Учитывая вышеизложенное,
можно выделить одну из возможных классификаций
методов управления, включающую не только
методы воздействия, но и методы познания,
исследования. Основанием классификации
здесь выступает функциональная содержательная
сторона управления. Преимущество ее,
на наш взгляд, состоит в том, что такая
классификация дает возможность проследить
взаимосвязь функций и методов управления.
Если мы признаем, что процесс управления
состоит из двух укрупненных стадий - выработки
решений и реализации решений, то мы не
можем не признать, что каждая стадия осуществляется
с помощью определенных методов, отражающих
технологическую сторону управления.
Познавательно-программирующие
методы управления
Особая значимость
научного обоснования управленческих
воздействий определяет роль
познавательно-программирующих методов,
которые по мере развития научно-технического
прогресса становится все более
разнообразными. В зависимости от
степени общности сферы области
применения принято различать всеобщие,
общенаучные и частнонаучные методы.
Всеобщим методом познания
является материалистическая диалектика,
метод изучения и объяснения
всего объективного мира. Этот
метод пронизывает всю систему
общенаучных и частнонаучных методов,
которые применяются с материалистических
позиций, с учетом законов и категорий
диалектики.
Общенаучные методы, не
обладая универсальностью диалектико-материалистического
метода, применяются во многих
областях науки. К ним относятся
логические и эвристические методы
(диалектическая и формальная
логика, анализ и синтез, наблюдение,
сравнение, выдвижение гипотез)
и другие приемы мыслительной
деятельности. Общенаучный характер
имеют также формализованные
методы (статистики, математики, кибернетики).
Особое место в ряду общенаучных
методов занимают моделирование
и эксперимент. К общенаучным
методам относятся различные
социологические методы, соединяющие
в себе основы логических и
формализованных методов исследования
(анкетирование, интервьюирование,
изучение документов, контент-анализ
и другие).
К частнонаучным относятся
методы, разрабатываемые той или иной
отраслью знания для решения своих задач.
Хотя эти методы питаются из общенаучных
источников, они имеют специфическую направленность.
Так, из общенаучного статистического
метода проистекают методы демографической,
уголовной, экономической статистики
и т.д.
В современных условиях
интенсивной дифференциации и
интеграции наук, их взаимопроникновения,
частнонаучный характер того или иного
метода относителен. Методы, создаваемые
в рамках одной науки с успехом применяются
в других.
Более того, методы, применяемые
в научных исследованиях, успешно
используются и в практической,
в частности, управленческой деятельности,
поскольку их гносеологическая
сущность не меняется в зависимости
от области применения. Однако
сказанное не дает основания
называть эти методы собственно
методами управления, можно лишь
говорить об их применении
и при решении управленческих
задач.
К собственно управленческим
относятся познавательно-программирующие
методы, разрабатываемые специально для
анализа систем и процессов управления,
решения управленческих задач. Это возникшие
сравнительно недавно методы системного
анализа, исследования операций, моделирования,
организационного проектирования, сетевого
планирования, создание которых с самого
начала было связано с ориентацией на
решение задач управления. При этом многие
из них оказались настолько богатыми по
содержанию, что вышли за пределы теории
управления и приобрели общенаучное значение.
В рамках смежных наук широко используются
системный подход, метод построения "дерева
целей", программно-целевой метод и
многие другие.
В названных научных
направлениях и методах нашли
отражение характерная для современного
этапа разработки методологических
вопросов все большая дифференциация
их содержания применительно
к различным областям общественной
практики. Чем специфичнее те
или иные задачи, чем больше
за их решением стоит проблем
общего характера, тем более
опосредована их методология.
Поэтому развитие названных выше
научных дисциплин и разрабатываемых
в их рамках научных методов
управления само по себе еще
не является достаточным условием
для практического применения
этих методов в таких специфических
системах управления как органы
внутренних дел.
Практика, в особенности
на исполнительском уровне системы,
в частности, в горрайорганах
внутренних дел, при самом заинтересованном
отношении к использованию современных
научных достижений оказывается
просто неспособной самостоятельно
ориентироваться в огромном потоке
научной информации и предметно
ее использовать в своих целях.
Попытки "прямой" реализации
тех или иных научных методов,
минуя специальную разработку
соответствующих методических средств,
малоперспективны. Отсюда потребность
в разработке соответствующих
научно-методических средств, являющихся
важнейшим звеном механизма внедрения
достижения науки в практику
управления органами внутренних
дел. Преобразование достижений
тех отраслей знания, которые
образуют методологические основы
управления органами внутренних
дел, в соответствующие прикладные
методические средства - это и
есть обеспечение этого управления
познавательно-программирующими методами.
В данном случае решается задача
создания комплекса непосредственно
практически значимых научно-методических
рекомендаций, моделей, алгоритмов
и т.д., в частности, анализа
и оценки оперативной обстановки,
изучения состояния борьбы с
различными видами преступлений, криминологического
прогнозирования, оценки деятельности
подразделений и служб, планирования,
расстановки сил и средств и др.
Научно-методическое
обеспечение управления органами
внутренних дел позволит при
решении конкретных задач пользоваться
без существенных изменений тем
или иным уже разработанным,
теоретически обоснованным и
практически проверенным методическим
средством.
Если разработка и
совершенствование различных научных
методов представляют область
интересов социологии, математики,
статистики, теории принятия решений
и т.д., то создание частных
методических средств для решения задач
управления - результат прикладных исследований.
Одним из наиболее
важных направлений научно-методического
обеспечения управления органами
внутренних дел является разработка
информационно-аналитических методик,
предназначенных для подготовки
управленческих решений.
Каждая из таких методик
должна, во-первых, определять общие исходные
положения по предмету анализа данной
задачи, очерчивать круг основных элементов
анализа - факторов, показателей, данных,
подлежащих исследованию, во-вторых, рекомендовать
(указывать) основные источники получения
необходимой и достаточной информации,
в-третьих, содержать конкретные совокупности
приемов, правил, способов оперирования
собранной информацией. Это могут быть
и простейшие приемы сопоставления и выведения
различных соотношений (процентов, уровней),
и графические, статистические методы,
и методы исследования операций, приспособленные
для решения соответствующих задач. Предложения
об использовании того или иного метода
должны содержать указание о преследуемых
в данном случае целях и раскрывать технологию
применения метода, например, что с чем
сравнивать или сопоставлять, за какой
период и в каком объеме и т.д. В отдельных
из них, кроме того, могут содержаться
общие указания о значении возможных результатов
анализа, о некоторых альтернативных гипотезах
и способах их проверки.
На примере управленческой
деятельности горрайлинорганов выводы
аналитической работы оформляются, как
правило, в правовой форме (рапорт, докладная
записка, аналитическая справка) и обычно
содержит прогностическую оценку. При
этом так называемые «методы программного
прогнозирования в органах внутренних
дел применяются, как правило, для решения
сложных, комплексных задач оперативно-служебной
деятельности. Это обусловлено, с одной
стороны, сложностью самих методов, а с
другой – высокой ответственностью за
результат исполнения сложных задач».
При разработке управленческого
решения в органах внутренних
дел используется метод разработки
проекта управленческого решения,
который определяется содержанием
задачи, а также разновидностью
самого решения (приказ, инструкция,
план и т.д.) и уровнем субъекта
управления, который принимает данное
решение.
В деятельности органов
внутренних дел часто встречаются
относительно одинаковые, в большей
или меньшей степени стандартные
задачи – действия на месте
происшествия, преступления, ликвидация
последствий технических аварий
и т.д. Поэтому более распространенным
методом является типовое программирование
действий. На его основе разрабатываются
типовые инструкции и планы,
примерные положения и наставления.
Непосредственно для разработки
данных документов применяют
метод моделирования ситуации
и метод комплексного, поэтапного
применения сил и средств. В
нестандартных ситуациях при
отсутствии резерва времени на
анализ решения (обычно на месте
локальных происшествий) находит
применение эвристический метод
принятия решений, в основе
которого – эмпирически сформулированные
правила, т.е. рекомендации, принимаемые
без доказательства. Для правильного
применения этого метода необходимо
четкое знание своих прав и
обязанностей, устойчивые навыки
профессиональной деятельности, умение
ориентироваться в нестандартных
обстоятельствах, а также сознание
ответственности за решение возложенных
задач.
Организационно-регулирующие
методы управления
Организационно-регулирующие
методы управления - способы непосредственного
воздействия на поведение управляемых
- весьма разнообразны.
К всеобщим методам
воздействия в управлении относятся
убеждение и принуждение.
Метод убеждения предполагает
стимулирование осознанного, желаемого,
соответствующего интересам работника
поведения человека в процессе
труда, а именно означает моральное,
психологическое, материальное воздействие
субъекта управления на сознание и волю
управляемых, поведение людей, которое
порождает, укрепляет и развивает сознательность,
соответствующую целям и задачам управления,
побуждает к осознанному исполнению распоряжений
субъекта управления.
Основными видами (мерами)
убеждения являются: разъяснение, обсуждение,
агитация, предостережение, показ положительного
опыта (образцов деятельности), поощрение
и др.
Существенную стимулирующую
роль в управлении играет поощрение.
Под поощрением понимается публичное
признание заслуг, награждение, оказание
общественного почета и т.п.
лицу в связи с достигнутыми
им успехами в своей работе
или выполнении общественного
долга. Меры поощрения могут
быть морального, материального
и морально-материального характера.
Метод принуждения
состоит в утверждении воли
субъекта управления вопреки воли
управляемого. В случае неисполнения воли
субъекта управления последний воздействует
на моральную, имущественную, организационную,
физическую сферу объекта управления
с целью преобразования его воли, подчинения
воли субъекта управления. Принуждение
в управлении выражается в применении
государственных и общественных принудительных
мер.
Очевидно, что пока
существуют социальные противоречия
в обществе, оба метода необходимы
в управлении, часто дополняют
друг друга. Однако их реальное
соотношение является лакмусовой
бумажкой степени демократичности
управления.
Названные всеобщие
методы воздействия практически
реализуются посредством трех
основных групп общих методов
- организационно-распорядительных, экономических
и социально-психологических.
Организационно-распорядительные
или, как их еще называют, административные
методы воздействия характеризуются
подчинением воли управляемого
воле управляющего по схеме - "власть
- подчиненные".
Субъект управления
в рамках предоставленных ему
полномочий односторонне через
соответствующие формы (распорядительство,
акты) выражает свою властную
волю, дает обязательные для исполнения
предписания. Содержание этих
предписаний составляют указания
управляемым о том, какие действия, какими
способами и в какие сроки надлежит совершить
или от совершения каких действий следует
воздержаться. Несоблюдение прямых предписаний
влечет дисциплинарную или иную ответственность.
Это, по существу, директивные методы управления.
В административных
методах наиболее ярко выражается
властная природа управленческой
деятельности. Использование их позволяет
субъекту управления прямо воздействовать
на управляемых, добиваться необходимого
подчинения. Однако, это не исключает возможность
учета интересов управляемых во всех управленческих
ситуациях. Применение административных
методов не исключает также предварительного
обсуждения управленческих решений на
заседаниях коллегий, советов, на совещаниях,
собраниях трудовых коллективов, а также
визирование и согласование проектов
указанных решений.
Административные методы
весьма разнообразны. По форме
они подразделяются на административно-правовые
и административно-организационные.
Административно-правовые
методы выражаются в том, что
они носят государственно-властный,
юридический характер. Указания, распоряжения
и т.п. субъекта управления. Выраженные
в правовой форме, обязательны
для тех, кому они адресованы,
и их исполнение гарантируется
принудительной силой государства.
Административные методы,
обладающие волевым, обязывающим
характером, иногда ошибочно отождествляют
с волюнтаризмом, произволом, голым
администрированием, которые, являются
в сущности, антиподами административных
методов управления.
Административные методы
в той или иной мере используются
повсюду, где осуществляется управление.
Особую роль административно-правовые
методы играют в управлении
обороной, государственной безопасностью
и внутренними делами. В связи
с этим вопросы правильного
использования и обоснованного
применения административных методов
в системе органов внутренних
дел приобретают особую важность.
От их умелого использования
зависит эффективность деятельности
органов внутренних дел по выполнению
возложенных на них задач и функций. Правильное
применение административных методов
способствует четкой и слаженной работе
в органах, повышает оперативность и гибкость
управления органами. И, наоборот, недооценка
роли административных методов влечет
отрицательные последствия, затрудняет
управление, ведет к утрате оперативности,
к снижению дисциплины и организованности.