Лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 01:17, курсовая работа

Описание

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.

Содержание

Введение
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
1.2. Типология лидерства
2. Управление лидерством в организации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

лидерство(2).docx

— 33.32 Кб (Скачать документ)

выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т.п.; 

развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских  качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся прежде всего профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и вовсе невозможно завоевать авторитет; развитый интеллект, который проявляется в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели и т.д.; 

 обеспечение социальной  компетентности лидера и его  доброжелательности в отношениях  с членами группы полагает  культуру общения, умение ясно  и четко выражать мысли, корректно  выслушивать сотрудников, делать  замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других  людей, умение понимать их, проникаться  их заботами и проблемами, оказывать  им поддержку и т.п.; 

приобретения умения и навыков быстро и правильно  оценивать ситуацию, знать и учитывать  особенности, интересы, запросы и  ожидания всех членов группы.Не менее важна для лидерства и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой деятельности не достижим. Повторяющиеся неудачи обычно ведут к утрате веры в лидера. 

3 Тесная увязка  и интеграция индивидуальных  целей и интересов членов группы  с организационными целями, реализация  потребностей, представительство и  защита интересов как отдельных  членов группы, так и коллектива  в целом Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству. 

4. Сочетание в  деятельности руководителя формального  и неформального лидерства. Подчиненные  всегда желают видеть в руководителе  не только начальника или лишенного  эмоций и переживаний сухого  технократа, но и человека, обладающего  лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об  эффективности организации и  о себе лично, но и о сотрудниках  

5. Организационная  интеграция лидеров, обеспечение  конструктивной направленности  их деятельности и устранение  деструктивного лидерства. Интеграция  лидеров предполагает обеспечение  лояльности существующих руководителей,  отбор наиболее способных работников, мотивированных на реализацию  целей организации, поощрение  их профессионально-должностного  роста, налаживание добрых отношений  и сотрудничества со стихийно  сложившимися группами и их  лидерами, формализация, если это  возможно и целесообразно, лидерства. 

Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации  в целом способны нанести деструктивные  лидеры, например лидеры групп противников  нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства  возможны различные способы действий. 

Первый и самый  простой из них -- разрушение системы «лидер -- последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д. 

Второй способ устранения деструктивного лидерства -- изменение  его харак-тера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации. 

Третий способ ликвидации деструктивного лидерства -- перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего. 

Четвертый способ устранения негативного для организации  лидерства -- подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных  глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п. 

Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности  в соответствующих лидерских  качествах. Факторами эволюции качеств  лидера можно считать: 

· изменение внешних  условий; 

· возникновение  новых проблем; 

· внутренние изменения  организации; 

· изменения индивидуальных и групповых ожиданий и интересов  в организации; 

· изменение ожиданий и интересов самого лидера. 

Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием  определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства: 

1) повышение эффективности  лидерства; 

2) постепенное падение  эффективности деятельности лидера; 

3) полная утрата  лидером способности к выполнению  собственных функций. 

Профессиональное  долголетие лидера и продолжительность  каждого из этапов его лидерства  зависят от многих социально-психологических  факторов, но можно сознательно уберечься  от столь печального развития ситуации: (1) постоянно самосовершенствоваться, развивая собственную компетентность, самоконтроль и самокритичность; (2) поощрять творческую атмосферу и  командный дух в организации. 

И, тем не менее, для  любого лидера наступает время, когда  надо освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и организации  будет лучше, если это произойдет вовремя.

Заключение

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое  количество исследований и публикаций.

Человек, желающий стать  лидером, должен обладать определенными  качествами, которые в различных  ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно  научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет  множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся  в компетенции лидера, основными  являются: утверждение и развитие определенного типа организационной  культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих  групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и  развитие партнерских отношений; своевременное  реагирование на динамику внешней среды  и управление изменениями.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным  использованием ресурсов организации  при решении насущных проблем  и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения). В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.

Но в нестабильных условиях, требующей от организации  постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной  деятельности зависит от потенциала лидерства.

Список использованной литературы

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2001.

Кравченко А. И. История  менеджмента. М. 2002.

Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 2003.

Пугачев В. П. Руководство  персоналом организации. М. 2002.

Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.

Информация о работе Лидерство в организации