Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:50, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить сущность и влияние лидерства и власти на поведение персонала в организациях торговли и питания, на примере Краснобаковского РАЙПО.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучить практическую реализацию лидерства в Краснобаковском РАЙПО;
- провести анализ лидерских и властных качеств руководителей;
- дать рекомендации по совершенствованию эффективности власти в Краснобаковском РАЙПО.
Введение
ГЛАВА 1. Характеристика предприятия РАЙПО
ГЛАВА 2. Лидерство в организации
2.1 Лидерство и менеджмент
2.2 Стили лидерства
2.3 Влияние лидерства на поведение персонала
2.4 Анализ лидерских и властных качеств формального и неформального лидера
ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию эффективности
власти РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Я разобрала стили управления: авторитарный, демократический и либеральный, в каждом есть свои плюсы и минусы. Директором РАЙПО применяется стиль руководства - авторитарный. Он единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных. Однако, в его стиле есть плюсы: обеспечивает четкость и оперативность управления; создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; минимизирует время принятия решений; не требует особых материальных затрат. Но есть и недостатки: отсутствие действенных стимулов труда; жесткая система контроля; невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом. В отличие от директора, неформальный лидер – заместитель по торговле применяет стиль руководства- демократический. Ее стиль позволяет: стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей; успешнее решать инновационные, нестандартные задачи; эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда; повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом; создавать благоприятный психологический климат в коллектив.
2.3 Влияние лидерства на поведение персонала
Одними из основных показателей работы любого предприятия является позиция руководства, результативность, психологический климат. Именно руководитель влияет на становление психологического климата на предприятии. Поэтому руководителям особенно важно знать те качества, которые способствуют поддержанию здорового психологического климата.
Применение авторитарного стиля со стороны директора РАЙПО влечет за собой некоторые последствия, такие как:
- скованное, схематическое воображение подчиненных;
- при выполнении заданий склонность к срочности и атаке от руководителя;
- наличие и поддержание таинственности и секретов на предприятии;
- неудовлетворенность исполнителей своим трудом;
- высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя;
- ухудшение социально-психологического климата в коллективе и снижение показателей эффективности;
- четкость поставленных задач, ведет к более эффективной работе.
Но также есть руководитель неформальный. Применение его стиля лидерства ведет за собой положительные последствия влияния на персонал:
- работник чувствует, что он причастен к коллективу;
- подчиненные проявляют инициативу, находят более творческие решения поставленных задач;
- активные коммуникации между работниками, обмен идеями;
- мотивация к работе;
- работникам хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот;
- снижение числа конфликтов;
- благоприятный психологический климат в коллектив;
- удовлетворенность исполнителей своим трудом.
Сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях можно сказать, что разницу в производительности объясняет стиль лидерства. Оказалось, что стиль управления, сосредоточенный на человеке, не всегда способствует повышению производительности труда и не всегда является оптимальным поведением руководителя. Поэтому сочетание двух стилей руководства является приемлемым для этой организации, так как она уже довольно долго находится на рынке торговли и общепита и сохраняет там свои позиции.
Я провела опрос среди сотрудников этой организации, чью власть они считают более эффективной. Этот опрос я отразила на диаграмме (Рисунок 2- Опрос сотрудников)
Рисунок 2- Опрос сотрудников
На диаграмме мы видим, что преобладающее число сотрудников склоняются к власти зама по торговле, но также есть сотрудники, считающие власть директора эффективной. Они считают, что он ставит более четкие задачи, выполнение работ в указанные сроки.
2.4 Анализ лидерских и властных качеств формального и неформального лидера
В настоящее время, изучая лидерскую власть, выделяют не только научный, но и практический интерес. С целью изучения профессионально важных лидерских качеств руководителей используются различные методы, в частности экзамен, экспертные оценки, психологическое тестирование, инструментальные измерения.
Мной были проведены тесты: Тест 1 «Способны ли вы влиять на других?»- приложение А, с помощью которого были опрошены формальный и неформальный лидеры организации. Ответы на вопросы представлены в таблице 5- ответы на тесты:
Таблица 5- Ответы на тесты
Номер вопроса | Директор РАЙПО | Заместитель по торговле в РАЙПО |
1. | Да | Да |
2. | Да | Нет |
3. | Нет | Да |
4. | Да | Да |
5. | Да | Нет |
6. | Да | Да |
7. | Нет | Да |
8. | Да | Нет |
9. | Да | Нет |
10. | Да | Да |
11. | Нет | Да |
12. | Да | Да |
13. | Да | Да |
Директор РАЙПО набрал 35 баллов, а заместитель по торговле 60 баллов. Это значит, что оба лидера имеют способность влиять на других. Они превосходно чувствуют себя в этой роли.
Также я провела опрос, что является наиболее важным в работе руководителя. Этот опрос представлен на рисунке 3- Опрос сотрудников о важных аспектах в работе руководителя:
Рисунок 3- Опрос сотрудников о важных аспектах в работе руководителя
На диаграмме представлен опрос среди сотрудников организации. При опросе было выявлено, что наиболее важным в работе руководителя являются коммуникации. Далее важным являются материальные поощрения, проявление инициативы, дисциплина и порядок, и дипломатичность со стороны руководителя.
ГЛАВА 3. Разработка предложений по совершенствованию эффективности
власти РАЙПО
Одним из наиболее важных личностных навыков лидера- способность управлять своим внутренним состоянием. Она включает способность выбирать и поддерживать именно то внутреннее состояние, которое будет способствовать эффективным действиям в качестве лидера. Чтобы власть руководителей была эффективной, они должны постоянно совершенствовать стиль и методы работы, трудовой потенциал, уметь управлять своими эмоциями и внутренним состоянием.
При опросе № 2 были выявлены важные аспекты в работе руководителей. Директору не хватает дипломатичности, активного участия в обсуждении принятия решений, доброжелательности. А заму по торговле не хватает более жесткого контролирования действий сотрудников, четко поставленных задач, дисциплины и порядка. Для осуществления этих задач формальному руководителю следует:
- проводить больше корпоративных вечеринок, чтобы стать ближе к коллективу, больше общаться с сотрудниками.
- делегировать полномочия, есть сотрудники, которые могут еще лучше понимать ту или иную проблему.
- быть более снисходительным и доброжелательным.
- награждать сотрудников, за какие- то их достижения, хвалить их.
- заботится о коллективе, предоставляя им отпуска в санатории, лечебно- оздоровительные комплексы, предоставлять путевки в лагерь детям сотрудников.
- не подавлять инициативу работников, а наоборот развивать ее и поощрять.
- утром проводить десятиминутную планерку.
Были выявлены недостатки и в работе неформального руководителя. Чтобы работа этого руководителя стала еще более эффективной, ему следует:
- ставить более четкие цели.
- проводить планерку с утра, чтобы поставить задачи на текущий день.
- быть более жестким в вопросах контроля, порядка и дисциплины.
- давать объективную оценку подчиненным.
Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема лидерства и руководства изучена теоретически и практически: рассмотрены понятия и сущность лидерства, определены лидерские способности руководителя организации, и даны рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Лидерство это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.
Одним из ключевых вопросов управления организацией является процесс лидерства, который был подробно рассмотрен во второй главе. Мы изучили теоретические основы лидерства в организации и практическую реализацию лидерства на примере Краснобаковского РАЙПО, для этого решили ряд задач:
- сформулировали понятие лидерство;
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетаний различных источников власти и направлений на побуждение людей к достижению общих целей;
В самом широком смысле лидерство можно определить, как способность влиять на других в направлении достижения определённой цели.
- сравнили лидерство и менеджмент;
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
- показали стили лидерства и влияние его на поведение персонала.
Мною были проведены тесты в Краснобаковском РАЙПО, в результате которых было выявлено, что лидер не может применить свои качества и навыки без способности влиять на людей, поэтому важно определить уровень своего влияния на других, также дала рекомендации по совершенствованию лидерской власти в РАЙПО, путем развития лидерских навыков.
Из всего вышесказанного следует, что в настоящее время актуально изучать лидерство, так как все управление построено на лидерстве, не будет лидерства, не будет и управления.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест «Способны ли вы влиять на других?».
Каждый из нас, как известно, подвержен влиянию других людей, нередко и сам старается повлиять на них в желаемом направлении. Предлагаем проверить, какой силой внушения наделены вы. Каждый, в силу своей профессии, должен обладать этим качеством
Отвечайте на вопросы «да» или «нет».
1. Выбрали бы вы профессию актёра или политика?
2. Раздражают ли вас люди, которые экстравагантно одеваются или ведут себя?
3. Способны ли вы поделиться с другим человеком своими личными переживаниями?
4. Реагируете ли вы немедленно на малейшее проявление неподобающего к вам отношения?
5. Задевают ли вас успехи других в той области, в какой хотелось бы достичь успехов вам?
6. Готовы ли вы взять на себя очень трудное дело только для того, чтобы показать, что оно вам под силу?
7. Могли бы вы пожертвовать всем ради совершения чего-то исключительного?
8. Хотите ли вы, чтобы вас всегда окружал один и тот же круг друзей?
9. Придерживаетесь ли вы в своей жизни строго расписанного по часам распорядка?
10. Любите ли вы переставлять мебель в квартире?
11. Нравится ли вам делать привычное дело каждый раз по-новому?
12. Любите ли вы подтрунивать над теми, у кого слишком большое самомнение?
13. Можете ли вы сказать своему начальнику или тому, кто считается общепризнанным авторитетом, что он не прав?
Теперь подсчитайте балы. Баллы представлены в таблице 6- баллы:
Таблица 6- Баллы
| да | нет |
1. | 5 | 0 |
2. | 0 | 5 |
3. | 5 | 0 |
4. | 5 | 0 |
5. | 5 | 0 |
6. | 5 | 0 |
7. | 5 | 0 |
8. | 0 | 5 |
9. | 0 | 5 |
10. | 5 | 0 |
11. | 5 | 0 |
12. | 5 | 0 |
13. | 5 | 0 |