Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:20, реферат
ВВЕДЕНИЕ
Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя.
В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик – профессионально важных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО 5
2. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 8
2.1. Структурные теории. 8
2.2. Поведенческий подход 12
2.3. Ситуационный подход 15
3. СПОСОБНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 18
3.1. Общие способности 18
3.2. Специфические способности 19
3.3. Способности руководителя исходя из функционального анализа его деятельности 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
В
классификации личности, разработанной
М. Шоу (а именно она, положена в основу
организации разнородных
Рассмотрим влияние так называемых общих способностей, т. е. интеллекта руководителя на эффективную его деятельность.
Причем прямо-таки нормативными стали тут результаты, полученные ещё в 60-е годы американским индивидуальным психологом Е. Гизелли. Обследуя группы менеджеров, он пришел к выводу, что отношение между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки.
Данные отражают определенную и, возможно, типичную тенденцию. Но они вовсе не означают, что какой-то конкретный эффективный руководитель не может иметь очень высоких показателей по тестам интеллекта, обязательно оставаясь в пределах отмеченной тенденции.
Ф.
Фидлером и А. Лейстером было обнаружено,
что зачастую невысокие корреляции
между интеллектом и
Рис. 1
Схематическое изображение связи между интеллектом руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру)
Схематически
возможная цепочка связи «
Таким образом, как мне кажется, для достижения успеха в работе руководитель должен обладать достаточно высоким уровнем развития интеллекта. Также, можно заметить, что его интеллектуальная активность может блокироваться цепью ситуационных факторов, которых в жизни гораздо больше, чем на рис. 1.15
В научной литературе наиболее освещен вопрос, касающийся специфических способностей. Наиболее сильными сторонами профессиональной деятельности кадров управления, обобщая и перефразируя, по мнению О. А. Полищук, И Н. Семенова, С. Ю. Степанова, содержание книги «Раскрепощенный менеджер» Д. Френсиса, М. Вудокова, являются:
От
руководителей ожидается
Люди могут влиять на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы.
Некоторые руководители не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом.
Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, так чтобы постоянно поддерживать свою производительность.
Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе.
Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить.
Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком.
В управлении людьми необходимо постоянно оценивать эффективность того, как это делается.
Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто им прямо подчинен.
Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника.
Для того чтобы добиться результатов, большинство руководителей должны объединяться с другими, используя их опыт и умения.16
Обобщенный
анализ организационной жизни
Функциональный анализ работы руководителя (администраторская ( прежде всего этап контроля); стратегическая ( планирование и прогноз возможных событий в сфере); деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом); экспертно - консультативная; представительская; воспитательная; коммуникативно - регулирующая; инновационная; дисциплинарная) позволяет выделить ряд важных психологических характеристик личности.
Исходя из многих профессионально важных качеств руководителя все же можно выделить основные черты его личности, описанные в справочнике Р. Стогдилла:
Понятно, что несмотря на описанную выше идеальную модель личности руководителя, в деятельности они проявляют себя по-разному, и каждый имеет свою индивидуальность.17
Проблемы лидерства и эффективного руководства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Именно для достижения общих целей в организации руководитель должен обладать определенным набором качеств, способностей, выступать в роли лидера. Если же менеджер будет ограничен в своих способностях, то организация, возможно, потерпит крах, как говориться «рыба гниет с головы».
При рассмотрении различных подходов в определении способностей лидера и руководителя, можно заметить, что они во многом пересекаются, имеют довольно много общих черт. Но принципиальная разница руководителя и лидера в том, что они предстают два феномена: первый как социальный, второй как психологический. По моему мнению, организация достигает поставленных перед собой целей в том случае, когда руководитель сочетает в себе эти два феномена и присущие для них определенные способности.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.