. Происхождение социального управле-ния..........................................................21
2.2. Эпоха первобытного человеческого ста-да.........................................................23
2.3. Эпоха первобытной общины...............................................................................24
2.4. Управление в эпоху европейского Средневековья...........................................25
2.5. Управление в начале XX ве-ка............................................................................27
Заключение ………………......……............……….…………………………..........32
Литерату-ра...................................................................................................................
Второй стиль управления - демократический, когда руководитель старается не проявлять собственной инициативы, а поддерживает инициативы «снизу». В самом деле, руководитель организации наделен не только властью, но и определенными ресурсами, которые он должен направить в нужном направлении, а большинство инициатив «снизу» именно и указывают на эти направления. Данный стиль управления характеризуется тем, что руководитель своими решениями выбирает и закрепляет не свои ООК, а «естественно» возникшие в организации и поддержанные общественным мнением. Официальное признание и закрепление таких ООК происходит плавно, без социальных конфликтов, т.к. происходит поддержка того, что уже сложилось.
Третий стиль управления - смешанный, основан на сочетании авторитарного и демократического стилей, когда для решения одних проблем руководитель прибегает к авторитарному управлению, а других - к демократическому. Этот стиль управления является преобладающим.
Несмотря на то, что все страны мира используют смешанный стиль управления, в каждой из них преобладает авторитарное или демократическое начало. Так, в восточных странах преобладающим является авторитарное управление, а в западных - демократическое. Это зависит от менталитета нации и ее социальных ценностей. В восточной культуре доминируют общественные ценности (человек должен работать на благо общества),а в западной культуре - индивидуальные (общество должно работать на благо человека).В восточных странах люди боятся власти, считая ее злом, в западных странах - власть боится людей, всегда готовых ее заменить.
Каждый из указанных стилей имеет достоинства и недостатки. Достоинством авторитарного стиля управления является возможность максимально мобилизовать ресурсы общества на решение конкретных социальных проблем или достижение определенных целей, поставленных руководством страны, и обеспечить наиболее эффективное их использование. Недостатками авторитарного стиля является подавление демократии, страх перед властью, а главное, безнаказанное совершение грубейших ошибок, например, приватизация государственной собственности, война в Чечне, ГКО.
Достоинством демократического стиля управления является надежная защита от принятия необдуманных решений и отсутствие социальной напряженности при внедрении новых ООК. Недостатком демократического стиля является относительная замедленность социальных процессов.
Смешанный
стиль управления позволяет сочетать
в себе достоинства авторитарного
и демократического стилей. Однако, для
этого требуются соответствующие знания.
1.3.
Понятия планирования,
организации, мотивации
и контроля социального
управления
Планирование
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:
1.Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы, научные исследования и разработки.
2.Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, руководство определяет, каким должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
3.Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Планирование в организации не представляет собой отдельного события в силу двух существенных причин. Во - первых хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели.
Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
Организация.
Организовывать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.
Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.
Мотивация.
Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая современная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.
Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимает, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.
Контроль.
Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля.
Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третья фаза, где предпринимательские действия, если это необходимо, подвергаются коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.
Четыре
функции управления имеют две общих
характеристики: все они требуют принятия
решений, и для всех необходима
коммуникация, обмен информацией,
чтобы получить информацию для принятия
правильного решения и сделать
это решение понятным для других членов
организации.
Глава 2. История возникновения социального управления
2.1.
Происхождение социального
управления
Под социальным управлением следует понимать управление социальными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией.
Под менеджментом следует понимать управление организацией.
Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем менеджмент, и включает его. Вместе с тем менеджмент как процесс управления организациями любого вида и профиля представляет собой весьма широкое поле для исследований и приложения усилий.
Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религиозные концепции, колонизация, революции и т.п.)
Поэтому, когда речь заходит об истории возникновения управления и менеджмента, целесообразно рассмотреть некоторые исторические периоды, в которых зарождалось социальное управление как праоснова менеджмента. При этом в данном разделе под управлением будем понимать социальное управление, или воздействие на социумы различного масштаба с целью достижения упорядоченности жизни и движения к определенным целям.
Феномен социального управления замечен еще в древние века и зафиксирован во множестве исторических документов.
В работах древних китайцев «искусство управления» - это умение наводить порядок в стране, назначать чиновников для выполнения определенных обязанностей, требовать исполнения, властвовать над жизнью людей, определять способности чиновников.
В
работах древнегреческих
Несмотря на различие трактовок социального управления (правления), в них есть одна общая особенность: каждая из них предполагает добровольное или насильственное подчинение человека неким внешним факторам, будь то бог, царь, законы или обычаи. Указанные внешние факторы относятся к разряду так называемых «социальных фактов» (по Э.Дюркгейму), имеющих естественное происхождение и заметно влияющих на поведение людей. Естественное происхождение какого-либо социального факта означает непреднамеренный, объективный характер его появления, когда никто его не планировал заранее. «Социальные факты» - явления удивительные и малоизвестные. Э.Дюркгейм в своей «Социологии» придавал ему большое значение. По мнению Э.Дюркгейма, социальный факт - это особая реальность, которая существует объективно, независимо от индивида и оказывает на него принудительное воздействие, регулирует его поведение.
Строго
говоря, социальное управление существовало
и до появления «социальных фактов», однако
носило неосознанный характер. Для примера
рассмотрим два исторических эпизода.
2.2.
Эпоха первобытного
человеческого стада
Представим себе те далекие времена (примерно 1 млн.лет назад),когда человек вел стадный образ жизни. Стадо имело своего вожака (лидера), за которым шли все остальные. Они делали это неосознанно, подчиняясь безусловным рефлексам. Они не понимали, что нельзя отставать от стада, поскольку это грозит им гибелью. Они слепо подчинялись инстинктам, заложенным в них природой, и это сохраняло им жизнь. Есть ли здесь социальное управление?
Очевидно, что есть, так как имеется лидер, за которым идет социальная группа (стадо). Однако управление здесь имеет безусловный характер, так как все определяется одними инстинктами (безусловными рефлексами). В технике такой тип управления называют автоматическим управлением, поскольку оно определяется заложенными природой программами. Такой же тип управления характерен и для многих живых организмов, не имеющих головного мозга.
Публичная (общественная) власть в первобытном обществе характеризуется следующими чертами:
-
осуществляется либо самим
-
отсутствием аппарата
- опорой на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т.п.).
Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу, возрасту, т.е. было физиологическим.
Разложение
первобытно-общинного строя
2.3.
Эпоха первобытной общины
Примерно 50 тыс. лет назад на Земле появились первобытные общины. Каждая община (род, племя) имела своего старейшину и военного вождя, занимающие свои должности по праву избрания их до тех пор, пока их действия отвечали интересам соплеменников. В эти далекие времена уже существовала мифология. Мифы рисовали картину божественного сотворения мира и заставляли подчиняться людей своим богам (каждое племя имело своего бога), которых они боялись и старались задобрить жертвоприношениями.