Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа
Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Управление лидерством в организации
Заключение
Список использованной литературы
В целом лидерские
отношения отличает то, что последователи
признают лидера составной частью организации
только тогда, когда он доказал свою
компетентность и ценность. Лидер
получает свою власть от последователей,
поскольку они признают его в
качестве лидера. Для поддержания
своей позиции лидер должен предоставлять
им возможность удовлетворять свои
потребности, которые не могут быть
достигнуты по-другому. В ответ они
удовлетворяют лидерскую
Неудачи постигают
лидеров по разным причинам, но успех
к лидерам приходит во многом при
наличии у них достаточно одинаковых
способностей и умений. Изучение опыта
работы многих лидеров-практиков свидетельствует.
Что для успеха им необходимо иметь способность
создавать образ будущего состояния организации
и доведения его до последователей. Также
успешного лидера характеризует то, что
он наделяет последователей соответствующими
правами и полномочиями по осуществлению
выраженной в видении цели, может признать
свои слабые стороны и привлечь для их
устранения необходимые ресурсы, в том
числе и людские. В передаче последователям
видения в такой форме, чтобы оно вселяло
в них энтузиазм и обязательства, лидеру
может помочь использование эффективной
коммуникации.
В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
1.2. Типология лидерства
Богатство сторон, аспектов
лидерства определяет многообразие
его типологии. Наиболее простой
и широко распространенной классификацией
лидерства в организации
1. Деловое лидерство.
Оно характерно для групп,
2. Эмоциональное
лидерство. Оно возникает в
социально-психологических
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуа-ции, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Имеются и другие
классификации лидерства в
По содержанию различают:
лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.
По стилю различают:
Авторитарный. Это
лидер, требующий монопольной власти.
Он единолично определяет и формулирует
цели и способы их достижения. Связи
между членами группы сведены
до минимума и проходят через лидера
или под его контролем. Авторитарный
лидер пытается повысить активность
подчиненных административными
методами. Его главное оружие - «железная
требовательность», угроза наказания,
чувство страха. Отнюдь не все авторитарные
лидеры грубые, импульсивные люди, по их
роднит холодность, властность. Психологический
климат в группе, где практикуется
этот стиль лидерства, характеризуется
недостатком доброжелательности и
взаимного уважения между лидером
и его последователями. Авторитарный
стиль экономит время и дает возможность
предсказать результат, но при его
использовании подавляется
Демократический. Этот
стиль, по мнению большинства исследователей.
Оказывается более
Пассивный. Такого лидера
характеризует отсутствие похвалы,
порицаний. Предложений. Он старается
уйти от ответственности, перекладывая
ее на подчиненных. Установка подобного
лидера - по возможности незаметное
пре бывание в стороне. Лидер избегает
конфликтов с людьми и устраняется от
разбора конфликтных дел, передавая их
своим заместителям и другим людям, старается
не вмешиваться в ход деятельности группы.
Этот стиль позволяет начать дело так
как видится возможно более компетентным
подчиненным без вмешательства лидера.
Однако группа может потерять скорость
и направление движения без лидерского
вмешательства.
Многие исследователи
не выделяют этот стиль как особый,
ограничиваясь
По характеру деятельности
различают:
универсальный тип,
т. е. Постоянно проявляющий качества
лидера;
ситуативный, проявляющий
качества лидера лишь в определенной ситуации.
Помимо названных,
нередко используется классификация
лидеров в зависимости от их восприятия
группой. Согласно такому критерию выделяются
следующие типы лидеров:
1) «один из нас».
Лидер этого типа особо не
выделяется среди членов
2) «лучший из нас».
Лидер, принадлежащий к
3) «хороший человек».
Лидер такого типа
4) «служитель». Такой
лидер всегда стремится
Типы восприятия
лидера отдельными членами группы часто
не совпадают или накладываются
друг на друга. Так, один сотрудник может
оценивать лидера как «одного
из нас», другие же воспринимают его
одновременно и как «лучшего из нас»,
и как «служителя» и т.п.
Лидерство различается
по силе влияния на членов группы (организации).
Одного лидера люди слушаются беспрекословно,
советам же или указаниям другого
следуют лишь до тех пор, пока они
не вступают в противоречие с их
собственными интересами и установками.
В зависимости от
направленности влияния на реализацию
целей организации лидерство
делится на:
конструктивное (функциональное),
т.е. способствующее осуществлению целей
организации;
деструктивное (дисфункциональное),
т.е. формирующееся на базе стремлений,
наносящих ущерб организации (например,
лидерство в сфор-мировавшейся на предприятии
группе воров или взяточников);
нейтральное, т.е. не
влияющее непосредственно на эффективность
производственной деятельности (например,
лидерство в группе работающих в
одной организации садоводов-
Конечно, в реальной
жизни грани между этими типами
лидерства подвижны, особенно между
конструктивным и нейтральным лидерством.
Конструктивное лидерство,
как уже отмечалось, -- один из важнейших
компонентов эффективного руководства.
Оптимальным для руководителя является
сочетание в себе качеств формального
и неформального лидера. Однако совмещение
в одном лице этих социальных ролей, особенно
роли руководителя и эмоционального лидера,
трудно достижимо. Для эффективности управления
обычно достаточно, чтобы руководитель
одновременно являлся и деловым лидером.
Конечно, уровень позиции, занимаемой
руководителем в системе эмоциональных
отношений, также влияет на эффективность
руководства. Он не должен быть чрезмерно
низким, переходящим в антипатию. В последнем
случае эмоциональная неприязнь может
существенно подрывать деловой и должностной
авторитет руководителя и снижать эффективность
его деятельности.
3. Управление лидерством
в организации
Первостепенная значимость
лидерства для эффективности
руководства, его позитивное и негативное
воздействие на управление персоналом
придают задаче влияния на этот феномен
особую практическую важность. Сама же
задача нередко формулируется как
управление лидерством, хотя такая
формулировка далеко не бесспорна. Среди
специалистов до сих пор не завершена
дискуссия о том, является формирование
лидерства управляемым или это
стихийный в своей основе процесс.
Иными словами, лидерами становятся
или рождаются?
Несмотря на отсутствие
однозначного ответа на данный вопрос,
имеющиеся теоретические и
1. Выявление лиц
с прирожденными и (или)
Существует несколько
способов выявления лидерских
Известный американский
исследователь лидерства Стивен
Кови утверждает, что лидеров можно найти
на всех уровнях деловой активности, а
не только на самом верхнем. Лучшие лидеры
обычно придерживаются общего комплекса
ценностей, в который входят справедливость,
равенство, беспристрастность, целостность,
честность, доверие. Каждый человек может
определить свою и чужую пригодность к
лидерству с помощью следующих восьми
критериев:
1) непрерывное
2) ориентация на
служение другим;
3) излучение положительной
энергии, доброжелательность и
уклонение от восприятия
4) вера в других;
5) рациональное распределение
времени и усилий;
6) внутренняя уверенность,
оптимизм, свежий взгляд на собы-тия,
восприятие жизни как приключения;
7) самокритичность,
толерантность (терпимость), признание
заслуг других и их равного
права на самовыражение;
8) забота о физическом
здоровье, интеллектуальном и духов-ном
развитии.
2. Развитие лидерства
-- целенаправленное формирование и углубление
соответствующих качеств и навыков. Данный
аспект проблемы управления лидерством
в организации учитывает возможности
в большей или меньшей степени формировать
и развивать лидерские способности путем
обучения и самообучения, мотивирования,
тренингов и практического опыта. Для
развития лидерства используется ряд
процедур, теоретическим обоснованием
которых в той или иной мере являются рассмотренные
ранее теории лидерства. Их использование
помогает «стать лидером», обрести признание
группы, коллектива. Эти процедуры таковы.