Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:19, контрольная работа
Становление рыночных отношений в России сопровождалось динамичным развитием различных по видам деятельности и организационным формам образований среднего и малого бизнеса и еще раз подтвердило их быструю адаптируемость к постоянно меняющимся условиям. Но успешное функционирование предпринимательских структур невозможно без эффективного внутрифирменного управления.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Конструктивистский подход к исследованию организации»
Выполнила: студентка группы ПУЗ-2012
Е.В.Панова
Проверил: Бганцев Виктор Викторович
г.Волгоград 2012
Конструктивистский подход к исследованию организации
Становление рыночных отношений в России сопровождалось динамичным развитием различных по видам деятельности и организационным формам образований среднего и малого бизнеса и еще раз подтвердило их быструю адаптируемость к постоянно меняющимся условиям. Но успешное функционирование предпринимательских структур невозможно без эффективного внутрифирменного управления. Отсюда актуальность на современном этапе задачи по формированию методического обеспечения внутрифирменного управления в компаниях среднего и малого бизнеса, в частности по разработке инструментарно-прикладных аспектов подобного обеспечения.
Необходимость разработки эффективных методов управления в структурах среднего и малого бизнеса
В настоящее время внутрифирменное управление в среднем и малом бизнесе находится, на мой взгляд, на низком уровне. Это обусловлено тем, что:
• у руководящего персонала отсутствуют (или не хватает) теоретические знания и навыки по осуществлению эффективного управления;
• слабо инструментарно-
• значимость (или цена последствий) неудачного решения, повлекшего для субъекта бизнеса материальные потери или банкротство, гораздо выше для него самого, чем для других участников рыночных отношений или рынка конкретного региона;
• для руководства предприятий среднего и малого бизнеса возникающие проблемы часто носят уникальный характер;
• такие образования в
• структуры среднего и малого бизнеса в основном не имеют формальных процедур для наблюдения за внешней средой, создания прогнозов, оценки и контроля стратегии, которая реализуется в данное время. Поэтому их руководители при осуществлении функций управления чаще всего ориентируются на достижение сиюминутных результатов;
• средние и мелкие компании в подавляющем большинстве не в состоянии иметь техническую базу для применения эффективных систем информационного обеспечения управления, осуществляющих сбор, накопление и обработку необходимых данных;
• удачные управленческие решения нередко касаются не непосредственно основной хозяйственной деятельности, а условий, коммуникаций, мотивационных воздействий, представлений и других отношений нематериального характера.
Представленные выше обстоятельства очерчивают лишь контуры некоторых проблем практического управления, существующих на современном этапе в среднем и малом бизнесе. Функционирование российских предприятий в последние 12 лет показывает, что на многих из них хозяйственный механизм оказался неприспособленным к рыночной экономике. Причем структуры среднего и малого бизнеса в силу многих факторов экономического и внеэкономического плана могут сегодня в лучшем случае претендовать на использование только отдельных и разрозненных элементов из арсенала достижений мировой и российской управленческой науки и практики, а в худшем – действовать методом проб и ошибок. Отсюда потребность в развитии новых методов и технологий управления экономическими системами различных уровней.
Управление по изменениям
Наиболее важным качеством для субъекта хозяйствования с точки зрения эффективного управления при меняющихся внешних и внутренних условиях является приспосабливаемость к ним. В этом случае уровень эффективности при применении того или иного метода управления естественно определять степенью адаптации к имеющимся обстоятельствам.
В приспосабливании бизнеса к постоянным трансформациям велика роль вариативности управленческих решений, т.е. многовариантности выбора в ходе их принятия. Причем конкретное управляющее действие реализуется по совокупности изменений, формируемых в состоянии отдельных элементов хозяйствующего субъекта и обусловливаемых проявлениями внешних и внутренних факторов. Этим достигается минимизация негативных последствий при адаптации к изменяющейся среде и возникающим новым требованиям. Подобное представление называется управлением по изменениям.
Отмечу, что чем крупнее бизнес-единица (разветвленней ее организационная структура), тем сложнее и менее однозначны отношения по поводу осуществления трансформаций, составляющих содержание управленческих воздействий. Повышается не только неоднозначность и сложность их оценки, но и трудность в прогнозируемости, их совокупная зависимость от различных факторов и действий. Очевидно, что подобные обстоятельства на средних и мелких предприятиях проявляются более умеренно, чем на крупных. Поэтому средний и малый бизнес является более приемлемой сферой для использования концепции управления по изменениям.
Управление по изменениям: системно-конструктивистский подход
Анализ современных методов управления позволяет в качестве наиболее подходящей для эффективной реализации внутрифирменных изменений (микроэкономических трансформаций) в предпринимательских структурах среднего и малого бизнеса методологической основы рассмотреть системно-конструктивистский подход1. В его рамках хозяйствующий субъект представляется как единая система, состоящая из сети разносторонне связанных между собой элементов. Взаимовлияние последних приводит к появлению новых качеств системы, которые ни в коем случае не могут быть продуктом простого суммирования свойств отдельных частей.
В роли структурных составляющих
при системно-
Итак, в рамках системно-конструктивистского подхода изменения играют роль ключевого инструментарного компонента методического обеспечения внутрифирменного управления. Они не обязательно должны касаться только принципиальных вопросов деятельности организации (например: освоения новых технологий производства, выпуска нового продукта и т.п.). В качестве таковых могут выступать и менее глобальные перемены (нововведения в кадровой политике; новые формы работы с клиентами; дополнения в системе оплаты труда работников; изменения планировки торгового зала; иные маршруты доставки продукта; трансформации технологического процесса в отдельных операциях и т.п.). Обе эти группы модификаций при своей реализации приводят к изменению состояния субъекта бизнеса или отдельных его структурных элементов.
Управление по изменениям:
некоторые методические моменты
Большинство методов
управления включает в себя различные
модельные компоненты, методические
или инструментарные по своему характеру.
К ним предъявляются
В качестве базы для анализа
состояния тех или иных образований
среднего и малого бизнеса в рамках
системно-конструктивистского
Звеньями следует считать любые операции, процедуры, события или отдельные действия, направленные на достижение определенного результата, влекущего конкретные изменения в функционально-технологической структуре бизнеса, а следовательно, и в его состоянии. Всякое взаимодействие звеньев как между собой внутри данной структуры, так и со звеньями других параллельных структур вне субъекта бизнеса осуществляется посредством и при помощи соответствующих структуроопределяющих потоков и связей.
Пример внедрения
Апробирование основных методических элементов представленного выше в общих чертах управленческого подхода проходило на базе ООО “Гремячинский фермер” (Котельниковский район Волгоградской области). Данный выбор обусловлен следующими обстоятельствами. Во-первых, нигде так отчетливо и красноречиво не проявляются практически все трудности, типичные для развития российского среднего и малого бизнеса, как в сельскохозяйственной сфере. Во-вторых, они там имеют большую остроту. В-третьих, для сельского предпринимательства характерны содержательная универсальность и предметное многообразие: бизнес на селе подразумевает реализацию в рамках одного хозяйствующего субъекта самых разнообразных по направленности и содержанию работ (в их числе операции прогностического, организационного, технологического, агрономического, агротехнического, агрохимического, финансового, коммуникационного, коммерческого, кадрового характера).
Вот краткая информация об ООО “Гремячинский фермер” на начало сезона 2011 г. Общая площадь обрабатываемых земель составляла 1000 га, из которых 50% приходилось на озимые, 20% – на яровые, остальное – на пары. Основные возделываемые культуры – ячмень, яровая и озимая пшеница, просо и подсолнечник. Так, пшеницы собрано в среднем 40 ц/га. Из техники хозяйство располагало шестью единицами гусеничных и колесных тракторов (“Кировец” и “ДТ”), двумя комбайнами (“Дон”), топливозаправщиком (“ГАЗ”). Общая численность работающих колебалась в течение сезона в среднем от 15 до 20 человек.
Апробирование проходило несколько ступеней. В его рамках фермерский бизнес рассматривался по важнейшим стадиям и функциям управления – формулирование предпринимательской идеи, формирование и представление функционально-технологической структуры бизнеса, целеполагание, выработка управленческого решения.
С руководством хозяйства, как правило, перед началом очередного этапа сельскохозяйственных работ проводился учебно-консультативный тренинг. При этом на каждом очередном занятии уточнялась функционально-технологическая структура бизнеса, а также формировались новые цели и управленческие решения, что позволяло более детально учесть особенности тех или иных этапов сельскохозяйственных работ, вновь возникающие обстоятельства, ранее неучтенные нюансы.
Во время тренинга структура фермерского бизнеса рассматривалась с различной степенью подробности на четырех уровнях представления. На начальном (минимально подробном) уровне она состояла из четырех элементов – общее обеспечение функционирования хозяйства; вспомогательные работы; основные сельскохозяйственные работы; внешняя среда для фермерского бизнеса. По мере перехода на более высокие (подробные) уровни представления каждый из этих элементов все больше детализировался.
Так, первый структурный элемент начального уровня – общее обеспечение функционирования фермерского хозяйства – на четвертом (максимально подробном) уровне рассматривался уже в виде 49 структурных звеньев. Вот некоторые из них: обеспечение собственной автотракторной техникой; обеспечение химическими средствами защиты растений и удобрениями; финансовое обеспечение; страховое обеспечение; кадровое обеспечение основных работ и т.п.
Второй элемент – вспомогательн
Третий элемент – основные сельскохозяйственные работы – развернут до 65 звеньев. В их числе: разработка посевного плана; проведение предпосевной обработки семенного материала; подготовка навесной техники и прицепного оборудования для предпосевной обработки почвы; вспашка посевных площадей; вспашка границ для выделения поворотных полос на поле при посеве; посев озимой пшеницы на основном поле; посев озимой пшеницы на поворотных полосах; обработка посевов озимой пшеницы минеральными удобрениями и химическими препаратами; обработка паров; подготовка самоходной уборочной техники для уборки озимой пшеницы; доставка ГСМ на поле при уборке озимой пшеницы; нарезка загонок для ориентирования на поле во время уборки; транспортировка урожая озимой пшеницы на ХПП или элеватор; хранение урожая озимой пшеницы; переработка урожая озимой пшеницы; реализация урожая озимой пшеницы и продуктов ее переработки и т.п.
Информация о работе Конструктивистский подход к исследованию организации