3) Однако, такая размытая
формулировка не сняла односторонности
с этой теории, и, как часто
бывает в науке, два крайних
варианта породили третий, более
или менее компромиссный, а
именно личностно-ситуативные теории.
В 1952 году Г. Герт и С. Милз
выделили четыре фактора, которые
было необходимо, по их мнению,
учитывать при рассмотрении феномена
лидерства:
а) черты и мотивы лидера
как человека;
б) образы лидера и мотивы,
существующие в сознании его последователей,
побуждающие их следовать за ним;
в) характеристики роли лидера;
г) институциональный контекст,
т.е. те официальные и правовые параметры,
в которых работает лидер и
в которые он и его последователи
вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили
изучать лидерство с точки
зрения статуса, взаимодействия, восприятия
и поведения индивидов по отношению
к другим членам группы. Таким образом,
лидерство стало рассматриваться
как отношения между людьми, а не как характеристика
отдельного индивида. Следуя этой традиции,
Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство
как динамичное взаимодействие между
целями лидера и целями и потребностями
последователей, где функция лидера сводится
к выбору и достижению групповых целей.
Но это только три главные
теории. Между тем существуют и
другие школы, внесшие определенный
вклад в изучение этой проблемы:
4) Со временем появилась еще
одна теория, и она была представлена в
так называемой «системной теории лидерства»,
согласно которой лидерство рассматривается
как процесс организации межличностных
отношений в группе, а лидер – как субъект
управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил
свой вариант «вероятностную модель эффективности
лидерства», в которой делается акцент
на интеграции влияния лидера (а точнее,
его личностных свойств) и ситуативных
переменных (отношений между лидером и
последователями, сути задачи, степени
власти лидера).
Фидлер выделяет два возможных
стиля лидерства: ориентацию на задачу
и ориентацию на межличностные отношения,
иначе говоря, инструментальное и
эмоциональное лидерство. Можно
заметить, что подобное разделение
функций и ролей, разграничение
сфер деятельности инструментального
и эмоционального лидера отдаленно
напоминает разделение функций руководителя
и лидера, принятое в отечественной
социальной психологии.) По мнению Фидлера,
стиль лидерства соотносится
с ситуативными переменными (причем
каждая переменная получает строгое
количественное выражение) таким образом,
что наиболее благоприятная ситуация
для лидера включает хорошие отношения
с последователями, хорошо разработанную
задачу, сильную позицию лидера.
Из этой предпосылки Фидлер делает
вывод, что ориентированный на задачу
лидер более эффективен, когда
ситуация либо очень благоприятна,
либо очень неблагоприятна для него.
А ориентированный на межличностные
отношения лидер более эффективен в
ситуациях только умеренно благоприятных
или умеренно неблагоприятных.
5) Атрибутивные теории
рассматривают лидера как своего
рода марионетку, получающую прямые
указания и власть от своих
последователей, которые приводят
его в движение как кукольник
куклу. Возьмем пример из политики,
ни для кого не секрет, что
население той или иной страны
имеет определенные прототипы
политического лидерства, формирующиеся
в процессе развития политической
культуры общества. С одной стороны,
это стихийный процесс, являющийся
творчеством масс. С другой –
это процесс целенаправленного
воздействия на массовое сознание
со стороны различных политических
сил через средства массовой
информации. Определяющую роль играют
последователи, то есть лидер
прислушивается к мнению других,
и принимает мнение других, а
не свое (Брежнев, Черенков). Такая
точка зрения предполагает, что
лидер отражает цели группы
и действует от ее имени.
Здесь предполагается, что для
понимания лидерства необходимо
иметь представление об ожиданиях
и целях последователей.
6) Схожей является разработанная
Р.Л.Кричевским концепция «ценностного
обмена» как механизма выдвижения
лидера. Сама по себе идея ценностного
обмена во взаимодействии людей
и ранее разрабатывалась в
социальной психологии. Здесь же
идея ценностного обмена использована
при объяснении феномена лидерства:
ценностные характеристики членов
группы (значимые свойства личности)
как бы обмениваются на авторитет
и признание лидера. Лидером рассматривается
тот, в ком в наиболее полном
виде представлены такие качества,
которые особенно значимы для
групповой деятельности, то есть
являющиеся для группы ценностями.
Таким образом, в лидерскую
позицию в ходе взаимодействия
выдвигается такой член группы,
который как бы идентифицируется
с наиболее полным набором
групповых ценностей. Именно поэтому
он и обладает наибольшим влиянием.
3. Психологические
особенности уверенной в себе
личности
Исходя из данных формулировок
ранее понятий «лидер», «лидерство»
и теорий лидерства можно сделать
вывод, что лидерами становятся уверенные
в себе личности. Таковым является
общепризнанное мнение. Давайте согласимся
и остановимся пока на этой точке
зрения. Если лидер – это уверенный
в себе человек, то, что мы вкладываем
в понятие «уверенность»?
В том или ином виде проблему
уверенности в себе, доверия к
себе и к своим способностям можно
обнаружить практически в любой
психологической теории, так или
иначе касающейся психологии личности.
То, что люди различаются по степени
уверенности в себе, совершенно очевидно.
Понятие «уверенность» присутствует
в большинстве языков мира, в некоторых
даже встречается несколько слов
для обозначения этого качества
личности. Однако как психологическое
понятие «уверенность в себе» (английское
assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась
в учебниках психологии сравнительно
недавно.8
Экспериментальному психологическому
изучению уверенности в себе предшествовала
практика «тренинга уверенности» в
клиниках неврозов и в обычных
больницах. Этот факт указывает на источник
интереса психологов к проблемам
уверенности. Практические психологи
и психотерапевты в ходе своей
работы обнаружили, что большинство
невротических больных и большая
часть обычных больных в той
или иной степени страдают от скованности,
одиночества, от неуверенности в
себе и своем будущем.
Психологи попытались обнаружить
причины неуверенности себе и
найти пути коррекции, лечения или
ослабления ее невротизирующего влияния.
Первым, кто серьезно занялся этой
проблемой, был Андре Сальтер, владелец
и главный врач довольно крупной
и богатой клиники неврозов в
Америке. Начав работу с неуверенными
клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер
обобщил свой опыт и попытался дать ему
теоретическое обоснование в своей книге
«Условно-рефлекторная терапия».
Ссылаясь на теорию И.П.Павлова,
Сальтер предположил, что причиной
неуверенности может быть преобладание
процессов торможения над процессами
возбуждения, приводящее к формированию
«тормозной» личности, неспособной
к открытому и спонтанному
выражению своих чувств, желаний
и потребностей, ограниченной в самореализации
и испытывающей вследствие этого
затруднения в контактах с
другими людьми. По мнению Сальтера,
большинство его современников
в той или иной степени страдали
от такого рода нарушения нервного
баланса.9
На основе своего
клинического опыта Сальтер выделил
и описал шесть характеристик
здоровой, уверенной в себе личности:
1) Эмоциональность речи,
что соответствует открытому,
спонтанному и подлинному выражению
в речи всех испытываемых чувств.
Под этим Сальтер понимал, во-первых,
открытость. С его точки зрения,
уверенный человек чувства «называет
своими именами» и не заставляет
партнера (партнеров) по разговору
догадываться, что же именно за
чувство стоит за его словами.
Это тем более важно, что
партнер, скорее всего, поглощен
своими собственными чувствами,
и будет реагировать скорее
на контекст беседы. Во-вторых, чувства
уверенный в себе человек выражает
спонтанно, то есть в тот
момент, когда они возникли. В-третьих,
уверенный человек говорит именно
о тех чувствах, которые он
испытывает. Он не стремится скрыть
или «смягчить» проявления своих
как позитивных, так и негативных
чувств. Относительно невоздержанности
в выражении эмоций я тоже
должен ответить «да» - уверенный
в себе человек часто выражает
эмоции, до которых другим и
дела нет. Но именно это помогает
стать душой компании, заводить
новых друзей, спасает от одиночества
и т.д. По этому поводу мне
вспоминается рекомендация, которую давал
Андре Сальтер своим клиентам: «Не будь
чувствительным, будь – эмоциональным».
2) Далее Сальтер говорит
об экспрессивности и конгруэнтности
поведения и речи, что означает
ясное проявление чувств в
невербальной плоскости и соответствие
между словами и невербальным
поведением. Психологи, занимающиеся
изучением уверенности в себе,
вообще, много внимания уделяют
изучению особенностей невербального
поведения уверенных в себе
людей.
3) Умение противостоять и атаковать,
проявляющееся в прямом и честном
выражении собственного мнения,
без оглядки на окружающих, также
характерно для уверенного поведения.
Наглость – второе счастье.
Но не случится ли так, что
преувеличение значения личных
мнений, сомнений, желаний и ценностей
приведет к санкциям со стороны
социального окружения. Иными
словами: хорошо ли это –
в явной и открытой форме
говорить о своих желаниях, мнениях
и чувствах? Не получается ли
так, что человек уверенный
в себе – это человек переоценивающий
свои возможности и не умеющий
сдерживать свои эмоции? Не будет
ли от этого хуже? Именно так
и получается. Но только хуже
не будет. Как считает Ромек:
уверенность в себе – это
переоценка позитивных сторон
своих навыков, способностей, переоценка
шансов, которые нам предоставляет
окружающий нас мир. Парадокс:
ведь именно эта неадекватно
позитивная оценка позволяет
ее обладателю браться за многое
и многого достигать в тот
момент, когда неуверенный постоянно
сомневается и не может принять
решение.
4) Уверенный в себе человек
не стремится спрятаться за
неопределенными формулировками. Чаще,
чем другие люди, уверенные в
себе используют местоимение
«Я». Попытки спрятаться за
неопределенными формулировками («все
ученики нашего класса хотят…»,
«правительство работает», «мы
боремся с преступностью») считаются
проявлением слабости и неуверенности
в своих силах. Более того, именно
мнение меньшинства, а в решающие
моменты истории – и отдельных лиц, которое
даже лексически трудно выразить в безличной
форме или от третьего лица («есть мнение»,
«некоторые полагают»), часто оказывает
решающее влияние на принятие наиболее
творческих и продуктивных решений. Не
вследствие ли этого Майерс определил
уверенность в себе одним из главных качеств,
заставляющих серое большинство считаться
с неординарными решениями и идеями?
5) Им не свойственно
самоунижение и недооценка своих
сил и качеств, они способны
без стеснения выслушивать похвалу
в свой адрес. Самоуважение
и самоуверенность. Конечно, всегда
остается опасность переборщить.
Не производит хорошего впечатления
человек, за самоуверенными высказываниями
и претензиями (на власть, внимание,
на должность) которого ничего
не стоит – никакой самобытности,
никаких знаний, никакого опыта.
Это – тот случай, который однозначно
осуждается в большинстве культур,
за исключением, может быть, лишь
крайне индивидуалистичных. И именно
этого следовало бы опасаться
– чрезмерной переоценки своего
потенциала.
6) Способность к импровизации, т.е.
к спонтанному выражению чувств
и потребностей, также характерна
уверенным в себе людям. Действия
совершаются спонтанно, без долгого
обдумывания и откладывания решающего
разговора. Возможные недоразумения
разрешаются не в результате
интриг и скандалов, а в открытом
и честном разговоре.
Исходя из этих и многих других
исследований, можно считать, что
уверенность в себе есть свойство
личности, ядром которого выступает
позитивная оценка индивидом собственных
навыков и способностей как достаточных
для достижения значимых для него
целей и удовлетворения его потребностей.
Основой для формирования такого
рода оценок служит достаточный поведенческий
репертуар, позитивный опыт решения
социальных задач и успешного
достижения собственных целей (удовлетворения
потребностей). Для формирования уверенности
в себе важен не столько объективный жизненный
успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная
позитивная оценка результатов собственных
действий и оценки, которые следуют со
стороны значимых людей. Позитивные оценки
наличия, "качества" и эффективности
собственных навыков и способностей определяют
социальную смелость в постановке новых
целей и определении задач, а также инициативу,
с которой человек берется за их выполнение.
То есть, как итог, можно
сказать, что быть уверенным значит:
Делать то, что хочешь,
как хочешь и когда хочешь. Высоко
оценивать свои навыки и способности,
вероятность осуществления желаний и
достижения личных целей. Не волноваться
сверх меры о том, что о тебе подумают другие.
Знать свои права и уметь их отстаивать.
Быть настойчивым, добиваясь того, чего
хочешь. Уметь сказать «Нет», если нет
желания что-либо делать. Позволять себе
ошибаться, проигрывать с достоинством.
Успехи считаются личной заслугой. Действовать
уверенно, даже если на самом деле волнуешься.
Не компенсировать неуверенность агрессией.
4. Теория личности
Альфреда Адлера
Принимая во внимание все
вышеперечисленные характеристики,
лидерами становятся уверенные в
себе люди. Так трактуют и большинство
теорий лидерства. Но не стоит забывать
еще одну уникальную теорию личности Альфреда
Адлера. Согласно Адлеру, преследующее
всю жизнь чувство собственной неполноценности
и от этого неуверенности в себе толкает
нас к успеху, дает импульс к действиям,
делает многих людей истинными лидерами.
Это идет в противовес большинству предыдущих
теорий, в которых даже не предполагалось,
что изначально слабые в определенных
аспектах личности могут стать лидерами.
Другими словами, даже неуверенные в себе
люди тоже занимают лидирующие позиции.