Лидерство и феномен лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие лидерства в психологии……………………………………………...5
Теория лидерства……………………………………………………………….8
Психологические особенности уверенной в себе личности………………..13
Теория личности Альфреда Адлера………………………………………….18
Феномен лидерства в спортивных командах………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….27
Литература………………………

Работа состоит из  1 файл

Лидерство и феномен лидерства доработка.docx

— 55.31 Кб (Скачать документ)

3) Однако, такая размытая  формулировка не сняла односторонности  с этой теории, и, как часто  бывает в науке, два крайних  варианта породили третий, более  или менее компромиссный, а  именно личностно-ситуативные теории. В 1952 году Г. Герт и С. Милз  выделили четыре фактора, которые  было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномена  лидерства:

а) черты и мотивы лидера как человека;

б) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним;

в) характеристики роли лидера;

г) институциональный контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и  в которые он и его последователи  вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки  зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению  к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться  как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей.

Но это только три главные  теории. Между тем существуют и  другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:

4) Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил свой вариант «вероятностную модель эффективности лидерства», в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

Фидлер выделяет два возможных  стиля лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря, инструментальное и  эмоциональное лидерство. Можно  заметить, что подобное разделение функций и ролей, разграничение  сфер деятельности инструментального  и эмоционального лидера отдаленно  напоминает разделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественной  социальной психологии.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится  с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое  количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения  с последователями, хорошо разработанную  задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда  ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные  отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.

5) Атрибутивные теории  рассматривают лидера как своего  рода марионетку, получающую прямые  указания и власть от своих  последователей, которые приводят  его в движение как кукольник  куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет, что  население той или иной страны  имеет определенные прототипы  политического лидерства, формирующиеся  в процессе развития политической  культуры общества. С одной стороны,  это стихийный процесс, являющийся  творчеством масс. С другой –  это процесс целенаправленного  воздействия на массовое сознание  со стороны различных политических  сил через средства массовой  информации. Определяющую роль играют  последователи, то есть лидер  прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а  не свое (Брежнев, Черенков). Такая  точка зрения предполагает, что  лидер отражает цели группы  и действует от ее имени.  Здесь предполагается, что для  понимания лидерства необходимо  иметь представление об ожиданиях  и целях последователей.

6) Схожей является разработанная  Р.Л.Кричевским концепция «ценностного  обмена» как механизма выдвижения  лидера. Сама по себе идея ценностного  обмена во взаимодействии людей  и ранее разрабатывалась в  социальной психологии. Здесь же  идея ценностного обмена использована  при объяснении феномена лидерства:  ценностные характеристики членов  группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет  и признание лидера. Лидером рассматривается  тот, в ком в наиболее полном  виде представлены такие качества, которые особенно значимы для  групповой деятельности, то есть  являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую  позицию в ходе взаимодействия  выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется  с наиболее полным набором  групповых ценностей. Именно поэтому  он и обладает наибольшим влиянием.

 

3. Психологические  особенности уверенной в себе  личности

 

Исходя из данных формулировок ранее понятий «лидер», «лидерство»  и теорий лидерства можно сделать  вывод, что лидерами становятся уверенные  в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке  зрения. Если лидер – это уверенный  в себе человек, то, что мы вкладываем в понятие «уверенность»?

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к  себе и к своим способностям можно  обнаружить практически в любой  психологической теории, так или  иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются по степени  уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие «уверенность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых  даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако как психологическое  понятие «уверенность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась  в учебниках психологии сравнительно недавно.8

Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика «тренинга уверенности» в  клиниках неврозов и в обычных  больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к проблемам  уверенности. Практические психологи  и психотерапевты в ходе своей  работы обнаружили, что большинство  невротических больных и большая  часть обычных больных в той  или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в  себе и своем будущем.

Психологи попытались обнаружить причины неуверенности себе и  найти пути коррекции, лечения или  ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной  и богатой клиники неврозов в  Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге «Условно-рефлекторная терапия».

Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной  к открытому и спонтанному  выражению своих чувств, желаний  и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого  затруднения в контактах с  другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников  в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса.9

 На основе своего  клинического опыта Сальтер выделил  и описал шесть характеристик  здоровой, уверенной в себе личности:

1) Эмоциональность речи, что соответствует открытому,  спонтанному и подлинному выражению  в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства «называет  своими именами» и не заставляет  партнера (партнеров) по разговору  догадываться, что же именно за  чувство стоит за его словами.  Это тем более важно, что  партнер, скорее всего, поглощен  своими собственными чувствами,  и будет реагировать скорее  на контекст беседы. Во-вторых, чувства  уверенный в себе человек выражает  спонтанно, то есть в тот  момент, когда они возникли. В-третьих,  уверенный человек говорит именно  о тех чувствах, которые он  испытывает. Он не стремится скрыть  или «смягчить» проявления своих  как позитивных, так и негативных  чувств. Относительно невоздержанности  в выражении эмоций я тоже  должен ответить «да» - уверенный  в себе человек часто выражает  эмоции, до которых другим и  дела нет. Но именно это помогает  стать душой компании, заводить  новых друзей, спасает от одиночества  и т.д. По этому поводу мне  вспоминается рекомендация, которую давал Андре Сальтер своим клиентам: «Не будь чувствительным, будь – эмоциональным».

2) Далее Сальтер говорит  об экспрессивности и конгруэнтности  поведения и речи, что означает  ясное проявление чувств в  невербальной плоскости и соответствие  между словами и невербальным  поведением. Психологи, занимающиеся  изучением уверенности в себе, вообще, много внимания уделяют  изучению особенностей невербального  поведения уверенных в себе  людей.

3) Умение противостоять и атаковать,  проявляющееся в прямом и честном  выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также  характерно для уверенного поведения.  Наглость – второе счастье.  Но не случится ли так, что  преувеличение значения личных  мнений, сомнений, желаний и ценностей  приведет к санкциям со стороны  социального окружения. Иными  словами: хорошо ли это –  в явной и открытой форме  говорить о своих желаниях, мнениях  и чувствах? Не получается ли  так, что человек уверенный  в себе – это человек переоценивающий  свои возможности и не умеющий  сдерживать свои эмоции? Не будет  ли от этого хуже? Именно так  и получается. Но только хуже  не будет. Как считает Ромек:  уверенность в себе – это  переоценка позитивных сторон  своих навыков, способностей, переоценка  шансов, которые нам предоставляет  окружающий нас мир. Парадокс: ведь именно эта неадекватно  позитивная оценка позволяет  ее обладателю браться за многое  и многого достигать в тот  момент, когда неуверенный постоянно  сомневается и не может принять  решение.

4) Уверенный в себе человек  не стремится спрятаться за  неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в  себе используют местоимение  «Я». Попытки спрятаться за  неопределенными формулировками («все  ученики нашего класса хотят…»,  «правительство работает», «мы  боремся с преступностью») считаются  проявлением слабости и неуверенности  в своих силах. Более того, именно  мнение меньшинства, а в решающие моменты истории – и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица («есть мнение», «некоторые полагают»), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Не вследствие ли этого Майерс определил уверенность в себе одним из главных качеств, заставляющих серое большинство считаться с неординарными решениями и идеями?

5) Им не свойственно  самоунижение и недооценка своих  сил и качеств, они способны  без стеснения выслушивать похвалу  в свой адрес. Самоуважение  и самоуверенность. Конечно, всегда  остается опасность переборщить.  Не производит хорошего впечатления  человек, за самоуверенными высказываниями  и претензиями (на власть, внимание, на должность) которого ничего  не стоит – никакой самобытности, никаких знаний, никакого опыта.  Это – тот случай, который однозначно  осуждается в большинстве культур,  за исключением, может быть, лишь  крайне индивидуалистичных. И именно  этого следовало бы опасаться  – чрезмерной переоценки своего  потенциала.

6) Способность к импровизации, т.е.  к спонтанному выражению чувств  и потребностей, также характерна  уверенным в себе людям. Действия  совершаются спонтанно, без долгого  обдумывания и откладывания решающего  разговора. Возможные недоразумения  разрешаются не в результате  интриг и скандалов, а в открытом  и честном разговоре.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что  уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает  позитивная оценка индивидом собственных  навыков и способностей как достаточных  для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий  репертуар, позитивный опыт решения  социальных задач и успешного  достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

То есть, как итог, можно  сказать, что быть уверенным значит:

Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь. Высоко оценивать свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие. Знать свои права и уметь их отстаивать. Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь. Уметь сказать «Нет», если нет желания что-либо делать. Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством. Успехи считаются личной заслугой. Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься. Не компенсировать неуверенность агрессией.

 

4. Теория личности  Альфреда Адлера

 

Принимая во внимание все  вышеперечисленные характеристики, лидерами становятся уверенные в  себе люди. Так трактуют и большинство  теорий лидерства. Но не стоит забывать еще одну уникальную теорию личности Альфреда Адлера. Согласно Адлеру, преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности и от этого неуверенности в себе толкает нас к успеху, дает импульс к действиям, делает многих людей истинными лидерами. Это идет в противовес большинству предыдущих теорий, в которых даже не предполагалось, что изначально слабые в определенных аспектах личности могут стать лидерами. Другими словами, даже неуверенные в себе люди тоже занимают лидирующие позиции.

Информация о работе Лидерство и феномен лидерства