Лидерские способности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание

ВВЕДЕНИЕ
Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя.
В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик – профессионально важных качеств.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 5
2. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 8
2.1. Структурные теории. 8
2.2. Поведенческий подход 12
2.3. Ситуационный подход 15
3. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 18
3.1. Общие способности 18
3.2. Специфические способности 19
3.3. Способности руководителя исходя из функционального анализа его деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

referat.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)
    • нравственной зрелостью, или силой «Я»;
    • влиянием на окружающих, или доминированием;
    • целостностью характера, или силой «Сверх-Я»;
    • социальной компетентностью, предприимчивостью;
    • проницательностью;
    • независимостью от сильных вредных влечений;
    • силой воли, управлением своим поведением;
    • отсутствием излишних переживаний и нервного напряжения.

     В 40-е годы были предприняты первые попытки обобщения результатов  структурного подхода. Впервые в 1940 году такую попытку предпринял С. Бирд в книге «Социальная психология». Обобщение результатов привело к выводу, что составление научно обоснованного списка характеристик вряд ли возможно. Так, список лидерских черт, упоминаемых различными исследователями, составил 79 характеристик. Среди них были названы следующие: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие.

     По  результатам исследований, проведенных  в ряде правительственных учреждений Великобритании, в качестве необходимых для лидера характеристик Р. Чапмэн называет: проницательность, богатство идеями, здравый смысл, рассудительность, умение излагать свои мысли, выразительность устной речи, адекватный уровень самооценки, настойчивость, твердость, уравновешенность, зрелость.11

     В целом структурный подход столкнулся с целым рядом неразрешимых проблем:

  • выделение оптимального набора характеристик оказалось неосуществимым;
  • подход полностью игнорировал групповой контекст, в котором реализуется лидерство;
  • подход не смог вскрыть причинно-следственную связь между лидерством и индивидуально-личностными особенностями;
  • в контексте данного подхода индивидуальные черты выступают как статичные образования, лишенные развития;
  • невысокая корреляция (в диапазоне от +0,25 до +0,35) личностых черт с поведенческими проявлениями лидерства, строго говоря, не позволяет считать указанные характеристики надежными предикторами.

     И все же, несмотря на все недостатки, структурный подход неизменно вызывает интерес практического менеджмента. Даже неидеальные тесты, построенные на достижениях структурного подхода, дают возможность осуществлять профессиональный отбор лидеров, улучшая кадровый состав организации. Особенно часто тестирование нацелено на выявление пяти следующих характеристик, неизменно демонстрирующих высокую положительную корреляцию с успешным лидерством:

  1. интеллект;
  2. доминантность;
  3. уверенность в себе;
  4. высокий активационный уровень;
  5. профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче

     Таким образом, эти исследования еще раз подтвердили, что лидером может быть не каждый человек, а лишь тот, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Не случайно структурный подход иногда называют «харизматической» теорией, так как он исходит из врожденности лидерских качеств.

     Итак, мы можем сказать, что роль отдельных  черт характера в лидерстве неоднозначна и во многом зависит от исследовательской  позиции и контекста, в котором  лидерство реализуется. Также, можно  заметить, что единого мнения о том, какими же качествами должен обладать лидер, до сих пор не существует.

    1. Поведенческий подход

     Данный  подход рассматривает лидерство  в контексте внешнего поведения, демонстрируемого лидером, и пытается найти некоторые устойчивые совокупности поведенческих характеристик, обеспечивающие успех лидеру.

     Именно  в рамках этого подхода сформировалось понятие стиля лидерства, под  которым понимается «типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных)».12

     Куртом  Левином были выделены три стиля лидерства: авторитарный, демократичный, попустительский.

     Авторитарным  называют стиль, при котором лидер  по отношению к ведомым действует  властно, директивно, жестко распределяя  роли между членами группы, не позволяя выходить за их пределы и тщательно контролируя их работу во всех деталях. Авторитарный лидер почти все основные функции управления сосредоточивает в своих руках, не позволяя членам группы обсуждать или оспаривать его действия и принимаемые решения.

     Характеристиками, противоположными авторитарному стилю лидерства, обладает демократичный стиль, при которой лидер стремится управлять группой совместно с ведомыми (подчиненными), давая им достаточную свободу действий, позволяя обсуждать свои решения, поддерживая проявляемую ими инициативу в самых различных формах.

     Попустительский стиль лидерства – форма руководства, при которой лидер практически устраняется от активного управления группой и ведет себя так, как если бы он был рядовым участником группы. Он позволяет членам группы делать все, что им захочется, предоставляя им полную свободу действий.

     Ценностная  нагруженность использованных Левином  понятий действительно затрудняет их объективную интерпретацию. По мнению Г. Андреевой, нужны уточнение и  конкретизация как минимум двух сторон: содержания решений, предлагаемых лидером группе, и техники (приемов, способов) осуществления этих решений. Это, по ее мнению, позволяет рассмотреть каждый из трех стилей лидерства с формальной и содержательной сторон.

     Исследование  Левина и его коллег было не сразу оценено менеджментом и научной общественностью. Лишь в конце 40-х годов внимание исследователей обращается к изучению поведенческих стилей как основных детерминант лидерства. Структурный подход подразумевает наличие «готовых», статичных черт лидера, т.е. лидером нужно родиться. И если индивиду не дано быть лидером, то ничего уж тут не поделаешь. Основной же пафос поведенческого направления, на мой взгляд, состоит в том, что лидерство рассматривается не как заданный набор особенностей личности и способностей, а как форма поведения, которую можно освоить и которой, соответственно, можно и нужно обучать. Если лидерство – это определенные поведенческие навыки, то можно разработать учебные программы и обучить лидерству тех, кто хочет стать эффективным лидером.

     Наиболее  известными исследованиями в этом направлении  стали работы Американских исследовательских  центров университета Огайо и  Мичиганского университета.

     Исследования университета Огайо. В конце 40-х годов ученые университета Огайо начали интенсивные исследования поведенческих навыков и характеристик лидерства. Исследователи пытались выявить независимые факторы поведения лидера. Приступив к анализу более чем тысячи переменных, они в конечном счете смогли свести в две категории, которые описывали значительную часть лидерского поведения. Эти измерения получили названия: структуризация деятельности и внимательность к людям.

     Структуризация  деятельности связана с тем, в  какой степени лидер определяет и структурирует свою роль и роли других в достижении цели группы. Она включает набор действий, направленных на организацию работы, формирование отношений и определение целей. Лидер с высокими показателями по этому фактору четко устанавливает задачу каждому члену группы, требует выполнения определенных стандартов деятельности и акцентирует временные параметры работы.

     Внимательность  к людям связана с отношениями  лидера с другими членами организации. Этот фактор подчеркивает важность взаимного доверия и уважения лидера к идеям и чувствам подчиненных. Лидер должен заботится о физическом и душевном комфорте подчиненных, их самоуважении и удовлетворении трудом. Лидер с высокими показателями по этому фактору помогает подчиненным в решении их личных проблем, дружелюбен, тактичен и относится к ним как к равным.

     Многие  исследования продемонстрировали, что  лидеры с высокими показателями по обоим факторам, как правило, добиваются от своих подчиненных большей  эффективности и удовлетворенности  трудом, чем те менеджеры, которые имеют высокий показатель только по одному из факторов или низкие по обоим.13

     Исследования  Мичиганского университета. Задачей  исследований был поиск поведенческих  характеристик, которые коррелируют  с эффективной трудовой деятельностью. Мичиганская группа ученых выявила два базовых фактора лидерского поведения, обозначенные как ориентация на работников и ориентация на производство. Ориентированные на работников лидеры подчеркивали важность межличностных отношений, проявляли живой интерес к их потребностям, с пониманием относились к индивидуальным особенностям работников. Лидеры, ориентированные на производство, напротив, все внимание концентрировали на технических и организационных аспектах работы. Их главной заботой было выполнение цели, а люди были лишь средством для ее достижения.

     Результаты  исследований, проведенных в Мичиганском  университете, убедительно свидетельствовали  о том, что лидерство, ориентированное  на людей, обеспечивает большую производительность и ведет к росту удовлетворенности работников своим трудом.

    1. Ситуационный  подход

     Многочисленные  исследования лидерства убедительно  продемонстрировали, что прогнозирование  его успешности представляет собой  значительно более сложную задачу, чем выделение отдельных личностных черт или поведенческих комплексов. Отказ от поиска универсальных личностных и поведенческих инвариантов подвел исследователей к признанию того, что наиболее важные детерминанты эффективного лидерства связаны с конкретной ситуацией управления. Противоречивость получаемых результатов заставила ученых более внимательно взглянуть на ситуационные факторы и попытаться интегрировать структурный и поведенческий подходы в контекст конкретных ситуационных переменных. В этой концептуальной схеме утверждается, что лидерство преимущественно является продуктом конкретной ситуации.

     Следует отметить, что важность ситуационных переменных в лидерстве отмечалась многими исследователями. Некоторые  из них даже предпринимали попытки  выделить наиболее важные из них. Так  Л. Картер и М. Никсон выяснили, что тип и стиль лидера во многом зависит от характера поставленной задачи. Между группами, решающими разного рода задачи, имелись резкие различия по типу лидерства, а лидеры групп со схожими целями были в общем схожи между собой, отличаясь друг от друга лишь некоторыми личностными особенностями.14

     Большое значение в поведении лидера имеют  такие факторы, как структура  группы и модель общения в ней. Важным элементом является продолжительность  существования и деятельности группы. В устоявшихся группах их сложившиеся организация и структура в значительной степени определяют как поведение лидера, так и поведение всей группы. В группе, действующей достаточно долго и выработавшей устойчивые структуры для упорядочения деятельности своих членов, стабильность поведения лидера объясняется не только личностно-ситуативными причинами, но и влиянием сложившихся структурных элементов.

     Структура общения, укоренившись, может потерять всякую зависимость от конкретной, стоящей перед группой задачи и ее решений. Та структура, которая помогла данной группе успешно решить схожие задачи, будет приемлема и для решения других задач, поскольку при этом сохраняется порядок и подчинение тем законам взаимодействия, которые уже установились в группе.

     Согласно  исследованиям Б. Басса, в случае перехода индивида в новую группу его прежний статус, бывший у него в какой-либо общественной структуре, оказывает значительное влияние на его лидерские притязания в новой для него группе, а также на возможную степень успеха в процессе завоевания им положения лидера.

     Позиция индивида в группе во многом определяет его возможности оказывать влияние  на окружающих. Степень влияния любого члена группы тем выше, чем выше его социальный статус.

     Став  однажды лидером и благодаря  этому завоевав центральное положение в системе общения, а главное – в иерархии статусов, которые, в свою очередь, укрепляют позиции лидера, индивид развивает в себе лидерские способности, усиливающие его положительную оценку со стороны членов группы. Кроме того, доступ к организационным ресурсам побуждает искать любые возможности к сохранению занимаемой позиции, в то время как усилия лидера, направленные на удовлетворение потребностей остальных членов группы, способствуют снижению индивидуальной активности и стремления к лидерству каждого из них.

     Однако  лишь немногие из исследователей смогли не только выявить важные ситуационные переменные лидерства, но и представить  целостные теории и прикладные методы, позволяющие измерять и изменять (оптимизировать) поведение лидера в конкретных организационных ситуациях.

  1. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Информация о работе Лидерские способности руководителя