Лидерство и власть в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить сущность и влияние лидерства и власти на поведение персонала в организациях торговли и питания, на примере Краснобаковского РАЙПО.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучить практическую реализацию лидерства в Краснобаковском РАЙПО;
- провести анализ лидерских и властных качеств руководителей;
- дать рекомендации по совершенствованию эффективности власти в Краснобаковском РАЙПО.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Характеристика предприятия РАЙПО
ГЛАВА 2. Лидерство в организации
2.1 Лидерство и менеджмент
2.2 Стили лидерства
2.3 Влияние лидерства на поведение персонала
2.4 Анализ лидерских и властных качеств формального и неформального лидера
ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию эффективности
власти РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

вся курсовая по орг. поведению.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

 

11. Основные формы власти, используемые в РАЙПО.

В РАЙПО используется Законная (легитимная) власть или власть, основанная на традиции.

Именно она долгое время господствует в этой организации. Признание подчиненными авторитета руководства, законности его власти было традиционным, да и поныне сохраняется, оставаясь распространенной и официальной формой влияния, обеспечивающей организации стабильность. Такая власть имеет ряд преимуществ. Она безлика, и поэтому недовольство подчиненного всегда связано с должностью, а не с личностью руководителя. Она предсказуема, и потому не вызывает чувства страха. Кроме того, в обмен на признание такой власти подчиненный получает ощущения принадлежности к определенной социальной группе (удовлетворяет потребность в ассоциации) и защищенности потребность в безопасности. Есть одно негативное проявление власти традиции - консервативность.

           Форма власти на личностной основе- власть убеждения.

Она проявляется в стремлении человека передать другим свою точку зрения, которым он как бы «продает» свою идею, аргументируя все ее преимущества. Для достижения этой цели он вполне сознательно может использовать другие формы (например, харизму или компетентность), но только убеждением может действовать тот, кто не обладает формальной властью и не в состоянии предложить своим последователям никакого вознаграждения.

12. Социально- психологический климат в коллективе.

Характеристика психологического настроя работников может быть названа приверженностью предприятию. Указанную характеристику можно интерпретировать как особую психологическую связь работника с предприятием, которая включает три составляющих: чувство вовлеченности в работу, лояльность предприятию и доверие ценностям предприятия. Вовлеченность в работу состоит в сильном желании работника прилагать значительные усилия в интересах данного предприятия. Лояльность предприятию выражается в сильном желании оставаться его работником, несмотря на встречающиеся трудности. Доверие предприятию состоит в личностном принятии работником целей и ценностей предприятия.

13. Сплоченность в коллективе и группах (за счет чего обеспечивается)

Сплоченность является  важнейшей  социологической характеристикой коллектива.    Ключевым моментом в создании  сплоченного  коллектива  является  подбор людей   на   основе   совпадения   их   жизненных   ценностей   относительно профессиональной деятельности  и нравственных аспектов человеческой жизни. В РАЙПО ведутся мероприятия по улучшению сплоченности: все вместе ходят на обед; идет учет о том, ,  насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться.  Важно правильно  расставить  работников  на  рабочих  местах. Проводятся корпоративные вечеринки, собрания.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Лидерство в организации

2.1 Лидерство и менеджмент

 

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический  тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.

Лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе. Так, если взять в качестве примера директора РАЙПО, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции, занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель, в моем случае, это заместитель по торговле, пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в коллективе лидером скорее будет считаться заместитель по торговле, чем его непосредственный начальник – директор РАЙПО.

Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в жизни реже.

Сравним два типа отношений управления. Они представлены в таблице 3- отличия менеджера от лидера:

Таблица 3- Отличия менеджера от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Командует, убеждает

Вдохновляет, призывает

Выполняет указания других

Реализует собственные цели

Действует на основе расчета

Действует на основе видения

Ориентируется на организацию

Ориентируется на людей

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Принимает решение

Реализует решения

Делает как нужно

Делает что нужно

Пользуется уважением

Пользуется любовью

 

В организации, которую я исследую, заместитель по торговле является лидером, она строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Также она учитывает потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. А директор РАЙПО в большей степени просто менеджер, он управляет компанией, ориентируясь не на людей, а на организацию. Но в том, что директор менеджер есть свои плюсы. Менеджмент в компаниях имеет дело с управлением сложными структурами. Он состоит из формальных управленческих методов и процедур. В отсутствие грамотного менеджмента хаос охватит предприятие настолько, что поставит под угрозу само его существование. Умелый менеджмент вносит в основные показатели деятельности компании, такие как качество и прибыльность продукции, известную долю упорядоченности и последовательности. Поэтому лидерство и менеджмент дополняют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Стили лидерства

 

Любой лидер, в большей или меньшей степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:

- каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.

- честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.

- помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.

- чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.

Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).

Демократический стиль основан на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства. Как правило, он может удачно выявить, принять и реализовать стратегические цели развития предприятия, сочетая групповые интересы. Это хороший «политик», «дипломат», «стратег», «хитрая лиса», просчитывающий варианты на много шагов вперед, сочетающий методы убеждения и принуждения. Это доброжелательный и открытый человек, как правило, неподдающийся соблазнам: деньги, женщины и власть, т.к. они крайне раздражают завистников и способствуют росту оппозиции. В своей работе постоянно опирается на группу единомышленников в лице дирекции, правления, президиума, совета.

Либеральный стиль заключается в том, что руководитель в принятии решений ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать, чтобы соблюсти паритет интересов, часто занимает различные позиции сторон, «сталкивает» их между собой, пытается быть «добрым шефом», но иногда, невольно, становится марионеткой в руках подчинённых, которые фактически управляют предприятием. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства.

Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов. Либеральный, авторитарный и демократический стиль могут преобладать у того или иного руководителя, но никогда не достигают абсолюта, так же как в природе нет чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов и перечисленные выше темпераменты всегда проявляются у человека в определённой пропорции с преобладанием одного из них. Сильные и слабые стороны стилей руководства представлены в таблице 4:

 

Таблица 4- Сильные и слабые стороны стилей руководства

Стиль руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.

 

Личное установление целей и выбор средств их достижения.

 

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху.

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера.

 

Принятие решений разделено по уровням на основе участия.

 

Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях.

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации.

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.

Коммуникации строятся в основном по горизонтали.

Сильные стороны

Внимание срочности и порядка, предсказуемость результата.

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении.

Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера.

Слабые стороны

             

Сдерживается индивидуальная инициатива.

Требует много времени на принятие решений.

Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера.

Информация о работе Лидерство и власть в организации